• Люди моего поколения и старше хорошо помнят так называемую павловскую реформу и незабвенный 1998 год со всеми их финансовыми выкрутасами. Поэтому доверие к банковской системе было подорвано еще тогда, а ощущение надежности почему-то до сих пор так и не пришло.
  • Если говорить о критериях, по которым осуществляется выбор того или иного банка, то смело могу заверить, что у рядовых граждан, к коим я себя с удовольствием отношу, либо все определяется случаем, либо финансовую услугу им просто навязали. Например, мои авторские гонорары приходят на мой счет в Сбербанке независимо от того, хочу я его там открывать или нет. Также известно, что ряд платежей нужно проводить именно через грефовскую организацию, а не какую-либо другую. Своего рода «естественная» монополия. Ну и, как вы понимаете, ходить в банк, в котором нескончаемые очереди, часто неработающие кондиционеры да и вообще обстановка привокзальная, особого желания нет. Несмотря на то, что там появились милые девушки, пытающиеся помочь и тем самым ускорить процессы. Радует то, что Интернет спасает от этих малоприятных визитов. Кроме Сбербанка средства я держу еще в нескольких банках, где по крайней мере обстановка больше располагает к их посещениям.
  • Валюта, которая мне привычней хотя бы просто потому, что в 1990-е годы другой толком и не было, называется «доллар США». Сразу скажу, что не являюсь сторонником точки зрения, что 1990-е — это воровство и бандитизм, беспредел и коррупция, а сегодня всё значительно лучше. Сегодняшнее воровство и коррупция не сравнимы по масштабам с тем, что было в 1990-е. Сегодня воруют так, как тогда и не снилось, а так называемые бюро взяток и откатов существуют на каждом шагу — от детского сада и ЖКХ до самых верхних властных эшелонов. Вернемся к доллару. Да, мне он просто привычней. Я ничего против рубля не имею и с удовольствием им пользуюсь, но долгосрочная перспектива хранения денег в рублях мне не кажется заманчивой. А вообще, думаю, что хорошо иметь сбережения в разных валютах, включая и рубль, и евро, и доллар, и английский фунт. У каждой валюты есть своя функция.
  • Брать кредиты в наших условиях — это самоубийство. Непомерные проценты и «игра в одни ворота» заставляют меня осторожно относиться к этому вопросу. Например, абсолютно ясно, что та же ипотека — это инструмент для богатых людей. Простым гражданам в это играть опасно, да и не по силам. Поэтому считаю, что чем меньше люди будут брать кредитов, тем больше шансов (хоть и призрачных), что ставки по кредитам снизятся.
  • Когда я покидаю пределы России, банковские карты меня, конечно, выручают. Лично меня бог миловал, и ни разу никаких сбоев и отказов по картам не было. Хотя знаю, что такое случается с нашими гражданами, выезжающими за границу.
  • С одной стороны, приятно, когда есть «финансовая подушка», с другой стороны, тратить деньги — это естественный процесс. В этом смысле мне близка народная мудрость: «Не надо бояться больших расходов, надо бояться маленьких доходов». Да и для человека творческого тратить деньги — это необходимость чисто профессиональная. Например, мне как музыканту, много работающему в студии и производящему фонограммы для себя и других артистов, нужно следить за техническими новинками в сфере звукозаписи и время от времени приобретать их. Как человеку креативному, придумывающему разные новые проекты, мне всегда нужны средства на их осуществление. Так что — тратить и еще раз тратить! Очень люблю тратить средства на творческие достижения. Но… при этом надо зарабатывать…
  • Семейный бюджет у меня ведется очень просто: надо стараться покупать то, что нужно для семьи. Но при этом не заниматься расточительством. Если учесть, что у меня четверо детей (трое маленьких), то баланс между «хочется» и «надо» нужно держать постоянно. И дело не только в экономической составляющей. Большую роль играет воспитательный момент. Дети не должны думать, что все падает с неба, они должны уважать труд.
  • Свои первые деньги я заработал, когда мне было лет 13—14. В те годы вокально-инструментальные ансамбли были в почете, что позволяло мне зарабатывать. С 14 лет на свадьбах и танцах я играл регулярно, так что заработки (для подростка) по тем временам у меня были вполне приличные.
  • Кризисный период как-то все поставил на свои места. С одной стороны, стало сложнее и жестче на рынке (в том числе и музыкальном), а с другой — появились зачатки справедливости. Но развития эти зачатки так и не получили, всё поглотил оголтелый капитализм, в котором мы сейчас и пребываем.
  • Творческих проектов очень много. Прежде всего, это я сам — Вадим Байков, артист и музыкант, концертирующий и записывающий альбомы. Сегодня в моем репертуаре не только популярные песни (такие как «У меня нет жены», «На Ордынке», «Горят мосты» и др.), но и произведения духовные. В 2008 году я выпустил альбом «Небо» на стихи монахини Елисаветы (Кольцовой) и сегодня работаю над новым циклом православных песен. С огромным удовольствием продолжаю писать песни для моей любимой певицы Алсу, с которой я проработал восемь с половиной лет в качестве художественного руководителя, продюсера и одного из авторов. Совсем недавно вышел ее новый альбом «Фея добрых снов», для которого я написал пять песен. Сочиняю и для других молодых артистов. Также занимаюсь их продюсированием. Я на своем опыте знаю все этапы становления артиста, ведь мой творческий путь развивается по трем направлениям: певец, композитор, продюсер. Часто ко мне приходят весьма обеспеченные люди и просят посодействовать в творческом плане кому-либо из своих родных или близко знакомых. Если начинающий артист имеет потенциал (сегодня одних денег недостаточно!), я берусь за такую работу.
  • В заключение хочу пожелать всем работникам банковского цеха: позитивного настроя, развития и взаимопонимания со своими клиентами. А нам, клиентам банков, напомнить одно очень меткое выражение Марка Твена: «Банк есть учреждение, где можно занять деньги, если есть средства убедить, что ты в них не нуждаешься».

Беседовала Юлия НАГОРНАЯ