• При выборе банка для меня, помимо известного имени и репутационных досье, важны прежде всего люди, его сотрудники. Доверие основано на отношениях между людьми. Важный критерий — ориентированность на клиента. Если мне не улыбаются и общаются со мной, будто делая одолжение, второй раз я туда вряд ли приду (это касается, кстати, не только банков). Главное, на что я обращаю внимание в банке, — комфортно ли мне в нем психологически. Можно ли пообщаться с сотрудником так, чтобы разговор не был слышен всем посетителям, приветливый ли персонал, понятные ли информационные материалы.
  • Я побывал клиентом самых разных банков, и крупных, и не очень. К сожалению, в разветвленной филиальной сети одной и той же кредитной организации обслуживание редко бывает одинаково достойным. Сотрудники Сбербанка, например, зачастую сами не знают подробностей тех или иных услуг своего учреждения. В отделениях Росбанка клиент чаще всего чувствует себя незваным гостем, хотя в его «родном» БСЖВ (по группе Societe Generale) атмосфера комфортнее, да и персонал вежливее. ВТБ 24 страдает болезнью роста, когда из потока людей у работников уже нет сил выделять каждого конкретного человека, они видят лишь неодушевленного индивида. Ситибанк, однажды заполучив клиента, потом его с трудом отпускает, навязываясь, используя все средства связи. Альфа-Банк делает ставку на мобильное и интернет-обслуживание, как бы призывая пореже появляться в офисах. «Уралсиб», вроде бы четко обслуживающий и вклады, и карты, при визите в отделения порой производит впечатление банка «на коленке». И так далее…
  • Я не поклонник франков, фунтов и иен. Предпочитаю хранить сбережения в рублях. А выбирая из пары евро/доллар, останавливаюсь на первом, потому что бываю в Европе.
  • Кредиты у нас по-прежнему не сверхпрозрачны. Ощущение того, что попадаешь в кабалу, не покидает. У меня был опыт и ипотеки, и автокредитов. Для себя я понял, что лучше связываться не с аннуитетными, а с дифференцированными платежами. Они намного выгоднее, хотя сотрудники банков часто уверяют, что разницы нет.
  • Негативный опыт общения с банками, конечно, был. Терминал Сбербанка как-то раз съел довольно крупную сумму, потом выдал сбой и деньги не начислились. Сотрудники, на глазах у которых все это произошло, вели себя неадекватно, заявляя, что, может, этих денег и не было. Выяснение вопроса затянулось, а мне нужно было через пару часов улетать по делам за границу, я остался и без наличных, и без денег на этой карте. Деньги вернули сильно позже, причем никто так и не извинился.
  • Банкоматы Росбанка и БСЖВ, которые вроде бы стали взаимно работать без комиссии, на самом деле комиссию с карт банка-побратима снимают, лишь через несколько дней возвращая эти деньги. Об этом нигде ни слова, только активно рекламируется, что «теперь банкоматов больше».
  • Отдельная тема — как работает в разных финансовых учреждениях мобильный банк. Банки, с которыми мне приходилось иметь дело, не предоставляют, как правило, в СМС-уведомлениях информацию о комиссиях за трансакции.
  • К счастью, ни с какими проблемами с карточками за рубежом я не сталкивался, хотя, например, во Франции бывало непросто расплатиться нечипованной картой. Благо сейчас все больше банков и у нас чипуют свой пластик.
  • Копить или тратить? Имея незакрытые кредиты, копить бессмысленно: все равно намного выгоднее гасить долги перед банками. Что касается любимой статьи расходов, такие статьи в принципе не могут быть любимыми.
  • Я очень рано стал зарабатывать сам и знаю цену деньгам. Наверное, поэтому не люблю тратить впустую. Первую зарплату получил в шестнадцать. Работал на радио.
  • События последнего кризиса для меня расставили точки над i в вопросе о том, каким банкам можно доверять. Те из них, кто в трудные времена переложил весь груз на клиентов (например, повышая ставки по уже выданным кредитам или требуя досрочного погашения ссуд), перестали для меня существовать как серьезные организации.

Беседовала Инна ЛУНЕВА