Тройка наиболее востребованных каналов совершения платежей за 2011 год значительно изменилась. Ощутимо сократилась доля россиян, осуществляющих регулярные платежи в банковском отделении, через банкоматы и платежные терминалы. А количество плательщиков через Почту России, наоборот, существенно увеличилось. Таковы результаты всероссийского опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в ноябре 2011 г.

Популярность многих привычных каналов платежей заметно снизилась. И наиболее сильно упала востребованность платежных терминалов — на 11 п. п. Доля совершающих платежи через банковское отделение сократилась на 9 п. п., через банкомат — на 7 п. п., через оператора в салоне сотовой связи или в кассе магазина — на 5 п. п.

Спрос на услуги Почты России как места совершения платежей стремительно растет. И такой рост популярности в наибольшей степени наблюдается среди старшего поколения (от 60 лет и старше). Например, в апреле 2011 года платежи через Почту России совершали 27% респондентов старшей возрастной группы, а в конце 2011 года — уже 56%. Примечательно, что повысился интерес к Почте России как каналу осуществления платежей и у россиян среднего возраста (от 35 до 44 лет). В этой группе опрошенных пользователей услугами платежей Почты России стало больше на 5 п. п.

Наметилась тенденция к росту популярности дистанционных платежных каналов. И, прежде всего, на такие дистанционные (или удаленные) возможности обращает внимание молодежь. Так, среди молодых россиян (от 18 до 24 лет) доля совершающих платежи банковской картой через интернет выросла за 2011 г. с 2% до 6%. А среди населения в возрасте от 25 до 34 лет стало чуть больше тех, кто осуществляют платежи электронными деньгами, а также через интернет-банк или мобильный банкинг (рост на 3—4 п. п.).

Гузелия Имаева, генеральный директор НАФИ: «При выборе способа совершения платежей значимую роль играет доступность того или иного канала. Участники платежного рынка решают вопрос доступности по-разному: одни — путем развития максимально широкой филиальной сети, другие — развивая дистанционные каналы платежей. Как показало исследование, обе модели успешны и позволяют увеличить количество клиентов. Немаловажную роль играют и тарифы. Российский потребитель становится более опытным и разборчивым. Именно поэтому, в условиях усиления конкуренции на рынке платежей, максимально выигрывают те компании, которые предлагают наиболее привлекательные условия по тарифам».

«Рост популярности Почты России на этом рынке мы объясняем несколькими конкурентными преимуществами, — комментирует заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» И. А. Мандрыкин. — Это, прежде всего доступность, надежность и невысокая комиссия за услугу. Кроме того, пользователям удобно совершать все необходимые платежи через Почту, которая использует принцип максимального охвата поставщиков».

Инициативный всероссийский опрос НАФИ в ноябре 2011 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Таблица № 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Скажите, пожалуйста, как Вы обычно осуществляете регулярные платежи (оплата услуг ЖКХ, телефона, штрафов, кредитов и др.)? *, % от респондентов.

 

* Сумма ответов превышает 100%, т. к. вопрос предусматривал возможность множественного выбора.

Источник: НАФИ