Ситибанк подвел итоги своего ежегодного исследования о новогодних тратах клиентов банка. Отчет, подготовленный подразделением по работе с частными клиентами, почти полностью подтвердил декабрьский прогноз, а по ряду рассматриваемых параметров даже превзошел ожидания аналитиков.

Фактические расходы по кредитным картам банка выросли на 32% по сравнению со среднегодовыми значениями (прогноз: 28%). Величина средней покупки в декабре 2011 года составила 17 452 рубля (прогноз: 16 890 руб.). Доля снятия наличных в общем объеме трат снизилась в 2 раза достигла своего минимального значения за историю наблюдений. Динамика изменения объемов трат в интернете оказалась более стремительной, чем прогнозировалось, и составила 10,8% по сравнению с платежами, совершенными offline (прогноз: 7,6%). Траты в интернете в декабре выросли на 22% (прогноз: 17%), а объем средней покупки в интернете составил 3700 рублей (прогноз: 3500 руб.).

«Итоги новогодних праздников отражают наш оптимистичный взгляд на развитие ситуации в российском розничном секторе, — сказал член Совета директоров ЗАО КБ «Ситибанк», директор Департамента кредитных продуктов Михаил Бернер. — В следующем году мы планируем и дальше развивать наш бизнес и работать над созданием новых услуг и продуктов, в том числе в области интернет-банкинга, которые будут отвечать интересам наших российских клиентов».

На протяжении всего 2011 года расходы в интернете показывали стабильный рост, хотя в декабре было отмечено замедление этого тренда: в этом месяце россияне предпочитали покупать offline. Доля от общего объема платежей через интернет от всех платежей в 2011 году составила 21%, что на 1% больше прогноза.

Прирост объема трат в декабре в Санкт-Петербурге составил 34% (прогноз: 38%), в Москве — 28% (прогноз: 21%), а в регионах — 48% (прогноз: 30%). Один москвич потратил в декабре 2011 года на 18% больше, чем один житель Санкт-Петербурга, и на 31% больше, чем жители остальных регионов.

Прогноз по соотношению трат между мужчинами и женщинами в целом оправдался: траты у мужчин превысили прогнозируемые значения на 2% (фактическое отклонение декабря — 29%), а у женщин — на 3,5% больше (34%), чем прогнозировалось. При этом объем средней покупки составил 22 682 рублей и 12 611 рублей, соответственно.

Магазины одежды, а также супермаркеты и продуктовые магазины по-прежнему занимают важное место в подготовке к новогодним праздникам: их доля от всех фактических трат в декабре составила 10% и 9%, соответственно. Доля авиабилетов составила 6%, а гостиниц — 5%. Турфирмам не удалось войти в десятку лидеров, зато появилась категория «Ювелирные изделия» с долей в 3% от общих декабрьских трат.

Среди самых популярных категорий в декабре 2011 года в очередной раз оказались магазины алкогольной продукции: фактический рост в декабре 2011 года относительно среднегодового значения — 136%, а также магазины игрушек (109%). На третье место попали ювелирные изделия (92%), затем идут магазины косметики (89%), которые не были выявлены в прогнозе. Музыкальные магазины (59%), рестораны быстрого питания (46%), а также фотоуслуги (51%) потеряли несколько позиций по сравнению с прошлым годом, а вот программное обеспечение вошло в первую десятку (72%). В прогноз также не попала и категория «Спортивные товары», фактический рост которой составил в декабре 58%.

Вообще не вошли в топ-20 самых популярных категорий бары, дискотеки, ночные клубы, магазины одежды, фитнес-клубы. В связи с этим аналитики делают предположение, что 2012 год россияне встречали в узком семейном кругу дома. В пользу этой гипотезы также и свидетельствует повышение доли расходов на авиабилеты в сочетании со снижением доли расходов, связанных с турфирмами и гостиницами.

Базой для исследования стали статистические данные о покупках, совершенных клиентами Ситибанка с использованием кредитных карт. Были проанализированы данные по тратам за период с начала 2007 года до декабря 2011 года в следующих городах России: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Волгоград, Самара, Казань, Екатеринбург, Новосибирск и Уфа. При этом в 2011 году выборка составила не менее 500 000 клиентов, отобранных случайным образом. Выборка включала только мужчин и женщин в возрасте от 22 лет с ежемесячным доходом не менее 9 000 рублей. Данная методология в целом совпадает с методологией исследования 2011 года. Презентация исследования доступна по запросу и на сайте www.citibank.ru.