• При выборе банка опираюсь на свой опыт. Когда в течение двух с половиной лет работал в Испании, наблюдал, как работают испанские банки. У нас к тому моменту — в середине 90-х — все только начиналось. Потом в Америке, когда учился в университете, жил там, защищал диссертацию, тоже обращал внимание на работу банковской системы. С тех времен для меня банк — некое учреждение, куда я прихожу с понятными целями: снять, положить или заплатить деньги. Однако, когда я приходил в американский банк, первое, с чего там все начиналось, — это были кофе и обязательные закуски. Мало того что можно просто кофе попить, так тебя каждый менеджер или операционистка начинают расспрашивать о твоей жизни. Делается это для того, чтобы ты не тупо стоял в ожидании документов или денег, а включился в оживленную беседу. Вопросы задают предельно простые — как семья, дети, вообще дела. При этом важно, что процесс обслуживания не тормозится!
  • В России есть банк, который я знаю очень давно, и он по всем параметрам меня устраивает. Это банк «Зенит». Я пришел туда, по-моему, когда банк только возник. На заре его становления я помогал банку решать некие юридические проблемы, и вот мы сотрудничаем уже лет восемь. Мне очень нравится этот банк, не буду скрывать.
  • По жизни напрягает необходимость каких-то формальностей. Так, приезжаешь в автосервис и, пока машину сдашь, заполнишь кучу бумаг. То же самое с сотовой связью — вечно какие-то бумаги оформить нужно. В банке, понятно, требуются подпись, документы ее удостоверяющие и т. д., но когда вы являетесь постоянным уважаемым клиентом с кредитной историей, важно, чтобы по возможности от стояния в очередях и бумажной волокиты вас избавили.
  • У меня есть всевозможные он-лайн ключи, но пользуюсь Интернет-банком я редко. Вот в США пользовался гораздо чаще. Объясню, почему. Законы, которые обеспечивают коммуникации, у нас не столь четко работают, чтобы я чувствовал себя в безопасности, — только поэтому. У моей организации, коллегии адвокатов, есть система «Клиент-банк», и у нас все платежи идут электронным способом через тот же банк «Зенит». Вся моя семья также обслуживается в этом банке. Сын у меня учится за рубежом, и, тем не менее, я знаю, что мне не надо идти искать какие-то западные компании по переводу денег. Я звоню в «Зенит», даю распоряжение по телефону менеджеру, который знает меня лично, и он операцию проводит. Я же документы подписываю потом, когда приезжаю в банк. То есть меня узнают по голосу, могут спросить пароль, задать другие наводящие вопросы, однако важен тот факт, что через час деньги уже будут на счету у моего сына за границей. Подобная экономия времени и сил меня очень устраивает.
  • Я давно пользуюсь альтернативными вложениями. У меня был некий портфель ценных бумаг, на котором я однажды прилично заработал. Однако в 1998 году два моих портфеля вложений с треском провалились, и я много потерял. Дергаться в тот момент я не стал, так как понимал, что если предприятие существует и нормально работает, то акции его рано или поздно в цене вырастут. Мне потребовалось подождать три года, чтобы акции выровнялись, и я спокойно продал их с прибылью для себя. Затем у меня был перерыв, но вот полтора года назад я опять заключил с банком «Зенит» договор о вложении в ценные бумаги. Ведь если ты постоянный клиент и у тебя на счетах хранится приличная сумма, то банк сам рано или поздно ненавязчиво предложит тебе альтернативные размещения. Меня устраивает, что делается такое предложение именно аккуратно, а не так, когда тебе постоянно звонят на работу и прямо заставляют принести деньги. В моей коллегии адвокатов подобное происходит часто — в день от пяти до десяти звонков от различных банков или страховых контор. Сотрудники «Зенита» провели для меня презентацию, мне в спокойной обстановке все объяснили, на встрече присутствовала моя жена. Нам дали время подумать, на нас не давили. На тот момент входить в рынок нам не рекомендовали, и месяца четыре мы ждали отмашки, затем из банка позвонили и четко объяснили, как нам надо действовать. Мы договорились, что каждую неделю мне по Интернету будет приходить отчет о проделанных операциях и я буду видеть движение денег.
  • Кстати, хочу предупредить, именно в Англии с вашими электронными картами могут происходить неприятные вещи. Здесь меня спасла услуга, которую всем рекомендую иметь, — SMS-сообщение от банка. Как-то иду со съемок, и мне на телефон приходит сообщение, что с меня в Лондоне списано 20 фунтов. При этом сам я здесь, в Москве. Несмотря на поздний вечер, я тут же звоню в банк, в дежурную службу по кредитным картам, и мы принимаем решение заблокировать счет. Успели! Прямо тут же пошли сообщения об отказе платежей из разных мест на 50—100 фунтов. Утром через своих операционистов я связываюсь со службой безопасности, и мне присылают специальные формы, заполнив которые, я инициирую расследование. Параллельно начинаю вспоминать, когда был Лондоне и где пользовался картой. В памяти всплывает, мы заезжали туда на один день в гостиницу, где меня хорошо знают, и зачем-то менеджер, когда мы с женой уже зашли в номер, попросил снять слип с моей пластиковой карточки. Мол, забыли, разрешите, через минуту вернем. Про себя я тогда подумал: странно, я здесь уже был месяц назад, и вся информация обо мне в компьютере точно есть. И тут я совершил ошибку — отдал свою пластиковую карту в чужие руки, и менеджер отеля с ней удалился. Ни в коем случае нельзя выпускать карту из поля зрения, никогда! Это мой совет всем. Потом расследование показало, что менеджеры в отелях, когда копируют вашу карту, затем эту информацию продают. Кстати, как только в «Зените» я заблокировал свою карту, мне тут же выпустили новую и вечером с курьером ее прислали. Удобно, не правда ли? Однако это еще не конец истории… Через три дня мне опять начинают приходить SMS-сообщения, что кто-то в Лондоне пытается расплатиться моей старой картой. Просто терминалы работают по-разному, и информация только что до меня дошла. Вот такая детективная история!
  • А так, в принципе, очень удобно, когда твой ребенок далеко от тебя, а ты можешь отследить движение денег по его пластиковой карточке. Я такой услугой пользуюсь и всем рекомендую.
  • Банк для современного человека — инструмент необходимый, и хорошо, если это ваш друг. В противном случае надо обязательно постараться, чтобы вы стали друзьями!
  • Признаюсь, до 2000 года я был клиентом Альфа-Банка. В то время он еще не был так широко представлен в стране, как сейчас. Неудобно было то, что требовалось каждый раз приезжать самому для улаживания дел. И в очередях я успел постоять, и сервис тогда еще был не на должном уровне, к сожалению. Поэтому я постепенно стал искать другой банк и в результате перешел в «Зенит».
  • К кризисным волнам отношусь спокойно, так как в этом мире вообще мало что устойчиво. Недоверия не люблю и стараюсь во всем видеть позитивные стороны. 1998 год я пережил. Тогда мои деньги лежали в «Менатепе», и утром 17 августа мне позвонили: «Срочно снимай деньги!» В тот момент я был во Франции и в шортах-майке стал снимать из банкомата деньги, как заведенный. По-моему, все вытащил. Выдавал банкомат за раз 2 000 франков, и я не отходил от него часа полтора. Скажу так, деньги надо разумно распределять и одним большим куском на счете не держать. Диверсифицировать сбережения обязательно! В конце концов потерять деньги не так страшно, бывают потери и пострашнее…