• Кризис есть кризис. Телекомпании стали гораздо осмотрительнее при запуске новых развлекательных проектов. Если раньше к производству принималось практически все из предлагаемого, то теперь это все очень долго обсматривается-обсуждается, пишется куча разных экспертных заключений, сравниваются эфирные перспективы. Меня при всем этом не покидает ощущение, что это не кризис, а какое-то настойчивое его ожидание. В учебнике написано, как в экономический кризис себя вести, все прочитали и теперь исправно выполняют, пункт за пунктом. При этом физических денег, финансирования в телепроизводстве, в сопредельных бизнесах меньше не стало. Я так чувствую по тому, что наблюдаю и с чем сталкиваюсь практически повседневно. Деньги кризиса не боятся, а люди – так те с удовольствием.
  • У меня как индивидуального предпринимателя несколько счетов в разных банках. Очень давно знаю и люблю Уральский Банк Реконструкции и Развития, прежде всего за их умение делать свое дело, не говоря клиенту слово «нет» без самой крайней необходимости. Они очень гибкие, по-настоящему клиентоориентированные. В этом смысле большие банки, с которыми у меня есть общение, — ну просто полная противоположность. Не знаю, с чем конкретно это связано (может быть, с общим системным «закручиванием гаек» в банковской сфере?), но ВТБ 24 и Сбербанк — это какие-то сборники инструкций о том, что их клиентам делать запрещено. На фоне маленьких и подвижных банков отличия гигантов просто разительные.
  • «Бесчеловечные» технологии в банковской сфере основательно примирили меня и эти учреждения. Очередей теперь нет, вредные тетьки из окошек операционистов трудоустроились в реалити-шоу разные, где обсуждают финансовые возможности потенциальных женихов. Красота! Инженеры победили производственную бюрократию, и это отрадно. Интернет-банк и банковская карта – вот две вещи, которые основательно облегчают жизнь. Важно только помнить об энтропии: чем сложнее организована система, тем сильнее в ней тяга к саморазрушению, к упрощению внутренней структуры. Вообще, в банках бываю нечасто. Есть персональный менеджер, многое удается решать по телефонному звонку в банк.
  • Я знаю только одно средство от плохой рыночной конъюнктуры. Это работа. Что бы ни случилось, как бы ты ни сомневался в перспективах и в результатах – надо работать. Сомневаться и работать. Бояться и работать. Отчаиваться и все равно работать. В этом главный секрет успеха, причем в любой отрасли. Рассказываю о нем так спокойно потому, что вижу: воспользоваться им смогут немногие. Большинство настолько сильно любит сомнения в чистом виде, без добавления работы, что этот совет им без интереса.
  • Из того, что мы сейчас делаем, наиболее близко к финальной фазе производства новое «Шоу из воздуха». Его главная идея – абсолютное отсутствие заранее приготовленных и отрепетированных реприз и живая, импровизационная игра с привлечением зрителей из зала. Для создания представления нам не потребуется ничего, что закрепощает живую мысль актера и превращает его в «винтик» традиционно сложного и технологичного телевизионного процесса. У шоу нет ни сценария, ни сложных декораций, ни армии креаторов. Именно поэтому такое название: все рождается на глазах у зрителей буквально из ничего. Мы давно обдумывали идею программы «живого», не отрепетированного юмора. Но только после того, как познакомились с петербургским «Театром 05», который единственный в России продвигает идею полностью импровизационной актерской игры, шоу получило реальный шанс на осуществление. Да, и это совсем не означает, что мы расстаемся с «Уральскими пельменями». Новое развлекательное шоу – это такая давняя, старательно пестуемая мечта, которую очень хочется реализовать, на время отвлекшись от главного занятия.
  • Из более отдаленных планов – две полнометражные картины в жанре лирической комедии. Сценарии пишутся без особенной спешки, благо кризис, и никакой производственной горячки-нервотрепки нет. И совсем уже в отдаленной перспективе – большой художественный фильм, серьезная человеческая драма. Это тоже моя большая производственная мечта, к которой я иду несколько лет, подробно обдумывая каждый свой шаг.
  • За рубеж с туристическими целями теперь езжу реже: евро уже не тот! Да и натура дает о себе знать. Я не то чтобы накопитель такой уж безоглядный… Я трачу, и очень много, не жалея, но на свои производственные цели. Мне не жалко угрохать кучу денег на идеальную телевизионную заставку. Но вот просто прокутить те же деньги, прогулять их… Я как-то не умею. В этом смысле я совершенно не гусар. Не то что Сережа Светлаков. Вот тот гульнуть капитально, повеселиться от души – талантище, гений, умница, каких поискать.
  • Свои первые деньги я заработал в «лихие 90-е» на том, что ездил в Москву, покупал там отечественные магнитофоны «Яуза» и привозил их в свой родной город Екатеринбург. И даже рекламу, которую давал в газете, до сих пор помню: «Магнитофоны «Яуза» – надежные, как мама». На самом деле они были ужасные, четыре из каждых десяти приходилось из-за поломок везти обратно. Эти смешные с точки зрения сегодняшнего дня бизнес-начинания ценны для меня тем, что позволили почувствовать вкус позитивной, созидательной деятельности. Это же так здорово, когда у тебя есть идея, любимое дело, соратники. Это были мои первые реальные заработанные деньги. А потом я их спустил в МММ. К потерям, как и к приобретениям, стараюсь относиться философски: если закрывается одна дверь возможностей, тут же открывается другая. Так что надо просто работать дальше.

Беседовал Александр БЫСТРЫХ (Санкт-Петербург), для Banki.ru