За девять месяцев 2016 года объем лизингового бизнеса вырос на 17% и составил около 450 млрд рублей. Основным драйвером для рынка стали розничные сделки, объем которых вырос на 29%, а точкой поддержки — авиасделки госкомпаний. Вместе с тем отрасль еще не оправилась от дефолта крупных клиентов, что привлекло внимание регулятора и запустило процесс реформирования рынка. Поэтому ключевым испытанием для лизингодателей в ближайшие годы станет адаптация к регулятивным новациям. Еще одним вызовом останется слабая инвестиционная активность бизнеса, которая ограничит прирост рынка в 2017 году в пределах 10—20%, согласно прогнозу RAEX («Эксперт РА»).

Рынок лизинга восстанавливается: объем нового бизнеса за девять месяцев 2016 года вырос на 17% и составил 450 млрд рублей. В III квартале стоимость имущества, переданного в лизинг, составила около 175 млрд рублей (годом ранее — 140 млрд рублей), около 80% которого пришлось на топ-20 лизинговых компаний. Постепенная стабилизация в экономике привела к частичному восстановлению лизингового рынка, который годом ранее сократился на 26%. Кроме того, существенный прирост рынка связан с эффектом низкой базы прошлого года. За три квартала 2016-го отрицательные темпы прироста нового бизнеса показали только 20% респондентов, годом ранее бизнес сократился у более 75% участников исследования.

Вследствие активизации лизинговых сделок в регионах объем нового бизнеса с МСБ вырос на 29% за январь — сентябрь текущего года и составил 270 млрд рублей. По итогам девяти месяцев 2016 года на сегмент малого и среднего бизнеса пришлось около 60% нового бизнеса (годом ранее — 54%). Ключевое позитивное влияние на розничный сегмент оказал автолизинг, доля которого на рынке составила около 38%. Кроме того, позитивную динамику показали строительная и с/х техника, нарастившие доли на рынке до 8% и 4% соответственно. В итоге общее количество лизинговых сделок за январь — сентябрь текущего года составило не менее 110 тысяч, что на 20% больше результатов аналогичного периода 2015 года.

Средняя доля проблемной задолженности (остаток платежей к получению по сделкам, по которым имеется просрочка более 60 дней) по рынку на 1 октября 2016 года составила около 10% (годом ранее — 12%). Снижение уровня проблемных сделок на рынке связано изъятием техники у клиентов (не менее 35 млрд рублей за девять месяцев 2016 года, более 50 млрд рублей за девять месяцев 2015 года, по оценке агентства), которые столкнулись с трудностями при исполнении обязательств перед лизингодателем, при этом значительная часть изъятого имущества приходится на авиа- и ж/д сегменты. Тем не менее проблема ухудшения качества активов остается актуальной, о чем говорит объем реструктурированной задолженности: по оценкам агентства, он вырос с 18% совокупного лизингового портфеля на 1 октября 2015 года до 20% на 1 октября 2016 года.

Одним из ключевых вызовов для лизинговых компаний в ближайшие годы станет адаптация к регулятивным новациям. Для предотвращения крупных дефолтов в лизинговой отрасли Минфин и Банк России приняли решение о реформировании рынка. Ключевые направления реформы будут нацелены на повышение транспарентности и введение требований по контролю рисков. В ближайшие годы существенными новшествами станут появление СРО, совершенствование нормативно-правовой базы, переход с 2019 года компаний на отчетность по МСФО. Следующим этапом может стать введение Банком России пруденциальных нормативов.

Согласно позитивному (базовому) прогнозу RAEX («Эксперт РА»), объем нового бизнеса в 2016 году вырастет на 17% и составит около 640 млрд рублей. Базовый прогноз подразумевает, что ж/д сегмент сократится на 10%, объем авиализинга останется примерно на уровне прошлого года, прочие сегменты суммарно вырастут на 40% за счет их небольшого размера и эффекта низкой базы прошлого года. Автолизинг продемонстрирует рост на 25%. Увеличение доли лизинга в продажах автомобилей и частичная реализация отложенного спроса поддержат автосегмент. Позитивная динамика рынка продолжится в 2017 году благодаря дальнейшей стабилизации экономики. Лидером рынка по-прежнему будет автолизинг, а точками поддержки — ж/д и авиасегмент. В итоге объем нового бизнеса в следующем году по прогнозу агентства вырастет на 10—20% и составит 700—770 млрд рублей.

Руслан КОРШУНОВ, младший директор, банковские рейтинги

Александр САРАЕВ, директор, банковские рейтинги

Станислав ВОЛКОВ, управляющий директор, банковские рейтинги