Вход

Добавить отзыв о банке
(необходима авторизация/регистрация)

избранный отзыв Свет клином не сошёлся плохо (−1)
 зарплата соцпакет коллектив руководство общий комфорт
Отзыв месяца

Отзыв месяца:
июнь 2010 года

Отработав в банке МДМ более 3 лет, я решил написать отзыв. Сначала расскажу о личном опыте, а затем поделюсь своим мнением о банке в целом.

Начинал я свою клерковскую карьеру ещё в докризисном 2007 году в Москве, в АКБ «Московский Деловой Мир» (ОАО); тогда он назывался именно так. Сначала занимался продажей автокредитов физическим лицам на территории автосалонов. Был фиксированный оклад и фиксированная премия за каждый оформленный автокредит – прозрачная и достаточно честная бонусная схема, в отличие от мошеннических схем, в которых величина премии зависит от % выполнения плана, а поскольку план увеличивают ежемесячно, то в итоге сотрудник всё больше работает и всё меньше получает. Кроме того, начальство не требовало выполнения какого-либо плана по продажам. Расчёт был на сознательность каждого сотрудника: чем больше кредитов продал, тем большую премию получил; продал мало – заработал мало. Зачем трепать нервы людям насчёт выполнения плана, требуя от них увеличения объёма продаж, когда каждый сотрудник и так заинтересован в этом и стремится к этому?

В общем, с банковским руководством никаких проблем не было. Нужно было сработаться с сотрудниками автосалонов и банков-конкурентов. Это удалось, так же как удавалось сохранять определённый баланс между интересами банка, клиента и автосалона. Но как ни крути, а разговаривать со многими физлицами достаточно тяжело, многие (но не все) из них несут какую-то ересь. Одни ничего не слушают, не понимают, а потом утверждают, что их пытаются обмануть (в этой категории мне часто попадались бухгалтера с высшим финансовым образованием). Другие требуют выдачи им максимальной суммы кредита в кратчайшие сроки при минимальном наборе документов. Лишь немногие задают вопросы по существу и понимают разъяснения насчёт суммы переплаты по кредиту (такие, кстати, чаще всего попадались среди водителей со школьным образованием).

Очевидно, работа в «полях» является стартовым уровнем, «кузницей кадров», и оставаться на ней более года не стоит. Нужно было двигаться дальше. Тут как раз мне и предложили перейти в центральный офис для работы в андеррайтинге заявок физических лиц. В этом отделе работа заключалась во внимательном рассмотрении документов заявителя, выявлении признаков мошенничества и вынесении решения об одобрении или отказе в выдаче определённой суммы кредита с помощью скоринга. Для меня это было более интересно, чем продажи. Но большим разнообразием такая работа тоже не отличается; через полгода сотрудник знает о ней всё, двигаться дальше в профессиональном плане некуда, а через год его одолевает тоска.

Наступила осень 2008, и тут как раз нас посетил ОН, мировой экономический кризис. В банке началась кадровая эпилепсия, проводились массовые увольнения. Начали с продажников, а потом добрались и до андеррайтеров с верификаторами. Уходить на улицу в разгар кризиса никак не хотелось, а вакансии на тот момент были только во взыскании просроченной задолженности физических лиц. Так я стал коллектором, или телефонным гопником (вещи нужно называть своими именами). Работка, конечно, жесть! Мало того, что многие клиенты ведут себя неадекватно и сотруднику зачастую приходится примерять маску психиатра, так ещё добивало постоянное увеличение количества просроченных кредитов, продолжавшееся вплоть до лета 2009 года. Но нет худа без добра. Работа во взыскании – это череда тренингов по развитию хладнокровия, граничащего с отмороженностью; кроме того, здесь нужно балансировать между напористостью и человечностью. В общем, мне удалось преодолеть очередной барьер и пополнить свою копилку знанием очередной стадии кредитного процесса. А в начале 2010 года полномочия по телефонному взысканию передали в Новосибирск, в результате чего московский коллекторский отдел «оптимизировали», как любят выражаться так называемые «менеджеры». В число «оптимистов» попал и я, и на этот раз у меня уже не было желания переходить в какое-либо другое подразделение МДМ. Спасибо этому дому, пойдём к другому.

Теперь перейду к оценке банка в целом. Я могу себе это позволить, поскольку за 3 с лишним года мне довелось проработать в трёх различных подразделениях, а взаимодействовать приходилось с гораздо большим количеством отделов.

Существует расхожее мнение, согласно которому до декабря 2008 года, то есть до прихода УРСА-Банка, в МДМ-банке было всё нормально, а потом новосибирские медвежата всё УРСАли, вытеснив грамотных менеджеров. Однако это мнение всего лишь миф, и придётся развенчать этот миф, поскольку факт – самая упрямая в мире вещь (тут с господином Воландом не поспоришь). В банковской сфере (да и не только в ней) существует явление, которое я называю оккупационными волнами. Происходит так: акционеры приглашают нового человека на пост Председателя Правления. Тот тянет за собою «шлейф» (лучше сказать «высаживает десант») из своих подчинённых с прежнего места, вытесняя топ-менеджеров предыдущей волны (с последними расстаются, надо полагать, по соглашению сторон с выплатой определённого количества «отступных»). Аналогичный процесс происходит на уровне менеджеров среднего звена, или топлес-менеджеров. Затухают эти волны, как правило, на уровне главных специалистов, поскольку «десантники» претендуют только на руководящие должности (не ниже руководителей секторов, групп, направлений). Почему я называю эти волны оккупационными? Да потому, что «десантники» говорят в следующем ключе: «Мы вас научим работать; раньше вы всё делали неправильно, поскольку предыдущие руководители были некомпетентны; мы профессионалы, потому-то нас и позвали с собой наши начальники; мы успешные, эффективные менеджеры, а вы неудачники». Они устанавливают свои порядки, не считаясь с мнением людей, которые вносили свой вклад в развитие компании до них. Если дословно их фразы звучат несколько мягче, то смысл именно такой. Так вот, многие уцелевшие сотрудники МДМ-банка (с дефисом) расценивают УРСА-менеджеров в качестве оккупантов, считают большинство из них некомпетентными хамами и оплакивают изгнанных руководителей-«профессионалов» старого доброго МДМ. Но они забывают, что ещё в 2006-2007 годах эти «изгои» сами были оккупантами, поскольку 20 апреля 2006 года Председателем Правления МДМ-банка стал Мишель Перирен, возглавлявший до того Райффайзенбанк (символом которого являются 2 конские головы), и первым делом он стал перетаскивать своих подчинённых (многочисленные подтверждения можно найти в открытых источниках информации). К весне 2007 года число «конюшенных десантников» перевалило, судя по всему, за сотню. Вели они себя очень высокомерно. Больше всего впечатляло, когда новоиспечённые «шлейф»-менеджеры втирали специалистам возглавляемых ими подразделений, что те не заслуживают повышения до ведущего специалиста, поскольку работают всего год; хотя сами эти выходцы из Райффайзенбанка нарисовались только месяц назад и сразу получили должности на 2-3, а то и на 5(!) ступеней выше, чем на прежнем месте работы (причём они даже не скрывали этого). Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. Так что не стоит жалеть изгнанных менеджеров: они получают по заслугам. Покушал сам - дай поесть другому. Просто в 2009 году медвежата вытеснили коняшек. Придётся последним игогокать в другом месте. Круговорот менеджеров в банковской природе.

Явление под названием «индексация зарплаты» даже в «тучные» докризисные годы было в МДМ-банке неизвестно; по крайней мере, для главных специалистов и ниже, то есть для абсолютного большинства работающих сотрудников, индексация не была предусмотрена в принципе; увеличение зарплаты было возможно только в случае повышения в должности. Так что кризис, а тем более УРСА здесь ни при чём.

Ещё один бич – кумовство. Оно существует всегда и везде, но не в таких же масштабах! В андеррайтинге некоторые руководители даже открытым текстом могли заявить следующее: «Претензий к твоей работе нет, но ты с нами не дружишь, держишься особняком, не ходишь с нами в кафе и боулинг, поэтому на повышение в должности рассчитывать не можешь». В отделе взыскания вообще бывали кадровые чудеса: подружившийся с начальством специалист мог стать ведущим, а затем и главным специалистом; причём он становился маленьким «начальником»: ему дозволялось не обзванивать клиентов, а контролировать, сколько человек обзвонили его подопечные, которым не удалось поймать за хвост птицу кадрового счастья. А как известно, контроль за работой требует существенно меньших усилий, чем сама работа. Особенно заметен дисбаланс в нагрузке был в первой половине 2009 года. Правда, у некоторых ведущих и главных специалистов была совесть, и они звонили людям, хотя могли этого не делать.

Подводя итог всему написанному, скажу, что мне ничуть не жаль никого из «изгнанных» менеджеров. А если банк обанкротится, как предрекают многие люди, то и его жалеть не стану. На МДМ свет клином не сошёлся. Существовал до него мир – будет существовать и после него. Как говорится, умер Максим – ну и чёрт с ним! Правда, особо рассчитывать на его банкротство не стоит, поскольку известная субстанция всегда остаётся на плаву…

Я понимаю, что все перечисленные недостатки есть в большинстве (если не во всех) российских банках. Но минусы есть минусы. И их гораздо больше, чем плюсов. Поэтому отзыв отрицательный.
Вурдалакбывший сотрудник
19.06.2010 04:04
91 комментарий
Если вы хотите подписаться на комментарии к этому отзыву, вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться
Уруру
19.06.2010 06:41
Отзыв месяца.
Взвешенно, грамотно и познавательно.
dassem
19.06.2010 11:01
Про Москву не могу сказать, в филиалах были и достойные люди среди менеджеров, а были и дессантники, приехали, шашкой помахали и уехали. И реально каждый новый "начальник" начинал с того, что вы ничего не понимаете, работать не умеете, а я вот вас сейчас научу....
budun
19.06.2010 13:28
Вурдалак, обращаться по имени к тебе не хочу, чтобы не выдавать. Думал инициал по имени поставить - но, что Г., что Ж - все неприлично. Молодец!!!!! Четко, по понятиям. Жаль, что многих других мыслей не написал, было бы еще ярче и бодрее. Не разнес, конечно, всю обстановку, но изрешетил здорово!!! Плюс тыщапицот!!!! Отзыв месяца!
JM_
19.06.2010 13:50
Кстати большинство "коней" имхо ушли задолго до начала нашествия "медведей", я имею в виду топов.
А сейчас и медведи потихоньку сваливают smile:)
budun
19.06.2010 13:53
Медведей, по ходу, сливают. Не по зубам им оказался серьезный бизнес, думали, легко будет - пришли, сели и развели демагогию.
Вурдалак
Автор отзыва
19.06.2010 14:40
Budun. Все свои мысли об МДМ я не стал размещать во избежание удлинения и без того длинного отзыва. Придётся добавлять их в комментариях.
Насчёт медведей: природой так заведено, что делают они ***но, поскольку страдают медвежьей болезней. Но агония МДМ началась до их прихода, а именно летом 2008 года, когда на внутреннем сайте стали появляться сектантские агитки под названием "Истории успеха"; все они были написаны по дешёвому позитивному шаблону: "Я старался, я стремился, я работал в команде, у меня получилось! Я люблю МДМ!" Незадолго до этого господин Перирен получил французский орден за заслуги и стало ясно, что скоро он отправится на пенсию кушать устрицы с трюфелями и запивать эти яства абсентом. Потом в октябре 2008 года нарисовался Игорь Кузин, возглавлявший до этого банк Deltacredit (акционеры приняли "мудрое" решение - в разгар кризиса пригласить на пост Председателя правления главу ипотечного банка). Первым делом он ввёл мораторий на увеличение зарплат сотрудникам, потом стал писать письма из серии "Я пришёл вас реформировать". На собраниях он заявлял, что каждый сотрудник должен доказать, что он нужен банку. Его кандидатура находилась на согласовании в ЦБ с начала октября по начало декабря 2008, поэтому все распоряжения шли за подписью Перирена или его зама. Массовые увольнения начались в ноябре 2008 года, причём убирали людей не по сокращению штатов,а по соглашению сторон с 2 окладами. А 03.12.2008 Олег Вьюгин и Игорь Ким объявили СМИ о планах по созданию объебанка. В конце декабря 2008 года Председателем Правления стал Игорь Ким, а про Игоря Кузина почти все дружно забыли. Таким образом, фактически он отдавал распоряжения в течение 2 месяцев, хотя юридически был непонятно кем в банке...
budun
19.06.2010 14:59
Ну у нас везде так, начиная с президентов. Что уж говорить о банках
Добряк Бен
19.06.2010 22:33
Отзыв и комментарий видимо писали разные Вурдалаки smile:)

«Существует расхожее мнение, согласно которому до декабря 2008 года, то есть до прихода УРСА-Банка, в МДМ-банке было всё нормально, а потом новосибирские медвежата всё УРСАли, вытеснив грамотных менеджеров. Однако это мнение всего лишь миф»

и следом:

«Насчёт медведей: природой так заведено, что делают они ***но»

В чем суть отзыва то?
Рассказать как объединялись банки, и какие лица в этом принимали участие?
Так это большинство из здесь присутствующих и так знают.
Пишите что минусов много – гораздо больше, чем плюсов, так вот о них и надо было бы поподробнее.

Ну да ладно, главное, что отзыв отрицательный smile:)
Вурдалак
Автор отзыва
19.06.2010 23:12
Уважаемый bin Laden! Вурдалак один. Перечитайте отзыв и комментарий внимательно, и вы поймёте, что никаких логических противоречий нет. Просто свою порцию отходов жизнедеятельности в МДМ внесли и "медведи" из УРСА-банка, и "кони" из Райффайзенбанка. Один сорт ничем не лучше другого. Минусы описаны достаточно подробно. В этом и есть суть отзыва.
Dezor
20.06.2010 21:29
Малорик "Вурдалак".Одна только правда и нечего лишнего.
Уважаемый bin Laden,читайте до конца и не задавайте тупые вопросы.
Что касается нашего руководителя ДРПЗФЛ,настоящий профессионал и просто понимающий человек, с таким руководителем, я в совместной работе поучаствовал.
Что касается действующего МДМ(Урса) банка,так там до сих пор жестко с бонусами кидают(неофициальный источник). С Вурдалаком проработал некоторое время и для себя получил много полезной информации.(настоящий спец.)
Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.