В данном материале представлены результаты исследования особенностей финансирования реального сектора экономики финансовыми институтами, проведенного экспертами Группы компаний BDO в России.

В ходе исследования были опрошены 44 респондента из 43 финансовых организаций* — коммерческих банков, инвестиционных компаний, инвестиционных банков и инвестиционных подразделений универсальных банков. С экспертами подразделений, занимающихся кредитованием юридических лиц или инвестициями в реальный сектор экономики, были проведены формализованные интервью. Анкеты для представителей коммерческого банковского бизнеса незначительно отличались от анкет для представителей инвестиционного бизнеса в связи со спецификой этих финансовых институтов.

В отчете представлены данные двух типов:
— процент респондентов, выбравших тот или иной вариант ответа;
— результаты ранжирования. В этом случае можно судить лишь о том, какой вариант ответа более предпочтителен, но нельзя просчитать, во сколько раз.

Результаты исследования

1. Ранжирование отраслей по степени предпочтительности для финансирования

Как и в прошлом году, этот рейтинг возглавили торговля, энергетика и производство товаров массового потребления. Заметно опустилась в списке предпочтений телекоммуникационная отрасль ― с 5-го места на 11-е. Промышленное производство поднялось с 7-го места на 4-е, а в конце рейтинга, как и год назад, оказались сельское хозяйство и ЖКХ. Позиция индустрии туризма и развлечений улучшилась: в прошлом году она заняла последнее место в рейтинге, а в этом поднялась на 12-е.

Таблица 1. Ранжирование отраслей по степени предпочтительности для финансирования

Место
(ранг)
Отрасли
1Оптовая и розничная торговля
2Энергетика
3Производство товаров массового потребления
4Промышленное производство (машиностроение, обрабатывающая и химическая промышленность)
5Транспорт и логистика
6Нефтегазовая отрасль
7Недвижимость и строительство
8Металлургия
9Медицина и фармацевтика
10Горнодобывающая промышленность
11Телекоммуникации, информационные технологии, СМИ
12Туристический и гостиничный бизнес, индустрия развлечений
13Финансовые институты
14Сельское хозяйство
15ЖКХ и инфраструктура

2. Частные и государственные компании как объекты финансирования

В этом году почти в два раза сократилась популярность заемщиков, связанных с государством (с 25% до 13%). На первом месте по-прежнему заемщики из частного сектора ― этот вариант указали 69% респондентов.

Таблица 2. Частные и государственные компании как объекты финансирования

Место Вариант ответа Процент респондентов,
выбравших этот вариант ответа
1 Компании с частным капиталом 69%
2 Не имеет значения для целей финансирования 18%
3 Компании со смешанным (государственно-частным) капиталом 11%
4 Компании с государственным капиталом 2%

3. Российский и иностранный бизнес как объект финансирования

За год картина не изменилась: российский бизнес по-прежнему возглавляет список предпочтений для тех, кто выбирает объекты кредитования или инвестирования.

Таблица 3. Российский и иностранный бизнес как объект финансирования

Место Вариант ответа Процент респондентов,
выбравших этот вариант ответа
1 Российская компания 60%
2 Не имеет значения 20%
3 СП 11%
4 Иностранная компания 9%

4. Крупный, средний и малый бизнес как объект финансирования

Как и год назад, наиболее предпочтительным объектом финансирования респондентам видится средний бизнес.

Таблица 4. Крупный, средний и малый бизнес как объект финансирования

Место Вариант ответа Процент респондентов, выбравших этот вариант ответа
1 Средний (выручка 10—100 млн долл. США в год) 66%
2 Малый (выручка до 10 млн долл. США в год) 18%
3 Крупный (выручка более 100 млн долл. США в год) 16%

5. Диверсифицированные и вертикально-интегрированные компании как объекты финансирования

Таблица 5. Диверсифицированные и вертикально-интегрированные компании как объекты финансирования

Место Вариант ответа Процент респондентов,
выбравших этот вариант ответа
1 Диверсифицированные компании 55%
2 Вертикально-интегрированные компании 36%
3 Иное 9%

6. Публичные и непубличные компании как объекты финансирования

Таблица 6. Публичные и непубличные компании как объекты финансирования

Место Вариант ответа Процент респондентов,
выбравших этот вариант ответа
1 Частные компании 61%
2 Публичные компании 39%

7. Основные требования коммерческих банков и инвестиционных компаний к объектам финансирования

За последний год требования коммерческих банков к объектам инвестирования не претерпели заметных изменений: итоговый рейтинг возглавили те же четыре требования, что и в прошлом году.

Таблица 7.1. Требования коммерческих банков к объектам финансирования

Место
(итоговый ранг)
Требования
1Финансовое состояние
2Финансовые прогнозы
3Залоги
4Ситуация на отраслевом рынке
5Прозрачная организационная структура
6Отраслевая принадлежность
7Гарантии
8Корпоративное управление
9Аудированная отчетность
10Иное

В отличие от банков, инвестиционные институты несколько поменяли приоритеты. Если в прошлом году рейтинг требований возглавили финансовое состояние объекта инвестирования и финансовые прогнозы, то в этом году наиболее значимыми оказались прозрачность операционной деятельности и наличие аудированной отчетности.

Таблица 7.2. Требования инвестиционных институтов к объектам финансирования

Место
(итоговый ранг)
Требования
1Прозрачная операционная деятельность
2Аудированная отчетность
3Финансовое состояние
4Адекватное сочетание рискованности и доходности
5Прозрачная организационная структура
6Корпоративное управление
7Финансовые прогнозы
8Отраслевая принадлежность
9Иное

8. Цели, на которые готовы выделять финансирование коммерческие банки и инвестиционные компании

Таблица 8.1. Цели, на которые готовы выделять финансирование коммерческие банки

Место
(итоговый ранг)
Цели
1Пополнение оборотных средств
2Инвестиции в основные средства
3Новые проекты, новый бизнес
4Сделки по слияниям и поглощениям
5НИОКР, разработка новых образцов продукции
6Иное (укажите)

Таблица 8.2. Цели, на которые готовы выделять финансирование инвестиционные компании

Место
(итоговый ранг)
Цели
1Инвестиции в капитал
2Инвестиции в производные инструменты
3Инвестиции в долговые инструменты

9. Сроки, на которые преимущественно выделяется финансирование

Место

Вариант ответа Процент респондентов,
выбравших этот вариант ответа
1 Средние сроки (от 1 года до 5 лет) 77%
2 Краткие сроки (менее 1 года) 21%
3 Долгосрочное финансирование (от 5 лет и более) 2%

10. Источники средств кредитования/инвестирования

Таблица 10. Источники средств для организации финансирования

Место
(итоговый ранг)
Источники финансирования Суммарный сырой ранг
1Собственные средства 163
2Совместно с другими российскими институтами 101
3Совместно с другими иностранными институтами 80
4В рамках государственных программ 59
5Иное 4

11. Средний размер кредитования/инвестирования, выделяемого финансовой организацией

Место Вариант ответа Процент респондентов,
выбравших этот вариант ответа
1 Менее 10 млн долл. США 52%
2 От 10 до 50 млн долл. США 48%

12. Необходимый вклад собственных средств заемщика/объекта инвестирования в финансирование проекта

Место Вариант ответа Процент респондентов,
выбравших этот вариант ответа
1 30% 40%
2 20—25% 27%
3 50% 11%
4 0—15% 7%
5—6

40% 2%
5—6

80% 2%
7 Затруднились ответить 11%

* В исследовании отдельно друг от друга приняли участие представители коммерческого банковского и инвестиционного бизнеса банка «УРАЛСИБ».