• Я могу назвать себя консервативным человеком, это относится и к банкам, которые я выбираю. Главное, чтобы меня устраивала их работа. Я лет восемь назад стал сотрудничать с банком «Уралсиб», остаюсь его клиентом по сей день. Очень приятно, когда с банком связывают не только рабочие, но и дружеские отношения. Могу отметить их индивидуальный подход к клиенту, комфорт. Также я работаю со Сбербанком.
  • К сожалению, не во всех банках есть приватные зоны для клиентов. Согласитесь, человеку будет не очень комфортно прийти в отделение с крупной суммой и при всех озвучивать цель своего визита. Хорошо было бы, чтобы те банки, в офисах которых нет таких зон, поскорее их создали.
  • Я уже говорил, что предпочитаю стабильность. Помню, как «Русский Стандарт» предложил очень высокие проценты по вкладам, и очень много людей решили там хранить свои сбережения. Но я не стал следовать их примеру.
  • Мне кажется, что в России все давно привыкли хранить деньги в трех валютах: евро, долларах и рублях. Поскольку евро имеет относительно стабильный курс, колебания пары доллар/рубль не так ощутимы. Во всем, что касается валюты и обменных операций, я доверяю только своей интуиции.
  • Мы живем в России, поэтому сбрасывать рубль со счетов нельзя. Ведь все, что касается приобретений, той же недвижимости, ремонта и так далее — все это рублевые операции. Я люблю наличные деньги. Можно назвать меня персонажем из 90-х.
  • Имея с собой только наличность, я не потрачу больше, чем есть. Я всегда могу контролировать свои траты — пересчитывая живые деньги в руках. Пластиковые карты все же не внушают мне такого доверия, как наличные деньги. Думаю, расплачиваться пластиком сейчас менее безопасно. Но карта «Уралсиба» у меня есть. Вещь, незаменимая в путешествиях. Оплатить бронь в отеле, билеты и тому подобное. Обслуживается карта без проблем, я полностью доволен «Уралсибом».
  • С определенной периодичностью я покидаю пределы России. Если у меня нет здесь проектов, то я выделяю некоторое время и путешествую. Нередко мои поездки совмещают в себе и отдых, и работу. Для меня главное — за один выезд получить максимальное количество эмоций. Моя последняя поездка была по маршруту Берлин — Париж — Сардиния… Не люблю долго задерживаться на одном месте. Как правило, за три недели я посещаю несколько стран. Но долго находиться за границей не могу, тянет-таки на Родину, к березкам…
  • Один из моих недавних проектов — выставка в галерее «Красные холмы», где я собрал свои лучшие работы за несколько лет в разных направлениях: поп-арт, сюрреализм, абстракционизм, графика… После открытия выставки я понял, что объединение нескольких серий работ — это очень правильный ход, он позволяет создать для гостей наиболее полное представление о моем творчестве.
  • Я создаю работы для самореализации, воплощения в жизнь своих замыслов. Идеи витают в воздухе — актуальную тему можно найти практически везде. Это и Интернет, и телевидение, и поездки, и мнения людей. Творчество, современное искусство — это моя основная деятельность. Конечно, это предполагает некоторую доходность. Скажу одно: мне на все хватает. Покупатели, как правило, — это представители бизнес-элиты, шоу-бизнеса. Я даже пытался вывести для себя некую формулу, что лучше продается, но понял, что это бесполезное занятие. Кому-то нравится абстракционизм, кому-то — сюрреализм и так далее. И это при том, что многие галеристы утверждают: абстракционизм плохо продается. У меня несколько компаний заказывали серии абстрактных работ для себя, за приличную цену, к слову. Здесь не угадаешь, поэтому нужно делать то, что нравится в первую очередь тебе самому. Если работа написана с эмоцией, то она с высокой долей вероятности будет реализована и найдет место в чьей-то коллекции.
  • Я не люблю говорить о ценах, но стоимость моего полотна вполне сопоставима со стоимостью новой хорошей иномарки. Если говорить о картинах как о вложении, то надо понимать, о каких деньгах идет речь. Работы стоимостью до 20 тысяч евро есть смысл купить разве что для себя. Вряд ли они за небольшой промежуток времени значительно вырастут в цене. Работы, которые могут принести прибыль в перспективе, как правило, стоят от 500 тысяч евро. Но тут тоже нет гарантий.
  • Людям, которые мне приятны, я нередко дарю свои работы. Я являюсь поклонником некоторых выдающихся спортсменов. Очень уважаю Федора Емельяненко, активно слежу за его карьерой. Специально для него я создал полотно «Свет Федора», которое подарил ему. Был случай, когда представители Мадонны выбирали картину для ее коллекции из работ нескольких художников. Так случилось, что выбор они остановили на моей работе «Мадонна на фоне Исаакиевского собора».
  • Художественному рынку, как и любому другому, свойственна конкуренция. Но у нас она довольно специфична. Художники существуют в относительном мире между собой, так как у каждого своя аудитория. Если ты способен создавать стоящие работы, то они обязательно найдут своего покупателя. Главное — заниматься своим делом. Я с самого детство понимал, кем хочу стать.
  • Кредиты, честно говоря, не моя история. Я вполне могу обойтись без них. У меня такая жизненная позиция: я никогда не беру в долг и сам не даю. В жизни стоит рассчитывать только на себя.
  • Люблю тратить деньги на впечатления, чаще всего это поездки за границу.
  • Имидж для меня не является важной составляющей жизни. Я не вижу смысла вкладываться в это. Нужно быть собой. Пусть люди оценивают меня по моим достижениям. Наиболее резонными я вижу вложения в недвижимость. Машины, наверное, не столь важны. Мои основные расходы связаны с творчеством. Я люблю вкладываться в новые проекты. Это те деньги, которые точно не пропали. Либо ты «отбиваешь» затраченную сумму, имея коллекцию картин, либо можешь остаться в плюсе, приумножив вложенное раз в десять… Но деньги — это не смысл моей жизни.
  • Вспоминая кризис 2008-го, могу сказать, что любая паника — это крах всего. Только сохранив спокойствие, можно не проиграть.

    Беседовала Юлия НАГОРНАЯ