Чистые комиссионные доходы банков замедлили темпы прироста в 1 полугодии 2014 года до 12% (за аналогичный период прошлого года прирост составил около 17%) и достигли 340,6 млрд рублей. Причины замедления – в усилении политики ЦБ РФ по борьбе с «отмывочными» банками, спаде деловой активности и динамики кредитования населения и росте конкуренции банков с сетевыми ритейлерами.

Рост чистых комиссионных доходов замедлился за счет снижения прироста доходов от основного компонента – чистых доходов за расчетно-кассовое обслуживание (РКО) и ведение банковских счетов. Эти доходы в совокупных комиссиях составляют около 70% в 1 полугодии 2014 года, и приросли они менее чем на 10% (в 2013 году прирост составил около 14%). Замедление динамики доходов за РКО отчасти связано с ужесточением политики ЦБ РФ в отношении банков, проводящих сомнительные операции и, соответственно, получающих за это значительные комиссионные доходы. Кредитные организации, лицензии которых были отозваны в январе – октябре 2014 года, очень много заработали на комиссиях – 160% по отношению к прибыли. При этом в среднем по банковскому сектору этот показатель составил 66%. Несмотря на то, что доля банков с отозванными лицензиями в совокупных комиссиях невелика, влияние действий ЦБ РФ на совокупный комиссионный доход есть: операций, имеющих признаки сомнительных, становится меньше. Как следствие – меньше и комиссионных доходов.

Снижение динамики кредитования розничных клиентов повлияло на замедление роста комиссионных доходов. Традиционно много комиссий зарабатывают розничные банки (агентские вознаграждения за проданные страховки, аренда ячеек при ипотечном кредитовании, платежи за смс-уведомления и так далее). В 2014 году розничное кредитование заметно снижает темпы прироста: 20,9% за 1 полугодие 2014 года против 33,9% за 1 полугодие 2013-го. Это привело к замедлению динамики комиссий. Спад деловой активности в 2015 году способен существенно замедлить рост кредитных портфелей ФЛ, что повлияет на торможение комиссий.

За комиссионные доходы банки конкурируют не только друг с другом, но и с крупными сетевыми ритейлерами. И эта конкуренция только усиливается, что позволяет потребителям выбирать наиболее выгодные предложения. Например, в «Связном» можно приобрести страховку, совершить денежные переводы, оформить кредитную карту, выбрав кредитное предложение от одного из банков-партнеров. В «М.Видео» на кассе можно оплатить кредит, оформленный как в магазинах сети, так и в любом другом магазине или банке, а также можно оплатить услуги операторов мобильной связи, интернет-провайдеров, услуги ЖКХ и даже покупки в сторонних интернет-магазинах. Подобные ритейлеры имеют огромную сеть и, как правило, находятся в шаговой доступности для своих клиентов, что обеспечивает удобство использования предоставляемых ими кредитных и расчетных услуг. Усиливающаяся конкуренция приводит к снижению банками своих тарифов.

По прогнозам «Эксперта РА», темп прироста комиссионных доходов продолжит незначительно снижаться и достигнет 11% по итогам 2014 года и около 10% по итогам 2015 года. Вступивший в силу с 1 июля 2014 года закон о потребительском кредите ограничил возможности банков в получении комиссий с физических лиц: например, в соответствии с новыми требованиями банки обязаны указывать в условиях кредитного договора бесплатные способы (не менее одного) совершения ежемесячных платежей. Но еще есть непринятые пока законодательные новации, способные привести к снижению комиссий. ФАС предлагает ограничить размер агентского вознаграждения банков за проданные страховки при выдаче кредита. При этом возможности повышения комиссионного дохода у коммерческих банков есть: еще не очень развиты такие консультативные сервисы, как пенсионное планирование, «хранители» 1, запросы кредитных историй для ФЛ, юридические сервисы, а также страховки, не связанные с кредитованием. Банки, которые сумеют наладить продажи таких продуктов/услуг, смогут нарастить безрисковые доходы даже на фоне снижения кредитования.

С инфографикой к материалу можно ознакомиться на сайте источника.