• Предпочитаю вообще не выбирать банки. Последние годы наглядно показали, что банки легко теряют лицензии. А если говорить о самом стабильном — Сбербанке, то этот банк, принимая решение о выдаче кредита, имеет обыкновение «ковыряться» в самых неприятных местах. При этом обслуживание в «Сбере» оставляет желать лучшего: по-прежнему очереди, по-прежнему необходимость собирания кучи ненужных бумаг. Даже система с талонами не спасает ситуацию. После долгого ожидания в очереди с заветным талончиком в руке, подойдя к окошку операциониста, вы встречаетесь все с той же старой доброй знакомой — «женщиной-кассиром из советской сберкассы».
  • Еще один момент: терминалы оплаты, призванные упростить обслуживание в отделении банка, с данной задачей тоже не очень-то справляются. Пожилые и не такие уж пожилые люди попросту теряются у этих терминалов. А консультантам самим зачастую приходится обращаться к «старшим по званию», чтобы помочь разобраться клиенту банка с интерфейсом этих чудо-машин.
  • Напрягает ситуация с отказом сотрудников Сбербанка принимать пятитысячные купюры. Вы можете получить сумму пятитысячными купюрами в одном окошке отделения «Сбера», но уже в соседнем окошке вы не сможете вручить эти же купюры другому операционисту, решив совершить перевод или внести их на свой депозит. Это недоверие раздражает и унижает. Поэтому как только я понимаю, что мне предстоит общение с сотрудниками банка, сразу же вся съеживаюсь.
  • Не просто смущают и доставляют дискомфорт, а откровенно бесят «чудесные» спам-рассылки отечественных банков в 7 утра или вообще среди ночи... Например, банк «Хоум Кредит» грешит этим.
  • Деньги за мою работу мне перечисляют на карту, и тем организациям, которые мне платят, проще осуществлять это через Сбербанк. По этой причине я была вынуждена завести карточку этого банка. Но если бы была такая возможность, вообще бы обходилась без пластика. Конечно, сами сервисы, которые дает наличие на руках банковской карты, безусловно, облегчают жизнь, но и в этом счастливом обладании карточкой есть неприятные нюансы.
  • Предпочитаю хранить сбережения в банковской ячейке, и это единственное, чем, по-моему, имеет смысл пользоваться из банковских услуг. Деньги храню в трех валютах: долларах, евро и — очень мало — в рублях.
  • Кредиты в банках я брала не единожды. Самые положительные воспоминания — о кредите на автомобиль, взятом в Газпромбанке, и небольшом потребительском кредите на покупку дочери телефона — в «Хоум Кредите». Процесс оформления кредита в одном и в другом случае прошел быстро и более чем удобно. Когда брала в одной из розничных сетей телефон для дочери, то кредит мне предложили прямо там же — по партнерской программе этой сети с банком «Хоум Кредит». Очень удобно. Из банка мне был всего лишь один звонок; приятная женщина-консультант доступно и учтиво рассказала, что и как мне следует сделать, и в итоге я оплатила кредит одним платежом.
  • В первую очередь, когда я захожу в отделение банка, обращаю внимание на наличие очереди. Очереди меня бесят. Я не могу это видеть. Еще больше не понимаю восемь окошек, из которых работают только три или четыре, а люди сидят в очереди. Не понимаю. Когда я вижу очереди, вспоминаю сберкассы СССР.
  • В свое время я имела неосторожность оформить кредитную карту Сбербанка. «Вина» моя в результате оказалась в том, что оформила я эту злополучную карточку в отделении «Сбера», которое находилось на бульваре Карбышева. Почему говорю «находилось»? Потому что через какое-то время Сбербанк это отделение закрыл. В какой-то момент мне начались звонки от истеричных сотрудников Сбербанка с требованием погасить задолженность по моей кредитной карте в размере...11 рублей! Эти нервные звонки начались по истечении, не поверите, первого дня просрочки. Самым жутким в данной ситуации было то, что к моменту появления задолженности в 11 рублей у карточки истек срок действия. И для того, чтобы погасить этот долг, необходимо было перевыпустить пластик. Сделать это оказалось не так-то просто: отделения, в котором я получала карту, к этому моменту уже не существовало, как и самой карты. В результате, позвонив по телефону в головной офис Сбербанка, узнала, что, оказывается, перевыпустить карточку я могу не в удобном для меня отделении рядом с домом, а только в том, которое указали мне по телефону сотрудники банка... Только так и не иначе!
  • У меня лишь однажды был неприятный инцидент с картой за границей. Но связано это было не с трансакционными сложностями, а с желанием продавца осуществить в мой адрес, как россиянки, его собственные «экономические санкции». Он отказывался поначалу принять к оплате карту российского банка.
  • Я предпочитаю тратить. Не потому, что предпочитаю это делать в принципе, а потому, что по нашей сегодняшней жизни скопить очень сложно. Стараюсь инвестировать в себя или в дочь. Если же мне удается скопить какую-то сумму, считаю себя чуть ли не героем. Жить в долг ненавижу — живу по средствам.
  • Любимая статья расходов — уход за собой в салонах красоты и спа-салонах. Одним словом, люблю потратить деньги на свое на здоровье, внешний вид. Еще люблю делать подарки.
  • Семейный бюджет веду так, как учил меня когда-то отец. Система простая: четыре конверта. В одном конверте — деньги на необходимые ежемесячные траты: на квартплату, за коммунальные услуги, на проезд. Во втором конверте — деньги на питание. Второй конверт — самый увесистый. Третий конверт — копилка на отдых. В этот конверт частенько залезаю при необходимости. В четвертом конверте хранятся средства на одежду и непредвиденные расходы: на ремонт машины, например, или покупку сломавшегося внезапно пылесоса. Сейчас к четырем прежним добавился пятый конверт — с деньгами на оплату обучения дочери.
  • Первые деньги я заработала, когда мне было 15 лет. Родители дали мне 25 рублей на покупку туфель, и эти деньги я благополучно потеряла. Но родителям ничего говорить не стала. Заняла эту сумму у одноклассницы, у которой на днях был день рождения и которая похвасталась мне, что в качестве подарка родные вручили ей деньги. На одолженные 25 рублей я и купила тогда туфли. А чтобы отработать долг, устроилась работать нянечкой в детский садик. Конечно, по всем правилам меня пятнадцатилетнюю на работу брать не должны были, но — взяли. По истечении месяца работы я получила ровно 25 рублей, которые и вернула подруге. Родители узнали об этом лет через пятнадцать. Вообще я трудоголик с детства. После случая с туфлями стала работать — с 15 лет. В 19 лет я уже сама купила себе квартиру, на лично заработанные деньги.
  • Отечественной банковской системе я вообще не доверяю. В нашей стране у меня и мысли не возникнет положить деньги хоть на какой-нибудь депозит, ведь однажды я могу узнать, что правила вклада были изменены банком в одностороннем порядке.
  • О нынешнем «банкопаде» могу рассуждать только как обыватель. Отзыв лицензий у банков в массовом порядке не может мне нравиться, поскольку понимаю, что страдают в итоге вкладчики этих банков. В моей памяти еще свежи воспоминания, когда в дефолт люди не могли пробраться к своим банковским ячейкам. Ведь правительство и ЦБ настолько далеки от жизни народа, что решения их абсолютно не соответствуют потребностям населения. Это все очень от нас далеко. Лицензию отозвали, а кто вернет деньги? Если виновато руководство банка, то при чем тут вкладчики? А я знаю точно, что от отзывов лицензий у банков пострадали именно вкладчики.
  • Падение рубля меня, конечно же, пугает. Мировая экономика претерпевает колоссальные изменения, и мы тоже никуда от этого не денемся. Доллар-то для нас уже не 30 рублей стоит. А каково было всем в прошлом году, когда Интернет пестрил публикациями о том, что доллар будет стоить 100 рублей! Ужасно! Ведь зарабатывать-то мы стали реально меньше. И основной удар приходится на средний класс. Ведь у тех, у кого денег не было, их по-прежнему нет, и к этому они уже привыкли. Для состоятельных же людей шторма в государственной экономике и на российском валютном рынке не особо страшны. Реальные неудобства от всех этих экономических катаклизмов испытывает именно средний класс — люди, которые каждое утро встают и идут на работу.
  • Санкции, конечно, долбанули в первую очередь по рядовому населению, по кошелькам простых граждан. Прежде чем у нас разовьется производство и фермерство, пройдут годы. Окажемся ли мы в изоляции? Мы ничего об этом не знаем. А будучи некомпетентным и, по сути, мало осведомленным о реальной картине, как можно об этом рассуждать? Приходится, конечно, признать, что сложно. Чисто по-человечески меня от информации про очередные санкции берет дрожь. Я вообще не люблю ссориться ни с кем, тем более с соседями.
  • Посетителям портала в новом, 2017 году хочу пожелать, чтобы нас не трясло. Чтобы все, кого мы любим, были здоровы и счастливы. И чтобы мы могли заниматься любимым делом без оглядки.

Беседовал Дмитрий НАЗАРКИН, для Banki.ru