• При выборе банка для меня мелочей не существует! Все дело как раз в деталях. Первое, что я делаю, — интересуюсь, кто стоит у руля. Когда знаю, кто президент, управляющий или собственник, мне легче заводить отношения с банком. После имени и истории банка для меня, безусловно, важно первое общение с сотрудниками: как долго и в каких условиях меня обслуживают. Терпеть не могу очередей, но если они есть, то пусть хотя бы будут упорядоченными! К сожалению, очередь с выдачей номерных талонов я встретила только в Альфа-Банке. Для меня также немаловажно количество отделений и их близость к дому. Поскольку времени всегда не хватает, выбираю банки, работающие ежедневно и до позднего вечера. Так работает МКБ. Кроме того, имеет значение наличие хорошего интернет-банкинга. А еще я считаю, что обязательно должна быть охрана в отделении, но зачастую ее просто нет — и непонятно, почему.
  • Средства держу в разных банках. Смотря какая задача стоит: «дружить» долго и плодотворно или временно и выгодно, то есть открыть расчетный счет или депозит. Поскольку эти услуги принципиально отличаются, я экспериментировала с разными банками, в частности с Альфа-Банком, «Русским Стандартом», МКБ, Газпромбанком, ВТБ 24. Где-то, протестировав, закрываю счет, где-то — при понравившихся условиях — открываю. На сегодняшний дней остановилась на ВТБ 24. Его клиентом я стала не так давно, примерно месяц назад, и пока меня все устраивает. Что будет дальше — не знаю. В общем, продолжаю искать банк мечты. Когда найду, вам первым сообщу!
  • Кстати, ВТБ 24 на днях приятно удивил. Моя коллега, отдыхая в Амстердаме, оплачивала карточкой банка аренду машины, но компания умудрилась снять деньги дважды, сначала в евро, а затем в долларах. Проверив состояние счета в Москве, коллега обнаружила, что денег осталось минус 70 рублей! Расстроенная, она позвонила в банк, служащая подтвердила двойную трансакцию, далее банк сам разбирался с зарубежной компанией и вернул средства за несколько часов. Эта история меня потрясла.
  • Уровень обслуживания почти во всех российских банках примерно одинаков — огорчает полное отсутствие заинтересованности в конкретном человеке. Никто не борется за меня как за клиента! Я много лет жила и работала в Израиле, и там, если я решила закрыть счет, узнать, что случилось, разве что только управляющий не приходит, предлагают лучшие условия и т. п. В Москве же даже дежурных вопросов не задают… В израильском банке служащая, которая ведет мой счет, встречает меня как родную. Она знает много обо мне и моих планах, предлагает выгодные программы, сообщает о просрочке и просто интересуется, как семья и что на работе. В Москве тоже есть похожая система обслуживания, но только для VIP-клиентов. А хочется индивидуального отношения, даже если сумма с небольшим количеством нолей.
  • Хранить сбережения предпочитаю в трех валютах — в рублях, долларах и евро. Следую совету, полученному во времена моей работы в программе «Средний класс» на НТВ. Все без исключения приглашенные эксперты — экономисты, банкиры — советовали не складывать все яйца в одну корзину и держать деньги в разных валютах. Я работала ведущей этой программы и почерпнула немало полезного для себя (думаю, и зрители тоже). Во многих банках, кстати, существует мультивалютный вклад: рубли, доллары, евро. Очень удобно! Считаю, что это минимизирует риски. И конечно, азартно следить за курсами, делать ставки: вот рубль вырвался вперед, а сегодня евро побеждает. Вообще, я всегда могу рассказать о главных экономических событиях, о погоде и о курсе валют — слежу за этим, потому что мне интересно.
  • Никогда не брала кредит, хотя банки регулярно предлагают потребкредиты, но за такие проценты я не готова. Про ипотеку можно будет говорить, когда ставки будут в районе хотя бы 3—5% (только будут ли?).
  • Если рассуждать о деталях, которые имеют значение в обслуживании, то летом был очень актуален вопрос, а есть ли кондиционер в помещении. И тут Сбербанк оказался на высоте, в его отделениях можно было жить. Во многих банках ты вынужден общаться со служащими стоя, а хочется более удобной и доверительной обстановки. И если продолжать говорить о деталях, то поразительно, почему в таких уважаемых заведениях, где решаются порой судьбы людей, нет, простите, туалетов!
  • Как-то раз у меня был негативный опыт общения в одном из отделений Альфа-Банка. Но оказалось, все дело в людях, достаточно было дать банку второй шанс и перейти в другое отделение, чтобы все вопросы были решены.
  • Я люблю и копить, и тратить, но первое у меня не очень хорошо получается, хотя и стараюсь, а вот во втором мне равных нет — главное, успеть накопить! Основные статьи расходов — подарки близким и различные покупки для обустройства жилища.
  • Крупные приобретения обсуждаем всей семьей, стараемся их планировать. Однако всегда есть место спонтанности, любое «хочу» взвешивается, и даже если нельзя, но очень хочется, то можно. Вместе с тем я всегда стараюсь иметь некий неприкасаемый запас.
  • Однажды, на заре моего знакомства с банковской сферой, израильский банк предложил мне привлекательный процент по вкладу и неограниченный срок пролонгации. Сумма была небольшая, а процент приятный. Я, полностью доверяя банку, не проверяла начисления, а спустя какое-то длительное время выяснила, что мой «привлекательный» процент упал до плинтуса (и даже чуть ниже). В банке мне на голубом глазу ответили: «Ну вы же не спрашивали о своих процентах…» Урок: не нужно бояться задавать вопросы, необходимо контролировать все, что касается ваших средств.
  • Российской банковской системе сегодня я доверяю процентов на 70. Она еще очень молода, и возможны форс-мажорные ситуации. С другой стороны, есть Агентство по страхованию вкладов, а также мощная система безопасности и надзор со стороны Центробанка.

Беседовала Наталья ХУДЯКОВА, Banki.ru