Банки и финансовые компании удерживают сотрудников хорошим соцпакетом, высокой зарплатой и корпоративными праздниками — новое исследование компании «АНКОР Банки, финансовые услуги».

В III квартале 2011 года компания «АНКОР Банки, финансовые услуги» провела опрос среди представителей HR-департаментов 20 компаний банковского и финансового секторов. В их числе ведущие российские и международные банки, страховые и инвестиционные компании, офисы которых рассредоточены по всей территории России. Опрос проводился с целью выявить основные инструменты и каналы коммуникаций, практикуемые компаниями для формирования имиджа привлекательного работодателя.

Построение и формирования имиджа сильного бренда в маркетинге подразумевает наличие сильного продукта или сервиса, что справедливо и для HR-брендинга, основными задачами которого являются: привлечение талантов, удержание сотрудников и повышение их вовлеченности в рабочий процесс. Сегодня HR-брендинг включает все аспекты работы в компании, все HR-пpoцeccы, которые формируют восприятие сотрудников и кандидатов.

Инструменты продвижения HR-бренда

По данным исследования, проведенного компанией «АНКОР Банки, финансовые услуги», для формирования положительного имиджа работодателя во внутренней среде в большинстве компаний финансового сектора (61%) практикуют, в первую очередь, предоставление привлекательного социального пакета, который, помимо стандартных ДМС, мобильной связи и питания, может включать, например, ДМС для членов семьи сотрудника, страхование жизни и услуги пенсионных фондов, оплату фитнеса, квоты на места в детском саду или даже собственный детский сад. Вторым по значимости инструментом, способствующим позитивному восприятию работодателя, является заработная плата сотрудников (39%). Регулярные корпоративные мероприятия также используются как один из основных инструментов (33%) построения бренда привлекательного работодателя в России.

Рис.1 Инструменты для формирования HR-бренда компании (внутренняя среда / Россия)

Имидж работодателя среди работающих сотрудников во многом влияет на восприятие компании во внешней среде. По данным опроса, в целях продвижения бренда работодателя во внешней среде финансовые компании активно сотрудничают со средствами массовой информации (44%) и участвуют в профессиональных форумах, конференциях и семинарах. (34%).

28% опрошенных компаний финансового сектора, разрабатывают и реализуют программы взаимодействия с ведущими финансовыми и экономическими ВУЗами страны и организовывают стажировки для самых талантливых студентов.

Около четверти (22%) опрошенных компаний уверены в привлекательности своего HR-бренда и считают, что он не нуждается в дополнительном продвижении. Только 11% используют собственный интернет-сайт в качестве инструмента создания позитивного имиджа работодателя.

Рис.2 Инструменты для формирования HR-бренда компании (внешняя среда / Россия)

Каналы продвижения бренда работодателя

Для повышения лояльности к HR-бренду во внутренней и внешней среде финансовые институты используют различные коммуникационные каналы.

Если сравнить данные об использовании коммуникационных каналов в финансовой сфере России с результатами международного исследования Employer Brand Institute, то можно увидеть, что в целом в мире компании более равномерно распределяют HR-брендинговую активность. Лидером является раздел «Карьера» на корпоративном сайте (59%), вводный курс для новых сотрудников (43%) и социальные сети (41%).

Рис 3. Сравнение коммуникационных каналов для продвижения HR-бренда

По результатам исследования в России большая часть финансовых компаний отдает предпочтение использованию работных сайтов (94%). При этом в мировой практике этот коммуникационный канал используют 38% финансовых компаний.

Использование социальных сетей и вводный курс для новых сотрудников являются одними из самых эффективных инструментов создания позитивного HR-бренда в мировой практике. В России они также используются достаточно часто (9-е и 4-е место соответственно), но уступают по популярности практике внутренних электронных рассылок (95%) и регулярному обучению сотрудников (89%).

Подводя итоги исследования, можно сделать несколько выводов о наиболее эффективных и популярных инструментах и коммуникационных каналах HR-брендинга финансовой сферы России:

— Основными инструментами продвижения HR-бренда во внешнюю среду являются публикации в печатных и электронных СМИ, участие в профессиональных мероприятиях и активная работа с ВУЗами;
— Около четверти (22%) респондентов считает, что их бренд достаточно известен на рынке и не нуждается в дополнительном продвижении;
— Самый популярный в мире канал продвижения — раздел «Карьера» на корпоративном сайте — в России менее популярен и занимает 5 место;
— Работные сайты по-прежнему остаются наиболее востребованным коммуникационным каналом при построении позитивного HR-бренда в финансовом секторе в России;
— Основной канал продвижения — Интернет.

Комментирует Анна Добрякова, директор компании «АНКОР Банки, финансовые услуги»: «Данные, которые мы получили во время исследования, в целом, подтверждают наши наблюдения. В России работные сайты используются в качестве основной опоры для формирования и продвижения позитивного HR-бренда. В то время как в мировой практике финансовые компании чаще используют собственные ресурсы — интернет-сайты, на которых можно найти полную информацию о самой компании, ее преимуществах, список открытых вакансий. Для привлечения удержания лучших сотрудников в России, в первую очередь, используется конкурентоспособная зарплата и привлекательный соцпакет. Программы профессионального и карьерного развития сотрудников у нас пока менее популярны. В ситуации острого дефицита профессионалов финансовые компании в России реже ставят долгосрочные цели по развитию сотрудников, предпочитая привлекать нужных специалистов и менеджеров более выгодными финансовыми условиями».

Холдинг АНКОР — крупнейшая кадровая компания в России и СНГ. С 1990 года АНКОР специализируется в области поиска, подбора персонала и лизинга персонала. В настоящее время сеть холдинга включает более 40 офисов по всей России, в Украине, Казахстане, Беларуси. АНКОР является частной акционерной холдинговой компанией со 100% российским капиталом. В числе услуг холдинга АНКОР поиск и подбор персонала, массовый подбор, выведение персонала из штата компании, предоставление временного персонала, лизинг персонала (предоставление персонала на длительные проекты), ресурсное обеспечение производственных процессов, экспертиза кадрового делопроизводства.

Ежегодно АНКОР обслуживает более 1600 клиентов, международных и национальных компаний, трудоустраивает свыше 7000 человек на постоянную работу и более 12000 на временных проектах. За 2010 год консолидированная выручка холдинга составила 3,8 млрд. руб. (+21% к уровню предыдущего года).