Россия — это очень привлекательный рынок — самый большой в Европе с растущей покупательной способностью населения, отметил в своем недавнем интервью относительно возможности вступления России в ОЭСР генеральный секретарь ОЭСР А. Гурриа.

Растущий потребительский спрос — один из ключевых элементов привлекательности страны при оценке ее потенциальными инвесторами; именно этот параметр является важнейшим элементом роста экономики практически каждой развитой страны. Замедление спроса на товары, услуги и недвижимость со стороны населения в США стало одной из главных причин последнего экономического кризиса в мире.

На фоне восстановления мировой экономики после кризиса Международная Организация Кредиторов (WOC) провела исследование с целью выявить, действительно ли покупательная способность населения растет, каковы перспективы потребительского спроса и насколько спрос на товары и услуги со стороны населения России может способствовать росту российской экономики.

ВВП Российской Федерации по доходам и расходам

После сокращения на 7,8% в 2009 году, ВВП РФ (показатель взят в ценах 2008 года) вырос по итогам 2010 года на 4,0% до 39,6 млрд. руб., таким образом, незначительно превысив уровень 2007 года (см. диаграмму 1).

Рост ВВП России в 2011 году составит 4,2%, прогнозирует Всемирный Банк, и это значит, что показатель составит 41.3 трлн. руб. и выйдет на уровень 2008 года. Основным двигателем роста будет внутренний спрос, считают во Всемирном Банке.

По итогам 1-го полугодия 2011 года ВВП России подрос на 3.9%, а во 2-м показатель должен возрасти на 4.5%, прогнозируют в Минэкономразвития РФ.

 

Далее представлена структура ВВП России по расходам (диаграмма 2) и по источникам доходов (диаграмма 3).

Как видно из диаграммы 2, в 2009 году доля оплаты труда наемных работников возросла до 53% с 47% в 2008 году, что, к сожалению, объясняется не ростом показателя в реальном выражении, а потерями в других составляющих ВВП по доходам (объем чистых налогов сократился на 21% в 2009 году, валовой прибыли — на 12%). В 2010 году оплата труда наемных работников составила уже 50% от ВВП, рассчитанного исходя из доходов, и снижение доли произошло за счет более высокой динамики роста объемов чистых налогов (+26%) и валовой прибыли всех отраслей (+20%), в то время как оплата труда возросла на 10%.

 

Из диаграммы 3 видно, что расходы домашних хозяйств являются ключевой составляющей ВВП, подсчитанного на основе расходов.

В 2009 году доля расходов домашних хозяйств резко возросла — с 48% годом ранее до 54%, что объясняется более стабильной динамикой показателя по сравнению с другими элементами ВВП по расходам. Дело в том, что по итогам 2009 года объем расходов домашних хозяйств возрос на 5% по сравнению с 2008 годом, в то время как объемы валового накопления сократились на 30%, а объемы чистого экспорта — на 23%. Так как в 2010 году эти показатели продемонстрировали рост на 40% и 27%, соответственно, то доля расходов домашних хозяйств, которые в том же году выросли только на 10%, сократилась до 51%.

При корректировке данных на индекс потребительских цен картина даже с расходами домашних хозяйств выглядит значительно менее оптимистично. Так, в 2009 году показатель сократился на 3%, а в 2010 году возрос лишь на 0,5%.

 

Денежные доходы населения

Денежные доходы домашних хозяйств представляют собой основу для фактических затрат, производимых членами домохозяйства.

В совокупных денежных доходах населения оплата труда составляет 41%; доля этого показателя в последние годы колебалось в пределах от 39% до 45% (максимальное значение достигнуто в 2008 году).
Следующий по значимости элемент — социальные выплаты; их доля в 2009 году достигла максимального значения за последние 6 лет и составила 15%.

В динамике такого важного показателя, как доходы от предпринимательской деятельности, прослеживается негативный тренд: их доля в предыдущие 6 лет сокращалась и в 2009 году достигла 9,7%.

Это означает, что кризис ударил по заработным платам, по доходам предпринимателей, а также по доходам от собственности (их доля снизилась до 6,5% в 2009 году с 10% в 2005 и 2006 гг), при этом социальная составляющая доходов оставалась относительно стабильной, поэтому значимость ее в совокупных денежных доходах возросла.

 

Недавний кризис выразился в снижении темпов роста денежных доходов населения: показатель вырос в 2009 году только на 4% — до 28.5 трлн. руб., в то время, как, например, в 2006 году рост показателя, скорректированного на индекс потребительских цен, был в 4 раза выше.

 

Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2010 году, согласно данным Росстата, возросли на 4,2% по сравнению в 2009 годом, что можно оценивать позитивно.

Население. Занятость

Совокупные денежные доходы населения, являющиеся основой для спроса на товары, услуги и недвижимость, зависят не только от уровня заработной платы и социальных выплат в стране, но и от численности его населения, доли экономически активного населения, уровня занятости.

С середины 2007 года в России наблюдалось снижение уровня занятости населения с достигнутых максимумов в 63,4%, но после падения показателя до 62,1% в 2009 году начало происходить восстановление рынка труда. Однако, с численностью экономически активного населения ситуация иная. Начиная с 2001 года показатель демонстрировал устойчивый рост, а с 2008 года по 2010 год — падение, хотя и не очень значительное.

Для того, чтобы полностью понять перспективы численности экономически активного населения, можно взглянуть на прогнозы Росстата по совокупной численности населения России (см. табл. 2).

 

К сожалению, даже самый оптимистичный прогноз говорит, что к 2030 году численность населения останется приблизительно равной текущей, что с наблюдающимися тенденциями старения населения не дает возможности прогнозировать рост экономически активного населения страны.

Рост денежных доходов можно ожидать только за счет увеличения занятости и уровня заработных плат, а также увеличения объемов социальных выплат. В случае благоприятного экономического климата в стране можно также ожидать роста доходов от предпринимательской деятельности.

 

Использование денежных доходов населения. Оборот розничной торговли.

Экономическая теория гласит, что склонность населения к сбережениям в моменты кризиса растет, а расходы на покупку товаров и оплату услуг сокращаются. Однако, в период кризиса в 2008 году доля сбережений при использовании денежных доходов сократилась до 5.3% (минимум с 1999 года), а расходы на покупку товаров и оплату услуг возросли до максимального значения с 2001 года (74,1%).

Видимо, подобная динамика связана не с оптимизмом населения, готового тратить больше средств в период кризиса и меньше сберегать, а с недостатком средств для осуществления сбережений. Это подтверждается и ростом доли обязательных платежей и разнообразных взносов в структуре использования денежных доходов населения.

В 2009 и 2010 годах доля расходов на покупки товаров и оплату услуг сократилась до 69,9%, что можно назвать нормой, так как среднее значение этого показателя в РФ за последние 10 лет составило 71,2%.

В 2009 и 2010 годах население смогло компенсировать недостаток отложенных в 2008 году средств: доля сбережений в эти годы резко выросла: почти в 3 раза по сравнению с уровнем 2008 года и достигла максимума с 1991 года, составив 14,5% (см. диаграмму 5).

Для сравнения: в США в 2010 году доля сбережений составила лишь 5,8%, в Канаде — 4,4%, в Германии — 11,4%, в Швейцарии — 10,1%.

Среднее значение доли сбережний в РФ за последние 10 лет составляет 10,5%.

Относительно высокий уровень сбережений можно расценивать позитивно — это может помочь населению в случае потенциального экономического кризиса или — в случае экономической стабильности — будет способствовать совершению крупных покупок и росту расходов в будущем.

 

Одним из показателей активности внутреннего спроса служит оборот розничной торговли.
Согласно оперативным данным Росстата, в 2010 году показатель составил 16468,6 млрд. руб., что в товарной массе составляет 106,3% по сравнению с 2009 годом. За период январь-май 2011 года показатель достиг отметки 7182,4 млрд. руб., это в товарной массе составило 105,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что свидетельствует об усилении внутреннего спроса.

Кредитование

Одним из способов стимулирования потребительского спроса на товары, а также спроса населения на недвижимое имущество является кредитование, которое активно развивается в России.
Из табл. 3 видно, что пик потребительского кредитования в России за рассмотренный период пришелся на 2008 год, составив 4 трлн. руб. и достигнув 9.7% по отношению к ВВП РФ. В 2010 году абсолютный объем показателя превысил значение 2008 года (4,1 трлн. руб.), но по отношению к ВВП 2010 показатель сократился до 9,1%.

Аналогичная ситуация складывалась с ипотечными жилищными кредитами и жилищными кредитами*.

 

Чтобы понять перспективы развития кредитования в России, мы рассмотрели аналогичные показатели для Еврозоны и ведущих европейских стран (см. табл. 4).

Сравнивая доли соответствующих видов кредитования к ВВП в России и Еврозоне, становится очевидно, что у российского рынка еще есть значительный потенциал роста, особенно в сегменте ипотечных и жилищних кредитов. Так, для Еврозоны отношение ипотечного кредитования к ВВП Еврозоны составляет 40,1% в 2010 году, а в России — лишь 5,4%.

 

Ожидания

Ожидания относительно поведения потребителей могут быть оценены с помощью различных индексов (см. диаграмму 7).

Индекс потребительской уверенности и индекс ожиданий по численности безработных в течение года по итогам 1 кв. 2011 года находятся вблизи своих средних значений с начала 2002 года.

В то же время, ожидаемые изменения экономического положения за пять лет находятся вблизи минимальных значений с 2002 года. Значение показателя по итогам 1 кв. 2011 года снизилось до отметки 6, а минимум был достигнут в 1 кв. 2009 года, когда показатель упал до отметки 4.

Можно сказать, что краткосрочные ожидания и настроения российского населения восстановились после кризиса, но ожидания на следующие 5 лет достаточно пессимистичны.

При этом, скорее всего, ожидаемые изменения экономического положения за пять лет не скажутся на текущих потребительских затратах населения, так как население страны обычно не планирует расходы на несколько лет вперед.

 

Выводы

На основании рассмотренных данных можно говорить о стабилизации экономической ситуации в России и ожидать поступательного роста спроса на товары и услуги со стороны населения.

Экономическая ситуация в России стабилизируется, ВВП в 2011 году, согласно прогнозам, достигнет максимальных значений в своей истории.

Ключевым элементом в составе ВВП являются расходы домашних хозяйств: их доля по итогам 2010 года составляет 51%. Основа для расходов домохозяйств — это денежные доходы. Темпы роста денежных доходов населения в номинальном выражении серьезно превышают темпы роста ВВП, что говорит о перспективах усиления спроса со стороны домохозяйств. В то же время, данные показывают, что во время кризиса усилилось значение социальных выплат в общем объеме денежных доходов, а доли оплаты труда и доходов от предпринимательской деятельности, соответственно, сократились. В настоящее время ситуация улучшается, восстанавливается рынок труда, снижается количество безработных. Однако, прогнозы по численности населения выглядят, скорее, пессимистично, в особенности, на фоне старения населения, поэтому в будущем можно ожидать сокращения экономически активного населения, что — для поддержания и увеличения спроса со стороны потребителей — должно быть компенсировано значительным ростом уровня доходов.

Относительно высокий уровень сбережений в структуре использования денежных доходов российского населения можно расценивать позитивно, так как это поможет пережить потенциальный экономический кризис или — в случае экономической стабильности — будет способствовать совершению крупных покупок и росту расходов в будущем.

Один из рычагов стимулирования спроса — кредитование — имеет, на наш взгляд, серьезный потенциал роста, так как доли потребительского и, в особенности, ипотечного кредитования по отношению к ВВП малы по сравнению с соответствующими показателями развитых стран.

Кроме того, такие показатели, как индекс потребительской уверенности и ожидания по безработице в течение года находятся вблизи своих средних значений за последние 8 лет, восстановившись после серьезного падения, что говорит об оптимизме населения относительно текущей экономической ситуации, что будет способствовать росту потребительского спроса.