«У нас общество непрофессионалов!»

«У нас общество непрофессионалов!»

Илья Носков
актер
15703
  • Банки, с которыми мне приходится иметь дело, за меня выбирают мои работодатели. Так и говорят (не сами, конечно, а через свои финансовые службы): пойдешь в такой-то банк, откроешь такой-то счет, мы тебе на него будем деньги переводить за съемки в нашем замечательном сериале. Я покорно иду в очередное денежно-присутственное место и выполняю всем известные процедуры. Попутно, конечно, рассматриваю новых людей и с интересом пытаюсь понять их основные движущие мотивы. После многолетнего общения с самыми разными компаниями уверен, что вся разница между банками — только в буквах на вывесках. Ну и еще в их корпоративном цвете. Как вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели», так вся банковская система вышла из Сбербанка. Поэтому базис, философия бизнеса, суть — называйте как хотите — везде одна и та же. И она, мягко говоря, общению «клиент — банк» не способствует.
  • Обслуживаюсь в Альфа-Банке и Банке Москвы. В прошлом были ВТБ 24, «Сбер» и, по-моему, Райффайзенбанк. Все имеющиеся у меня сегодня банковские карточки я использую, как и большинство моих соотечественников, для получения зарплаты. Работодатель деньги перевел, мне пришла эсэмэска об этом радостном событии, я подошел к ближайшему банкомату и снял поступившие деньги. Вот и вся любовь, как пела группа «Мумий Тролль».
  • Понятие «уровень обслуживания» можно трактовать двояко. Текущее, операционное функционирование вполне сносное и особенной изжоги не вызывает: банкоматы трещат, операционистки улыбаются, посетители, взявшие кредит, истерично негодуют из-за недоимки, возникшей, по обыкновению, внезапно. Но ведь есть еще один аспект «уровня обслуживания». Назовем его историческим. Вот Сбербанк гордыми буквами на каждой своей вывеске пишет: «Основан в 1841 году». Лично для меня эта строчка значит, что это именно тот самый банк, который в 1991-м при крушении СССР обобрал миллионы граждан, державших на сберкнижках все свои сбережения. И, более того, он ничего не сделал, чтобы хоть как-то смягчить этот убийственный для многих и многих удар. Все мои родственники, все бабушки-дедушки свято верили в незыблемость накоплений на сберкнижке — и они лишились своих денег, которые копились ими всю жизнь. Вот о чем я всегда помню, когда мне улыбается или не улыбается очередная банковская барышня. Поэтому лично я не доверил бы топ-менеджменту Сбербанка не то что свои деньги, а даже подметать дорожки вокруг дома, в котором живу.
  • Служу я в Театре на Васильевском, это государственное учреждение культуры. Поэтому многие мои знакомые вертели у виска пальцем, узнавая, что я отказываюсь сейчас от всех предложений в сериальных проектах. Почти год занимался исключительно театром, репетировал роль Паратова в «Бесприданнице». Плюс к этому — квартирный ремонт, который надо бы побыстрее закончить уже, так он всех нас утомил. Плюс к этому — надо машину себе купить: мой «гольф» окончательно перешел в ведение супруги. В общем, последние восемь месяцев я денег никаких не видел. И тем не менее какой-то мысли о банковском кредите у меня не возникло ни разу.
  • В банке меня не покидает ощущение, что я попал в очередной собес, пенсионный фонд или такое же малоприятное казенное место. Даже удивительно, ведь это все частные коммерческие компании. Казалось бы — все в твоей власти, делай так, чтобы твоему клиенту было хорошо. Нет, все делают одинаково и при этом плохо! Я видел массу банков, где клиент почему-то должен стоять перед операционисткой. И нет ни одного банка, где операционистка стояла бы перед сидящим клиентом — что, по-моему, по логике бизнеса было бы более уместным. Почему так сложилось? Я размышлял над этим, тем более что в телекино или в театре ровно такая же ситуация. Это потому, что у нас общество непрофессионалов, гордящихся «легким» отношением к своему делу — как правило, нелюбимому. Снимать кино. Ставить мюзиклы. Вести телепередачи. Это все дикая ответственность. И сколько там пустых, бессмысленных, вороватых людей! Вы бы знали…
  • Меня трудно заподозрить в симпатии к банкам. Но я не припомню ни одного случая, который можно было бы посчитать конфликтным. Один большой-большой банк как-то взялся слать мне СМС с предложением брать у него кредиты под 25% годовых. Я позвонил туда и попросил больше не «хулиганить». Нежелательные сообщения прекратились.
  • Между «копить» и «тратить» всегда выбираю последнее. Мне это ближе. Хотя, если бы вдруг (например, из чисто спортивного интереса) придумалось заняться системным накопительством, думаю, у меня получилось бы и это тоже. Другой вопрос — зачем?
    Меня раздражают всякие разговоры про неумение обращаться с деньгами и про нахождение в вечном бюджетном минусе. В актерской среде это не редкость. Я считаю их либо попыткой поприбедняться, либо таким не очень умным проявлением ложно понятого аристократизма. Ведь неуважение к деньгам есть всегда следствие неуважительного, наплевательского отношения к людям.
  • Любимая статья расходов… Хм. Хотелось бы сказать, что на пылких поклонниц и дорогие спортивные машины. Но… Я в этом смысле поступаю точно так же, как Паратов. Как только деньги появляются, я их тут же трачу на что-нибудь хорошее. Это подарки моим близким. И довольно много даю в долг друзьям. Двое детей — поэтому семейная машина нужна какая-нибудь уже побольше «гольфа», на котором ездим мы все.
  • Свои первые деньги я заработал на продаже цветов. Так что я, можно сказать, начинал в сельском хозяйстве. Бабушка моя знала какой-то большой секрет выращивания на приусадебном участке очень красивых и крупных пионов. И каждый год их у нас вырастало огромное количество. Вижу как сейчас: раннее осеннее утро, бабушка срезает букеты этих самых волшебных пионов. Цветов очень много. Я беру цветы и несусь на городской рынок — чтобы раньше конкурентов занять самое выгодное торговое место. Стою, продаю… Такой серьезный «молодой предприниматель». И лет мне, наверное, одиннадцать или двенадцать.
  • По стобалльной шкале банковской системе на сегодняшний день доверяю где-то балла на два. Готов доверять конкретному человеку, которому я посмотрел в глаза и которого знаю. А доверять вывеске — по-моему, это просто глупо. Сделают банкиры все от них зависящее, чтобы этот индекс доверия стал хоть чуть-чуть выше? Пока я таких поползновений не наблюдаю. СМС-спам в исполнении программы-робота ведь сложно интерпретировать как попытку установления дружеских контактов, не правда ли?

    Беседовал Александр БЫСТРЫХ (Санкт-Петербург)