Елена Ищеева: Так получилось, что, активно рекламируясь в Интернете, Рост Банк широкой публике мало известен. Мы стали первой съемочной группой, которую кредитная организация пригласила для официального знакомства. Герой программы – Артем Хенкин, президент, председатель правления Рост Банка. И фактически вы сегодня наш экскурсовод. Здравствуйте!
А. Х.: Здравствуйте!
Е. И.: Как же так, вы такие активные в Интернете, и вас практически никто не знает в лицо. Почему так получилось?
А. Х.: Мы активно не старались быть известны широкой публике. Но, наверное, пришла пора. Так получилось, что мы достаточно давно начали этот проект. То есть активная жизнь Рост Банка началась в 2009 году, начался этот проект. И в 2010 году мы открыли один офис региональный, в Костроме. Сейчас у нас порядка 200 офисов по стране, с учетом дочерних банков.
Е. И.: То есть, уточните. Это офисы банка «Рост»? Или я знаю, что вашим акционерам принадлежат еще другие банковские структуры в регионах.
А. Х.: Я говорю обо всей банковской группе. У нас на сегодняшний день в банковской группе шесть банков. Это Рост Банк в Москве, БайкалИнвестБанк в Иркутске, ТверьУниверсалБа
Е. И.: Действительно, вы растете более чем активно. А какова стратегия? К чему ведут все эти процессы?
А. Х.: Мы – универсальный банк. На самом деле, когда меня спрашивают о стратегии, я все время говорю: «А какая у Сбербанка стратегия?»
Е. И.: Взять под себя все.
А. Х.: Конечно, неправильно себя сравнивать со Сбербанком. Но мы стараемся быть максимально похожими именно по принципу универсальности. То есть мы занимаемся всем, от крупного корпоративного бизнеса до потребительских кредитов. И мы стараемся в каждом направлении банковского бизнеса найти привлекательные условия для клиентов, найти ту клиентскую нишу. Ну и добиться того, чтобы в каждом из бизнесов мы присутствовали как минимум в тридцатке крупнейших банков России. Тогда, наверное, мы и в целом там окажемся по общему рейтингу.
Е. И.: Сравнивая себя со Сбербанком, вы должны осознавать, что там есть многолетняя история. У вас – молодой бренд, который, правда, если брать всю банковскую группу, отмечает сейчас свое 20-летие. За счет чего вы привлекаете клиентов? Чем вы для них конкурентно выгодны?
А. Х.: В каждом из направлений мы предлагаем свои, интересные условия, которых, стараемся, чтобы не было ни у кого. Например, я пару примеров приведу. Например, в ипотечном бизнесе у нас самая широкая линейка ипотечных продуктов. То есть такого количества продуктов нет ни в одном банке. У нас порядка 12 разных ипотечных продуктов. При этом мы участвуем абсолютно во всех направлениях. В программах типа «Молодые ученые», «Молодые учителя», у нас есть строительный продукт. У нас есть полная линейка ипотеки ИЖК, полная линейка собственных продуктов.
Е. И.: То есть как бы вы учли все нюансы рынка.
А. Х.: Мы постарались сформировать в зоне ипотеки для клиента максимальное количество банковских продуктов.
Е. И.: Это раз, преимущество.
А. Х.: Это наша стратегия, например, в ипотечном бизнесе. Потому что, например, я расскажу о вкладах физических лиц, там совершенно другая история. Потому что мы для каждого направления бизнеса старались подбирать то, чего на сегодняшний день не хватает, как нам казалось, рынку. Понятно, что это наш взгляд. И, возможно, где-то мы можем ошибиться. Но результаты того, что мы растем, они говорят сами за себя.
Е. И.: Ловлю вас на слове. Так чего не хватает рынку в плане депозитов? Потому что уж портал Банки.ру, казалось бы, знает про этот продукт абсолютно все. Расскажите!
А. Х.: У нас немного удивительная стратегия, может быть, в зоне вкладов. Мы очень простые по вкладам. У нас всегда существовало всего два вклада. Если в любом банке вы их найдете 7–8, 10, 15…
Е. И.: Порядка 10 можно найти.
А. Х.: Там какое угодно количество. У нас их всего два. У нас существует «Максимальный Рост», это классический вклад. И «Свободный Рост». Это вклад с возможностью неограниченного снятия-пополнени
Е. И.: Очень интересная информация, с учетом того, что мы за этим следим. И то, что вы лидеры такие, незаметные.
А. Х.: По рекламе вкладов в Интернете мы изначально вырабатывали всю маркетинговую стратегию, направленную в основном только на Интернет. То есть 90% рекламных носителей, которые нами используются, – это носители в Интернете на всех площадках: «Яндекс», Google. Контекстная реклама, СЕО-продвижение в рейтинговых системах. То есть мы в «Яндексе», в Google находимся на первом месте по запросам.
Е. И.: КПД размещения в Интернете для вас очевиден?
А. Х.: Очевиден. Интернет – самый эффективный рекламный носитель практически по любому банковскому продукту.
Е. И.: В нынешней России?
А. Х.: В нынешней России. Ни один банковский носитель не дает такого соотношения рубля вложенных денег к рублю либо привлеченных вкладов, либо выданных кредитов, чем Интернет.
Е. И.: Мы на верной позиции.
А. Х.: Это однозначная история. Мало того, мое личное мнение, что лет через пять-семь классические продажи через фронт-офисы будут уходить.
Е. И.: Но тем не менее, хотя вы и говорите, что фронт-офис не так важен, смотрите: у вас великолепное помещение в центре Москвы, большое, стильное. Такая бело-черная гамма, карта России. Сюда заходишь, дышится легко. То есть все-таки встречают банк по одежке до сих пор. Это когда-нибудь изменится в России? Или это принципиально важная «фишка»?
А. Х.: Если говорить об офисах, то это совершенно другая история. Мы считаем, что офисов должно быть немного. Но они должны быть очень красивыми, удобными, чтобы клиенту хотелось приходить сюда. Мы очень много внимания уделяем клиентскому сервису. Мы очень много обучаем и много тратим ресурсов на обучение сотрудников банка, чтобы клиенту было приятно с ними общаться. А самое главное – быстро. Я на самом деле когда-то сам, когда мы запускали, садился. Я могу сесть…
Е. И.: Вы были тайным покупателем?
А. Х.: Нет, я был операционистом. Я садился на место операциониста и с секундомером замерял, за сколько мы вклад принимаем. Пока мы не достигли с секундомером срока четыре минуты, мы продукта в сеть не выпускали. Мы стараемся, чтобы в каждом нашем офисе, вот, если приехать в любой другой офис в любом другом городе, думаю, что будет не хуже. Может быть, менее просторно, чем в центральном офисе. Но с точки зрения именно дизайна, зонирования площадей, удобства для клиента. Вторая наша «фишка» – мы работаем семь дней в неделю. Всегда. Во всех наших офисах.
Е. И.: Это мало кто себе может позволить на рынке.
А. Х.: Без ограничений. Не просто в субботу, но еще в воскресенье. Это тоже совершенно сознательная позиция. Мы даже думали когда-то о 24-часовом режиме. Пока до этого не дошли, может быть, когда-нибудь дойдем.
Е. И.: Регулярно наш портал сообщает: отозвана лицензия, отозвана лицензия... Считается, что это чистка бизнеса. Как себя ведет ваш клиент?
А. Х.: Наши клиенты – это те, кто пришел к нам достаточно недавно. Это те, кто осознано сделал выбор в нашу пользу против других банков. Если посмотреть ту статистику, которая на том же Банки.ру публикуется, по вкладам физлиц, из первого полтинника мы – единственный банк за четыре месяца, январь–апрель, который в каждом из месяцев имел положительное сальдо по привлечению, например, вкладов физлиц. Больше таких банков нет.
Е. И.: Но у вас доля физлиц в пассивах великовата.
А. Х.: Включая Сбербанк.
Е. И.: Не опасная ли это стратегия?
А. Х.: Не опасная.
Е. И.: Сейчас, извините, все на воду дуют. Вынуждена спросить.
А. Х.: Это не опасно. Я скажу честно.
Е. И.: А если они однажды испугаются и убегут, что вы будете делать?
А. Х.: Расскажу. Опасней, когда убегают крупные клиенты. Люди, которые приходят «с улицы», которые сознательно выбирают наш банк, с ними можно всегда работать. То есть работа в офисе – это очень простая история. Когда возникает какая-то паническая ситуация на рынке, какое-то количество людей приходит. Они видят, что банк работает. Деньги им спокойно отдают. Эта паника достаточно быстро сглаживается. Гораздо страшнее, когда приходит какой-то крупный клиент, который держит у тебя 5 миллиардов рублей, и говорит: «Ну, слушай, такая ситуация, извини, пожалуйста...»
Е. И.: А у вас такие есть?
А. Х.: Немного, но есть. «Извини, пожалуйста, мне срочно нужны мои деньги». Это гораздо страшнее для банка, потому что, если ты не вернешь, тебя верхушки бизнеса сразу разнесут так, что это будет очень плохо. Мы вошли на рынок, в котором все места уже были заняты. Для того чтобы наш росток под солнцем пробился, чтобы свое место занять, нам приходится быть гибкими.
Е. И.: Сколько сотрудников работает в вашем банке?
А. Х.: Сотрудников в группе сейчас работает свыше 5 тысяч. В банке «Рост» непосредственно работает свыше 3 тысяч сотрудников. На самом деле эта инфраструктура, что мы создали, того количества офисов, того количества людей достаточно уже для того, чтобы быть банком первой тридцатки, наверное.
Е. И.: Сейчас явно зона турбулентности, проходит весь банковский сектор через нее. Вы можете консолидировать группу. Укрупниться и стать не росточком, а реально – банк «Рост». И вот со всеми этими цифрами, присоединив к себе региональные, – акционеры об этом думают? Потому что слухи такие по рынку ходили.
А. Х.: Да, мы будем единым брендом. Это 100%, это элемент нашей стратегии. И мы уже объединили в прошлом году один банк. Это банк «Казанский» в Казани. Это было первое, тестовое присоединение приобретаемых активов. На 12 сентября в этом году назначена дата присоединения следующих трех банков. Это будут банки в Иркутске, Твери и Смоленске. И я думаю, что раз в полгода мы будем проводить операцию по присоединению.
Е. И.: А под каким брендом сейчас?
А. Х.: «Рост», под брендом «Рост» все будет.
Е. И.: А сфера бизнесов ваших акционеров какова? Извините, в России это важно. Потому что, когда я знаю, что за конкретным банком стоит бенефициар. У него заводы, пароходы, большая семья. У меня, как у клиента думающего, это вызывает ощущение стабильности. Я понимаю, что он не снимется и не уедет. Потому что у нас люди с миллиардами спокойно пересекают границу. А вкладчики стучатся в закрытые двери. Кто эти люди, которые пошли в активный рост?
А. Х.: У нас один акционер. Это Карчев Олег Геннадиевич. Его крупнейший бизнес, к которому он имеет отношение, он является совладельцем компьютерной компании «Мерлион». Это крупнейшая в России компьютерная компания.
Е. И.: Вот откуда любовь к Интернету! Все не просто так, я узнала.
А. Х.: Крупнейшая в России компьютерная компания. Например, в Москве магазины «Ситилинк». Если слышали, это проект «Мерлиона». А так это крупнейшая компания, номер один на рынке компьютеров. Непубличная компания. В рейтинге Forbes крупнейших непубличный компаний в России входит в тридцатку. И, мало того, этот бизнес номер один в своем сегменте. Соответственно, у акционера нашего есть опыт построения бизнесов, которые становятся крупнейшими в своем сегменте. Собственно, банк пытаемся строить на тех же принципах.
Е. И.: Артем, я вас благодарю за эту встречу, что вы сделали шаг именно в нашем направлении.
А. Х.: Спасибо.
Е. И.: Ну а мы при помощи портала Банки.ру будем следить за активным ростом банка «Рост». Удачи вам в бизнесе, встречаемся в Сети!