Больше всего россияне при выборе банка ориентируются на рекомендации знакомых и родственников, меньше всего — на рекламу. При этом рейтинг доверия различным источникам информации среди жителей двух столиц (Москва, Санкт-Петербург) отличается от общероссийского. Значимость рекомендаций знакомых и родственников среди жителей двух крупнейших городов снижается, а роль рекомендаций независимых экспертов — наоборот, повышается. Таковы результаты всероссийского опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в мае 2011 г. *

Уровень доверия со стороны населения различной информации о банках в СМИ также пока невысок. Лишь пятая часть опрошенных при выборе банка опирается на содержание телевизионных репортажей. Отзывам незнакомых людей на форумах в Интернете или рейтингам банков верят не более 15% (и чаще это мужчины), а статьям в прессе — не более 13%. На рекомендации независимых экспертов (финансовых аналитиков, представителей госорганов) ориентируются только 14%.

Наименьшей популярностью и доверием пользуются инициативы, исходящие от самого банка. В частности, всего 3% россиян доверяют телефонному звонку сотрудника банка с консультацией или предложением, и 2% — пришедшему по почте предложению банка.

Доверие мужчин и женщин основным источникам информации практически не различается. Исключение составляют отзывы на Интернет-форумах и рейтинги банков — мужчины чаще ориентируются на эти данные. Примечательно, что чем выше уровень образования, тем выше доверие рейтингам банков, отзывам в интернете, а также советам экспертов, и ниже — рекомендациям родственников и знакомых.

С увеличением уровня доходов доверие россиян большинству источников увеличивается. Обратная тенденция наблюдается только в отношении коммуникаций, происходящих по инициативе самого банка. Так, респонденты с наиболее низким доходом значительно больше доверяют и ориентируются на предложения банка, пришедшие по почте или телефонный звонок сотрудника банка с консультацией или предложением.

Наличие регулярного доступа в Интернет влияет на уровень доверия различным источникам информации при выборе банка. Люди, постоянно пользующиеся Интернетом, больше доверяют тем источникам, которые можно найти в сети (форумы, рейтинги, рекомендации экспертов). Исследование также выявило, что в крупных городах (с численностью населения более 500 тыс.) телевизионные репортажи и статьи в прессе оказывают значительно большее влияние на выбор банка, в то время как в менее крупных доверие этим источникам информации менее выражено.

* Инициативный всероссийский опрос НАФИ в мае 2011 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Таблица № 1. Распределения ответов на вопрос: «Каким источникам информации вы доверяете при выборе банка больше всего?», % от респондентов.

Таблица № 2. Распределения ответов на вопрос: «Каким источникам информации вы доверяете при выборе банка больше всего?» в зависимости от частоты пользования Интернетом, % от респондентов.