• Банковские структуры выбираю по критерию надежности и удобства обслуживания. Чтобы определиться с решением, в том числе заглядываю и в раздел «Рейтинги» на портале Банки.ру. Смотрю на финансовые показатели, читаю отзывы клиентов.
  • Сейчас я клиент трех банков — это Росбанк, Сбербанк и Промсвязьбанк. Зарплатная карта у меня в Росбанке. Не так давно всем сотрудникам ОТР выдали карты «Мир», но я только снимаю с нее средства. Есть вклад в Промсвязьбанке. Активнее всего пользуюсь кобрендинговой картой Сбербанка и «Аэрофлота». Это очень удобно: расплачиваешься и в то же время копишь «мили», которые потом можно использовать на покупку авиабилетов например. Уже девять лет, как я и вся моя семья состоим в программе «Аэрофлот Бонус», и за это время мы не раз летали семьей в отпуск за «мили».
  • Что касается обслуживания в офисах, тут все более-менее на уровне у всех. А вот с чем у всех, на мой взгляд, есть еще проблемы, так это с удаленной помощью — с кол-центрами. Во-первых, не всегда легко дозвониться. Во-вторых, уровень консультаций по телефону не всегда радует, как в «Сбере», так и в «Промсвязи». Пару раз бывало такое, что мне долго неуверенным голосом что-то объясняли по телефону, заключая в итоге, что «все равно нужно идти в отделение». А в отделении встречали словами: «Странно, что вам так сказали…»
  • Храню сбережения в рублях, конечно. Основные расходы ведь именно в национальной валюте. Есть небольшие суммы в двух валютах, которые я по чуть-чуть пополняю от отпуска до отпуска. Не люблю все делать в последний момент, поэтому к следующей поездке стараюсь готовиться заблаговременно. В прошлом году были в Европе — снимала со счета евро. В этом году летали (за «мили», кстати) в Азию — для этой поездки нужны были доллары.
  • Первый ипотечный кредит брали еще в 2005 году по чудовищной по нынешним временам ставке 18%. Но другого варианта тогда просто не было — и этот-то получить было непросто, процедура согласования в банке тогда была довольно продолжительной. Сегодня снова — кредит ипотечный и автомобильный. Долг перед банком — вещь, конечно, неприятная. Но это инструмент, который помогает решать проблемы, когда необходимой суммы нет. Главное здесь — жесткая дисциплина, никаких просрочек.
  • Прежде всего внимание обращаю на отзывчивость и любезность сотрудников отделения. Как-то раз при пополнении карты в Сбербанке банкомат «съел» мой пластик, не выдав чека. Дозваться сотрудников средь бела дня было очень сложно. «Подождите», «Все заняты» и в том же духе. Пришлось понервничать.
  • Когда есть возможность, к обязательным выплатам мы всегда старались и стараемся докинуть что-то сверху, чтобы быстрее рассчитаться. И вот несколько лет назад — как раз при досрочном погашении ипотечного кредита в банке «Санкт-Петербург» — у нас несколько раз (!!!) были проблемы. Банк неверно пересчитывал остаток и начисленные проценты по кредиту. Там довольно сложная формула, и самостоятельно я бы вряд ли заметила ошибку. Но муж, по первому образованию прикладной математик, дотошно все проверял каждый раз. Мы тут же обращались в банк — а там реагировали не сказать чтобы охотно. Мол, проверим, ждите. Пару раз просто откровенно просрочили с ответом. И ответ-то мы в итоге получали снова с ошибками в расчетах! Дважды даже пришлось писать жалобу на сайте регулятора на действия банка «Санкт-Петербург». В итоге мы каждый раз добивались исправления ошибок, но только в результате очень долгих переговоров и переписки (с приложением формул расчета) с ипотечным отделом банка. Дело прошлое, но эти письма «с упражнениями по элементарной математике», как говорит муж, храним до сих пор.
  • Копить или тратить? В данный момент большой крен в сторону расходов. Все-таки два кредита — это серьезная нагрузка на семейный бюджет. А любимые статьи расходов — это образование детей и совместные поездки. Мы легки на подъем и много ездим: и по стране, и за границу стараемся выбираться. Очень любим автомобильные путешествия.
  • Семейный бюджет строится по принципу «жить по средствам». Сначала нужно предусмотреть все обязательные выплаты, а остаток распределить в соответствии с необходимостью. Стараюсь четко планировать расходы на месяц и немного вперед, чтобы удержаться «в рамках».
  • Первым заработком, наверное, были скромные гонорары в молодежной газете, где я начинала писать еще подростком. Потом стипендия в университете и с третьего курса, когда начала серьезно работать, уже зарплата в телекомпании.
  • Российской банковской системе доверяю в рамках страховых выплат. Замечательно, конечно, что есть АСВ и страховая сумма. Но даже в такой ситуации мысли о том, что тот или иной банк может лишиться лицензии, тревожат. «Банкопад», конечно, пугает. Очень жаль людей, попавших в трудную ситуацию в связи с этим. Год назад сложности были у Промсвязьбанка, клиентом которого я являюсь. Хотя у меня и не было в нем крупной суммы, все равно это было неприятно.
  • Недобросовестных игроков с рынка, конечно, нужно убирать, это правильная работа. В дальнейшем хотелось бы, чтобы наличие лицензии у банка уже было гарантией профессиональности команды банка и порядочности кредитно-финансового учреждения.
  • Стабильность в банковской сфере очень важна! У меня до сих пор хранится сберегательная книжка, на которую бабушка в конце 80-х начала откладывать средства на мое имя. То, что превратилось в копейки, к моему совершеннолетию могло бы быть каким-то капиталом — при условии той самой стабильности. Терять деньги всегда больно, просто потому, что они даются серьезным трудом, а их потеря ломает уже построенные планы в жизни.
  • Геополитика, санкции... Я бы очень не хотела, чтобы страна оказалась в изоляции. У открытых систем больше шансов на развитие. Обратно в СССР тоже не хочу — потому что хочу вперед, в будущее, а не назад в прошлое.
  • В нашем проекте «ОТРажение» на телеканале ОТР мы в прямом эфире поднимаем те самые темы, которые всех нас касаются, — образование, наша медицина, новые законы, которые что ни день вступают в силу. Все с участием простых людей — нам очень много звонят и пишут в прямой эфир со всей страны. Мы часто говорим и о финансах — на самом обывательском уровне. Например, о том, как стремительно растет закредитованность населения, особенно микрофинансовая… И о том, как, увы, падают доходы людей последние несколько лет.
  • Я желаю всем пользователям портала Банки.ру процветания и умножения не только капиталов, но и знаний в финансовой сфере. Сейчас все так стремительно меняется, нужно обязательно успевать со всем разбираться.

Беседовала Инна ЛУНЁВА, Banki.ru