• Банки за меня выбирает работодатель, это он решает, куда перечислять мои деньги. В результате у меня есть две карточки Сбербанка и одна — Ситибанка. Может, я открою некую корпоративную тайну, но радиостанция «Эхо Москвы» не сотрудничает ни с каким банком, зарплату мы получаем наличными на руки, расписываясь в ведомостях. Знаю, что всех сотрудников это страшно удивляет. Откуда мои карты? «Сберовские» мне открыли на телеканале «Россия», когда я там работал. А кредитная карточка «Сити» у меня со времен сотрудничества с журналом Newsweek — с 2003 года, до сих пор никак не могу от нее отказаться, хотя никогда не ухожу в минус. Мне вообще нравятся кредитные продукты Ситибанка и совсем не нравятся депозиты, в них все неудобно. По кредитке я участник партнерской программы с Lufthansa, мне начисляются всякие мили, и я очень ценю эту опцию. Когда мили накоплены, всегда летаю только Lufthansa.
  • Кстати, все свои зарплатные деньги с «Эха Москвы» я кладу на карточку Ситибанка и таким образом возмещаю тот минус, что накопил за период пользования картой. Стараюсь в грейс-период укладываться. Карта у меня совсем обычная, никакая не золотая. Кредитный лимит мне банк увеличивал неоднократно, и сейчас он достиг 170 тысяч рублей. Когда я рассказываю об этом своим европейским партнерам, они восклицают: «Вау! Это 4 тысячи евро, потрясающе! Мы себе лимиты сократили до 800 евро, потому что привыкаешь и подсаживаешься на кредит». Такой диалог был у меня с коллегами из «Немецкой волны», которые жестко себя ограничивают в кредитных средствах, чтобы не залезать в большие долги.
  • Если говорить о сервисе в наших банках, то «Сбер» — это отдельная история. Я не знаю человека, который был бы им доволен. Там я общаюсь только с банкоматом, когда снимаю деньги, а так все платежи по коммуналке провожу через Интернет карточкой Ситибанка. Кстати, раз у вас ресурс специализированный, то хочу задать вопросы непосредственно Ситибанку. Через его интернет-банк я не могу заплатить за квартиру. Заполняю все реквизиты, а система дает ответ, что платеж не проходит. Почему? У кого узнать, что происходит? Может, это проблема не банка, а организации, через которую проводится платеж? Я пробовал интернет-ресурсы других банков — тоже отказ. Даже через терминал «Сбера» деньги на оплату квартиры так и не ушли. Получается, остается только стоять в окошечко?
  • Второй вопрос, касающийся сугубо Ситибанка. У него на сайте написано, что с «Ростелекомом» банк не работает, а я все равно деньги отправляю, и они куда-то уходят. Куда, позвольте спросить? Это я оплачиваю междугороднюю телефонию. Может, технический сбой какой…
  • Большие займы моя семья старается не брать. Лучше у друзей одолжим. Давно, правда, машину в кредит приобретал и переплатил сильно. Тогда были грабительские проценты. Покупал Daewoo Matiz через банк «Русский Стандарт», и переплата дошла до 55% стоимости авто. Год был 2001-й. А вот кредит на Opel Corsa оформляли через МДМ Банк, так как его отделение здесь рядом, на Новом Арбате. Я так понял, что у всех банков по автокредитам условия примерно одинаковые. Помню, что официальная ставка была 9%, а эффективная получалась процентов 20%. Вообще, я всегда предпочитал не влезать в долги, а взять автомобиль подешевле.
  • У меня был валютный вклад в НОМОС-Банке — в долларах. Закрыл его, когда покупали машину. Банк выбирал через Сеть и, по-моему, как раз сравнивал ставки на Банки.ру. Смотрел на соотношение цены и качества, и «НОМОС» мне показался предельно понятным. Держу средства еще в Альфа-Банке, он очень большой, перенес без потерь 1998 год, плюс близко к работе. Там хорош интернет-сервис, но я им не пользуюсь, так как открыл депозит. В самый кризис 2008-го я положил в «Альфу» деньги аж на три года! Решение было абсолютно спонтанным, и я сначала о нем пожалел, а теперь — нет: застолбил 8,9% по евро! Сейчас это совершенно фантастический процент. Однако Европу штормит, что будет с евро — неясно. Может, деньги забрать? Размышляю. Ничему доверять нельзя — ни доллару, ни евро, ни рублю. Нашей валюте я вообще традиционно никогда и не доверял. Моя знакомая, которая занимает высокий пост в ВТБ, в свое время сказала, что поиграла бы с металлическими вкладами. Ну, это не для нашего брата. Так что вопрос, какой валюте доверять именно сейчас, стоит ребром. Ответа на него я не знаю, что меня и беспокоит.
  • Мне в банке важны прозрачность, понятность, чтобы не было никаких условий, которые выскакивают мелким шрифтом из-за угла. Обслуживание должно быть быстрым и удобным. Если есть возможность избежать общения с людьми и сделать все через Интернет, то для меня этот способ общения с банком оптимальный.
  • Потрясающе, что до сих пор наши банки суммы в 10—20 тысяч долларов считают большими. Это очень смешно. Когда ты говоришь, что приедешь забрать вклад, а тебе в ответ: «У нас нет 10 тысяч долларов», возникают вопросы, как такой банк вообще действует. Так я забирал 20 тысяч долларов из «НОМОСа». Звонил заранее, предупреждал, деньги вовремя не привезли, пришлось ждать, телефоны на кого-то переключали, они сбрасывались — короче, Советский Союз какой-то. Приезжаю, решаю снять деньги в рублях, и выясняется, что рублей-то в банке навалом. Меня стали отчитывать, почему я не сказал, что решил забирать в пересчете на рубли. А меня кто-нибудь об этом спросил? Это же ваша работа — спрашивать, а не моя — пояснять!
  • Хочу сказать, для нашего уровня понимания Сбербанка там работает очень квалифицированный персонал в отделе обслуживания пластиковых карт. Грех жаловаться. Но понять, почему я должен решать вопросы именно в том отделении, где открыл карту, не могу. А три года назад даже писал Герману Грефу! Выбил из колеи такой случай. Я нарушил правила дорожного движения в Рязани. Мне выписали штраф, и я решил после выходных оплатить квитанцию в Москве. Стали требовать некий код, милиционеры мне все дали, но ничего не подходило, и путем целого расследования я выяснил, что в Москве рязанские платежи Сбербанк не принимает. Вот он на самом деле распад России! Мы словно в разных странах находимся. Наверное, через «Юнистрим» на Украину мне легче было отправить платеж, чем разобраться внутри страны с двумя отделениями Сбербанка. Мне кто-то говорил, что вроде бы сейчас ситуация изменилась, — точно не скажу, надо проверить.
  • Больше всего денег у меня уходит на путешествия — два раза в год, помимо командировок. Люблю через Сеть покупать разные гаджеты и экипировочные вещи в китайских магазинах. Дизайн западный, а цены в десять раз меньше. Я посчитал и выяснил, что за последние три года у меня ушло на это 2 тысячи долларов.
  • Я ярый пропагандист Интернета уже 20 лет. Считаю, что точечно через Сеть свои проблемы наши граждане решить могут, но в целом система в стране меняется очень туго. Банки же по сути своей организации высокотехнологичные, поэтому им без Интернета никуда.

Беседовала Елена ИЩЕЕВА