• Честно говоря, пока нет банка, который бы я назвала идеальным для себя. Мне важно качество обслуживания, в это понятие я включаю: возможность максимально быстро решать проблемы, индивидуальные банковские продукты, широкую сеть банкоматов и отделений, работающих в том числе и в праздники. Или чтобы хотя бы часть из них работала… У меня много друзей в финансовой сфере, но я пока еще не встретила человека, который бы мне ответил на вопрос, существуют ли в природе идеальные банки. Недавно, например, я узнала, что ЮниКредит Банк, который я три года назад просила закрыть счет, до сих пор этого не сделал, более того, потерял мое заявление. Из положительного опыта взаимодействия с кредитными организациями выделю по оперативности решения вопросов Банк24.ру.
  • При посещении отделений банков сразу обращаю внимание на качество и скорость работы, правильную организацию времени и пространства. Собственно, это как раз показатель уровня банка — сколько времени ты тратишь на свои вопросы в офисе и должен ли ты вообще посещать офис банка.
  • Все, что может случиться с нашим человеком в наших банках, я на себе испытала сполна. Например, хамство сотрудников — обычно оно объясняется страхом за свою некомпетентность и тоже является показателем уровня организации в целом. Не думаю, что имеет смысл вообще работать со структурой, которая должна проводить операции с твоими финансами, если там есть сотрудники, впадающие в шок от своих профессиональных обязанностей. Деньги с карты у меня тоже воровали. Отдел безопасности банка мурыжил меня три недели, потому что операции были в Интернете, а сама я была вне России. И им было, конечно, неясно, я это или не я. Счет я после этого в итоге закрыла, а с деньгами разобрались. Но запомнила на всю жизнь! Наличных не было вообще. Сумма требовалась небольшая, и мне говорят, что карта не проходит. С банком говорила долго, прямо выбивала из них четкий ответ: «Ваша карта заблокирована. Причины назвать по телефону не можем».
  • Отказа в кредите не было никогда, потому что я ненавижу кредиты. В нашей стране под бизнес получить кредит можно, но с огромным трудом. Не говорю уже о том, что во многих банках скоринг построен так, что если потенциальный заемщик женщина, предприниматель, до 40 лет, детей нет — это заведомо отказ в ссуде. Мы с Надией Черкасовой (старший вице-президент ВТБ 24. — Прим. ред.) выступаем, наоборот, за то, чтобы женщинам кредиты давали охотнее, потому что женщины более ответственные заемщики. Равно как и предприниматель. Ведь он встает утром с мыслью, что ему надо платить за аренду офиса, выплачивать сотрудникам зарплату, а значит, он более финансово грамотен и будет исполнительным заемщиком.
  • А вот бум потребительских кредитов — это ад и пузырь. Аналитики считают, что наши люди набирают массу кредитов перед кризисом и во время роста кризисных ситуаций в экономике с мыслью о том, что скоро все рухнет и не надо будет отдавать. Впрочем, я сама выступаю за развитие системы микрофинансирования. Но правильной.
  • Я человек пластика. Считаю, что количество операций с наличностью надо сокращать. Хотя всю суть оплаты наличными в нашей стране более чем понимаю. Пока экономика в таком состоянии, бесполезно строить планы относительно безналичных платежей. Ну и, естественно, когда по всему миру резко возросло количество мошеннических операций по картам, многие пытаются себя от этого обезопасить. Однако я активно провожу платежи через Интернет, и здесь похвалю на рынке две структуры — Банк24.ру и Альфа-Банк.
  • После Крымска (я была координатором волонтеров в нашем «Добром лагере» в самом Крымске) занимаюсь развитием Гражданского корпуса волонтеров чрезвычайных ситуаций. Являюсь его учредителем. Прямо сейчас мы работаем в лагере нашей общеволонтерской операции «Амур13»: помогаем пострадавшим при наводнении. Если без эмоций, то мы проводим гуманитарную операцию в Амурской области, где тотальная бедность, где до сих пор не начался сход воды, а доставлять помощь требуется вертолетами или ПТС (плавающим транспортным средством). Часть районов закрыта — там ящур. У нас две фазы операции: в Москве мы открыли пункт приема помощи на Смотровой площадке, где в свое время для Крымска удалось собрать 150 тонн гуманитарного груза. В Благовещенске у нас есть лагерь, и мы уже готовы помогать не только Амурской, но и Еврейской автономной области. Сама скоро полечу в Хабаровск, когда начнется сход воды. Мы открыли сайт и размещаем там всю подробную информацию. И на нашем сайте Гражданского корпуса публикуем данные о ходе помощи: сколько собрали денег, что закупили, кому развезли. Работаем системно. У операции две фазы: оказание срочной гуманитарной помощи (одежда, еда, вода, детское питание) и дооткачка воды из подвалов домов. Сроки ограничены. Скоро холода. Сейчас вот лечу в Благовещенск, вы меня в аэропорту застали…
  • Поскольку мы знаем, что доставка из Москвы в Благовещенск крайне дорогая, мы всем и везде говорим: лучше не вещи приносить, а переводить деньги, чтобы не тратить еще 100% на доставку. Но!!! Есть список товарных групп, которые там тяжело достать, об этом подробнее можно узнать на наших сайтах. В принципе, видя ситуацию, я не понимаю, как люди будут переживать зиму. А еще мне неясна позиция банков, которые умудряются требовать от пострадавших срочных выплат по кредиту! Где логика? У людей смыло все имущество. Вы загоняете их в кабалу, чтобы заплатило государство? Так знайте: у государства бюджет трещит по швам, и Минфин заявил, что выплаты по чрезвычайным ситуациям на этот год выбраны.

    Беседовала Елена ИЩЕЕВА