Добавить отзыв о банке
(необходима авторизация/регистрация)

избранный отзыв Про оккупантов из ордена магических открывалок нормально (0)
 зарплата соцпакет коллектив руководство общий комфорт
И снова здравствуйте, уважаемые читатели! smile:uncap:
Пришла пора продолжить повествование о моём опыте работы в банке МДМ.

Предисловие. В рамках борьбы за повышение интеллектуального и культурного уровня портала banki.ru считаю необходимым обратиться к тем комментаторам, которые не в состоянии внимательно прочитать текст целиком и тем более не способны его осмыслить, но при этом позволяют себе размещать бессодержательные посты типа «многА букФ», «нИасилил», «Неужели кто-то дочитал до конца?», «В чём суть отзыва?» или же переходят на хамство и используют фразы «нытье», «сопли», «тявканье» «клинический случай» и т.п. К сожалению, таких персонажей немало. К счастью, они составляют менее 50% аудитории. Хочется верить, что со временем их количество будет становиться всё меньше и немногие уцелевшие будут флудить только в специально отведённом для этого занятия месте под названием «Курилка-Флуд», а не в тематических разделах данного информационного ресурса. Убедительная просьба оставлять только осмысленные и вежливые комментарии после внимательного (а не «по диагонали») прочтения текста от начала до конца. Посетителям, у которых есть склонность засорять форум своими бессодержательными обрывками мыслей и злобными выкриками, настоятельно рекомендую следовать пословице «Молчи – за умного сойдёшь». В то же время конструктивной и не содержащей оскорблений и хамства критике я всегда рад. Итак, в добрый путь, уважаемые читатели!

Переход. После того как я проработал несколько месяцев в подразделении экспресс-автокредитования (см. третий том smile:D), мне поступило предложение о переходе в Отдел аналитики по потребительским кредитам (далее ОАПК). На тот момент (вторая половина 2007 года) это подразделение интенсивно развивалось и штат его увеличивали вдвое. Возглавлявшая его женщина (далее МОВ) провела корректное и информативное собеседование. В обязанности сотрудника, условно называемого андеррайтером (официально эта должность называлась сначала эксперт, потом аналитик; далее по тексту я буду использовать также термин кредитный аналитик), входило внимательное рассмотрение документов заявителя, выявление признаков мошенничества и вынесение решения об одобрении или отказе в выдаче определённой суммы кредита с помощью скоринга. К тому моменту я окончательно понял, что работа с клиентами не для меня (см. третий абзац отзыва «Свет клином не сошёлся»), и был рад сменить её на более спокойное ковыряние в бумагах smile;). Предложенный оклад превышал мой среднемесячный заработок в точке продаж (точнее, на собеседовании я озвучил желаемую величину денежного вознаграждения, а МОВ ответила, что эта сумма вполне реальна; в итоге утвердили запрошенный мною размер оклада). Кроме того, появился шанс перехода из разряда удалённого от «тела» кредитной организации недосотрудника в разряд полноценного работника МДМ-Банка. Наконец, бытовые условия в Центральном офисе (далее ЦО) гораздо комфортнее, чем в автосалоне: есть столовая, не приходится нюхать бензин и дышать выхлопными газами и т.п. Единственным минусом была необходимость перехода на график 5/2 с графика 3/3. Но поскольку преимуществ было гораздо больше, чем недостатков, без каких-либо колебаний я согласился сменить должность продажника на должность андеррайтера. Не вечно же прозябать в автосалоне! Стоит отметить, что мне предложили должность эксперта, а не ведущего эксперта, мотивировав это тем, что опыта работы в андеррайтинге у меня не было. Такие переходы принято называть горизонтальным ростом. Меня это вполне устроило, поскольку на тот момент я полагал, что вертикальный рост последует после некоторого времени качественной работы в ОАПК. Впечатлила и скорость принятия решения: собеседование прошло в пятницу утром, а днём мне позвонили и предложили в понедельник выйти на новое рабочее место. В общем, с искренней радостью smile:ura: и верой в дальнейшие успехи я перешагнул порог ЦО МДМ-Банка.

Рабочий процесс. Новичков принимали вполне дружелюбно, охотно консультировали насчёт тонких моментов и многочисленных нюансов. Никаких знаний для рассмотрения заявок не требуется, поэтому освоить эту работу нетрудно. Так что через несколько недель вновь прибывший сотрудник становился полноценным андеррайтером. На первых порах рабочий процесс представлялся построенным достаточно грамотно, однако с течением времени удалось обнаружить серьёзные недостатки.

В конце 2007-начале 2008 года позиция рисковиков в МДМ-Банке усиливалась, одним из важнейших приоритетов стало качество розничного кредитного портфеля (насчёт кредитов для корпоративных клиентов ничего сказать не могу, поскольку с ними мне не приходилось работать); в частности, была отменена программа экспресс-автокредитования физических лиц. Одним из основных требований стало внимательное (даже можно сказать придирчивое) отношение к качеству предоставляемых заявителем документов. Зачастую справки 2-НДФЛ и копии трудовых книжек андеррайтеры рассматривали чуть ли не через лупу smile:jokingly: При возникновении каких-либо сомнений сотрудники запрашивали дополнительные документы. Соответственно, время рассмотрения кредитной заявки увеличивалось. В итоге многие заявители, устав ждать ответ от МДМ-Банка, уходили к конкурентам. Помню даже фразу из письма одного сотрудника Дополнительного офиса: «Клиент ушёл в другой банк, дешевле и проще. Увы…» В принципе, он прав: чем больше документов требуется от заявителя при подаче кредитной заявки и/или чем дольше принимается решение по этой заявке, тем дешевле для клиента должен быть кредит, иначе ему просто нет смысла собирать кучу бумаг и/или долго ждать ответа, если другая кредитная организация готова предоставить деньги за ту же цену, но при меньшем количестве документов и/или в более сжатые сроки. Короче: больше документов – дешевле кредит. К сожалению, это разумное правило не соблюдалось.

Другим минусом являлась недостаточная автоматизация процесса. Документы в ОАПК поступали на бумажных носителях, а не в электронном виде. Накопившиеся в отделе пачки бумаг от клиентов, по кредитным заявкам которых было принято отрицательное решение, мы дружно скармливали шредеру (разумеется, только в тех случаях, если заявитель не просил вернуть ему документы); даже был установлен график кормления smile:D. Много текстов андеррайтерам приходилось набивать вручную, хотя в случае проведения необходимых доработок программного обеспечения все документы могли бы формироваться автоматически, то есть объём ручного труда можно было минимизировать. Правда, в этом случае пришлось бы сокращать численность сотрудников. Так что нет худа без добра.

Нормативная база, регламентирующая работу андеррайтеров, состояла из небольшого количества довольно-таки понятных по содержанию документов. Ознакомиться и работать в соответствии с ними было вполне реально, никаких глобальных противоречий между различными инструкциями не обнаруживалось. Разумеется, какие-то вопросы оставались, поскольку ни один документ не может предусмотреть все нюансы. Возникавшие вопросы кредитные аналитики адресовали начальнице ОАПК, она направляла их рисковикам-методологам. Последние на эти вопросы либо не отвечали вообще, либо отвечали так, что логика этих ответов, мягко говоря, удивляла smile:scratch: андеррайтеров. Методологи чувствовали себя некоей элитой smile:fi:, так что конструктивного диалога с ними не удалось наладить, а потому со временем мы перестали задавать им свои вопросы ввиду бессмысленности этого занятия.

В бумажной андеррайтерской работе я почерпнул некоторые полезные сведения. В частности, узнал, что мошенников в России не много, а очень много: в банк от них регулярно приходили старательно подделанные документы. Впечатлило и количество авантюристов, которые набирали по несколько кредитов в разных банках и вроде как их добросовестно выплачивали, но этого им казалось мало и они решали пополнить список своих обязательств с помощью кредита от МДМ-Банка. Как и следовало ожидать, со временем их финансовые возможности иссякали. Забегая вперёд, напишу, что с некоторыми из таких заёмщиков мне пришлось в ближайшем будущем общаться после моего перехода в отдел взыскания просроченной задолженности, и каждый из них заявлял, что он не рассчитывал на наступление кризиса. Запомнилась искренняя уверенность некоторых (но НЕ всех и даже НЕ большинства) сотрудников МДМ-Банка в том, что кредит им должны предоставить уже на том основании, что они работают в данной организации; эти люди дико возмущались smile:evil:, когда кредитные аналитики запрашивали дополнительные документы, и даже иногда писали жалобы и обвиняли нас в забюрокраченности. Регулярно приходилось отбиваться от сотрудников и руководителей Дополнительных офисов, которые утверждали, что андеррайтеры слишком часто принимают отрицательные решения и тем самым препятствуют выполнению плана по продажам кредитных продуктов (вечная борьба рисковиков и продажников). Так что ненависть многих коллег андеррайтеру заслужить очень просто. Справедливости ради стоит отметить, что противостояние не перерастало в острый или крупный конфликт, поэтому взаимоотношения были довольно-таки сбалансированными. Наконец, в ОАПК я узнал реальные масштабы разницы в доходах между работниками одного и того же учреждения (ниже я вернусь к этому вопросу).

Были и забавные моменты. Рядом с ОАПК находились рабочие места сотрудниц, которые уведомляли клиентов о принятом положительном решении по заявке. Зачастую скоринг позволял предоставить сумму значительно ниже той, которую запрашивал клиент. Звонит ему сотрудница и сообщает: «Вам одобрили кредит на такую сумму». Клиент отвечает: «Почему? Я ведь просил в двадцать раз больше smile:fool: Ваш банк - **вно smile:wall:»

В общем, сама по себе работа по рассмотрению кредитных заявок достаточно комфортная. С другой стороны, никаких знаний, а тем более интеллектуальных или творческих усилий она не требует, а потому довольно-таки быстро надоедает и даже вызывает тоску smile:tired:. Самым ценным, что может человек получить от такой работы, является развитие внимательности. В течение полугода накапливается внушительная статистика частных случаев, на основании которых можно сделать выводы. В результате кредитный аналитик хорошо понимает, на что следует обращать внимание, а на что нет; он прекрасно ориентируется в пространстве кредитных заявок и можно смело утверждать, что через шесть месяцев клерк знает об этой работе всё и двигаться дальше в профессиональном плане в данном подразделении ему некуда. К такому выводу я пришёл не только по своим личным ощущениям, но и на основе наблюдений за коллегами. Дальнейшее моё пребывание в ОАПК имело смысл исключительно по причине надежды на карьерный (следовательно, и зарплатный) рост. И тут, уважаемые читатели, начинается самое интересное.

Женский тандем. До перехода в ОАПК я достаточно скептически относился к теориям о социальном неравенстве полов, в частности о патриархальном или матриархальном устройстве общества. Однако Управление анализа рисков розничного кредитования (далее УАРРК), частью которого являлся ОАПК, был живой иллюстрацией женской теории: ВСЕ отделы, входившие в состав УАРРК, и само это управление возглавлялись женщинами. Поговаривали, что в МДМ-Банке сотрудников женского пола в три раза больше, чем сотрудников мужского пола. Но в данном случае распределение должностей между женщинами и мужчинами происходило в пропорции, значительно превышавшей соотношение 3:1, и по количеству повышений по службе прекрасная половина человечества в УАРРК лидировала с большим отрывом. Кого-то сей факт забавлял, кого-то возмущал, но практически для всех он был очевиден и отрицать его, можно сказать, никто не пытался. Мудрые люди просто иронизировали насчёт женского тандема, или (простите за грубость smile:pardon:) бабьего царства, поскольку изменение картины не представлялось возможным.

Есть смысл сделать оговорку, что НЕ во всех подразделениях банка МДМ была такая ситуация.

ГИМ и другие десантники. Во время описываемых событий УАРРК возглавляла ГИМ. На первых порах эта женщина производила впечатление доброжелательного и умного человека и грамотного руководителя. Однако со временем в её психологическом портрете всё чаще стали проявляться тёмные тона. Один из них был обнаружен в декабре 2007 года, когда на внутреннем банковском портале было размещено объявление о том, что сотрудникам МДМ-Банка будет выплачена новогодняя премия. Тонкий момент – отсутствие в объявлении фразы о том, работникам каких именно подразделений капнет на карту долгожданная предпраздничная денежка. Клерки, в том числе андеррайтеры, наивно предположили, что если никаких оговорок в сообщении нет, то премия будет выплачена всем сотрудникам. А примерно через три часа после её опубликования эта радостная весть незаметным образом исчезла. Прошёл слух, что деньги придут, но не всем МДМ-овцам, а работникам определённых подразделений (каких именно, так и осталось загадкой). В число счастливцев андеррайтеры (про начальников отделов и выше не знаю, но насчёт рядовых сотрудников факт достоверный) не попали smile:cry:. В тот же день ГИМ провела собрание, на котором заявила недовольным подчинённым следующее: «Подразделение новое, никаких заслуг у вас пока нет, а поэтому требовать премию вы не вправе». На это ей резонно ответили: «Никто не требует премию. Просто если так уж получилось, что деньги есть, но не про нашу честь, то не следовало опубликовывать объявление в общем доступе, а потом втихаря его убирать. В крайнем случае, можно было по соображениям приличия разместить комментарий типа "Уважаемые сотрудники, по техническим причинам произошёл сбой в работе системы и отразилась некорректная информация". И на этом вопрос был бы исчерпан. А виноватых мы не ищем». Стоит отметить, что подразделение было не такое уж новое: УАРРК на тот момент не исполнилось и года, однако оно было создано не на пустом месте, а включило в себя несколько ранее существовавших отделов, и некоторые кредитные аналитики ко времени описываемой беседы добросовестно трудились на благо акционеров МДМ-Банка по полтора-два года (дольше, чем ГИМ), так что заслуги у них всё же имелись. В общем, ГИМ проявила на том собрании своё высокомерие и склонность к искажению фактов и слов собеседников.

В седьмом абзаце своего первого очерка «Свет клином не сошёлся» я изложил основы теории оккупационных волн, наглядными подтверждениями которой являются десант из Райффайзенбанка и десант из УРСА Банка. Часть фактов, на основании которых мною была сформулирована эта теория, читатель найдёт в указанном абзаце. А здесь я опубликую те сведения и выводы, о которых ранее не рассказывал.

Один коллега остроумно заметил, что эмблема Райффайзенбанка больше похожа на магическую открывалку, а не на две конских головы, а потому он стал называть эту компанию орденом магических открывалок smile:magic:. Эпитет был принят на "Ура!" многими сотрудниками и прочно вошёл в употребление. В числе десантников из ордена магических открывалок была и ГИМ, получившая с первого дня своей работы в МДМ гораздо более высокую должность по сравнению с той, которую она занимала в Райфе. Насколько мне известно, она являлась шлейф-менеджером третьего порядка: Мишель Перирен, возглавивший Правление МДМ-Банка 20 апреля 2006 года, привёл с собой ТЮ (отчество не знаю), та посодействовала КН, которая, в свою очередь, пригласила ГИМ. Эту информацию, можно сказать, никто даже не скрывал. Более того, описанная кумовская схема в российском корпоративном сообществе считается нормой и всякий раз, когда руководитель перетаскивает свою свиту с прежнего места работы, принято говорить: он привёл свою команду. Целью такого переселения является делёж должностей и денег и установление своих порядков на новом месте без учёта интересов тех людей, которые работали в данной организации до нашествия десантников. Поэтому правомерно называть такое переселение безоружной оккупацией.

Так уж исторически сложилось, что в банке МДМ (как с дефисом, так и без него) правят бал начальники управлений: у начальников отделов есть только право совещательного голоса, начальники департаментов (а тем более ТОП-менеджеры) несколько отдалены от «земли» и проводят значительную часть рабочего времени на конференциях, собраниях и т.п. А реальная, «земная» власть сосредоточена в руках начупров (они же менеджеры среднего звена, которые работают не «под», а работают «на»; они же топлес-менеджеры smile:jokingly:). Именно эти клерки проводят распределение окладов и должностей между рядовым кадровым составом. Немногочисленные исключения лишь подтверждают это правило. После нескольких месяцев работы в ЦО мне стало совершенно очевидно, что пресловутое штатное расписание (в просторечии штатка) составляют именно начальники управлений. Разумеется, штатку кроят в рамках утверждённого наверху бюджета, и очевидно, что окончательно визируют этот документ в Правлении. Но также очевидно, что начальники департаментов (а тем более члены Правления) не могут решать, какого сотрудника назначить на должность ведущего или главного эксперта/аналитика/специалиста по той простой причине, что в большинстве случаев они не знакомы с рядовыми сотрудниками (исключение составляют маленькие департаменты). Кадровыми скорняками являются начальники управлений: именно они принимают решение, кому из подчинённых какую должность и какой оклад пожаловать; начдепы и выше эти принятые решения лишь утверждают. Более того, сотрудники УАРРК работали в одном здании, а начальник вышестоящего департамента работал в другом здании МДМ-Банка. Так что когда те же самые ГИМ или МОВ на вопросы подчинённых о повышении оклада и/или продвижении по карьерной лестнице отвечали, что это не позволяет сделать штатное расписание, то они, мягко говоря, лукавили. Всё дело в том, что зачастую ГИМ просто не хотела продвигать по службе кого-либо из работников, а признаться в этом не решалась; кроме того, ей нравилось носить маску доброй начальницы; поэтому ничего другого, кроме как перевести стрелки на начальника департамента, ей не оставалось. Зато её подружки не были обделены своим патроном. Выше я упоминал о том, что в ОАПК, в силу специфики работы, у меня была возможность узнать размеры денежного довольствия различных сотрудников, подававших заявки на кредит. По понятным причинам smile:-X никаких конкретных сумм и имён опубликовывать не стану; ограничусь абстрактной зарисовкой.

У начальницы отдела A, входящего в состав УАРРК, есть N подчинённых; оклад этой начальницы составляет M рублей. У начальницы отдела B, НЕ входящего в состав УАРРК, есть 3N подчинённых; оклад этой начальницы составляет (2/3)M рублей. Важная деталь: у главных специалистов отдела А оклады такие же, как и у главных специалистов отдела B; аналогично для ведущих и обычных специалистов. Внимание, вопрос: как такое возможно? Ответ: просто начальнице отдела A повезло в этой жизни. Она пришла в МДМ из Райфа и, разумеется, дружит с ГИМ. А начальница отдела B к ордену магических открывалок и ГИМ никакого отношения не имеет. Кроме того, в возглавляемом ею подразделении подчинённые продвигаются по служебной лестнице гораздо быстрее, чем в отделе A. И ещё одна интересная деталь: сначала у начальницы отдела A был такой же оклад, как у начальницы отдела B; однако через несколько месяцев у первой из них оклад увеличился в 1,5 раза. Для сравнения: у аналитика прирост зарплаты составлял не более 10 процентов (к примеру, у меня оклад в 2008 году увеличился на 4% по сравнению с окладом 2007 года). Ну как после такого не поверить в чудеса?

В переводе с абстрактного языка на простонародный это означает, что ГИМ прикармливала своих подружек; соответственно, каждый акт такого кормления сопровождался отсутствием карьерного роста определённого числа рядовых сотрудников УАРРК. То есть ГИМ фактически раздавала своим подружкам деньги, которые по справедливости должны были получить их подчинённые. К сожалению, эта бессовестная схема не противоречит законодательству. А убеждать ГИМ и ей подобных в том, что отсутствие наказания не всегда означает разрешение и что действия такого рода являются демотивирующим фактором (поскольку многие клерки понимают, что нужно не работать, а дружить с начальством) и, более того, грехом smile:magic:, бесполезно.

Чум. В качестве лирического отступления расскажу об одном забавном эпизоде. На внутреннем портале МДМ-Банка был раздел «Доска объявлений» (точное название не помню, но суть именно такая), в котором клерки писали о всякой всячине и, как и следовало ожидать, устраивали флуд, затрачивая на это занятие немалую часть рабочего времени. Оценив масштабы зависания работников в корпоративной флудильне, я решил в один из майских дней 2008 года кинуть пробный камень в виде рекламного сообщения следующего содержания:
«Продаётся чум в Ненецком автономном округе (полуостров Таймыр). Развитая инфраструктура: пастбища для оленей, места для парковки собачьих упряжек, моржовые охотничьи угодья. Панорамный вид на тундру. Богатый выбор невест и женихов. Перспектива построения карьеры в оленеводческой сфере. Цена 10 килограммов золота, или 20 черепов мамонтов, или 15 черепов саблезубых тигров».
Что тут началось smile:nightmare:! Побагровевшая МОВ отправила всем сотрудникам ОАПК письмо высокой важности с темой «Просто нет слов». Цитирую письмо без изменений:

«Коллеги, мне очень стыдно за такие вещи!
Призываю всех отвечать каждый за свое поведение и думать о последствиях, прежде чем совершать какие-то действия на работе. Вы все взрослые люди находитесь на работе и, подобные шутки могут быть просто неуместны. Данные объявления доступны ВСЕМ сотрудникам, в том числе и нашему руководству»
.

В устной форме она добавила, что руководители (их должности и имена она категорически отказалась мне назвать) задали ей вопрос: «Неужели андеррайтерам нечем заняться? У них что, мало работы?» Я ответил ей, что на создание этого сообщения потратил всего две минуты рабочего времени smile:-p, так что упрёки руководства необоснованны. Далее МОВ организовала мне встречу с ГИМ, в ходе которой я правдиво озвучил мотив своего действия – проверить, чем занимаются работники и как они буду реагировать на этот забавный пост. В итоге пришлось отправить письмо названному МОВ сотруднику с просьбой убрать это объявление smile:(. А жаль: за три часа его существования в виртуальном пространстве был оставлен 21 комментарий от различных клерков банка МДМ. В общем, моя безобидная шутка сыграла роль лакмусовой бумажки и показала реальное отношение многих коллег ко мне, а также наличие либо отсутствие чувства юмора у них. Несмотря на все минусы, в целом я остался доволен, поскольку этот случай стал одной из самых ярких страниц моей работы в МДМ-Банке.

Несостоявшееся повышение. В июле 2008 года в ОАПК была переведена сотрудница из Дополнительного Офиса, которой сразу предоставили должность ведущего аналитика фактически в обход остальных андеррайтеров. Это назначение противоречило недавним словам руководителей, согласно которым человек без опыта работы в андеррайтинге мог рассчитывать только на должность аналитика, и вызвало, мягко говоря, удивление других клерков. Мне окончательно стало ясно, что рассчитывать на повышение нет смысла, а следовательно, ловить в УАРРК больше нечего. Уходить «наружу» не хотелось, так как мой стаж работы в МДМ-Банке на тот момент не достиг ещё двух лет, а частая смена работодателей не в моих правилах. Кроме того, сохранялась надежда найти место в другом подразделении, чем я и занялся. Сотрудники Департамента по работе с персоналом (далее ДРП) внимательно относились к таким поискам и старательно предлагали кандидату различные вакансии. Следует признать, что одной из немногих положительных черт МДМ с дефисом были сильные кадровики. К сожалению, большинство из них было вынуждено покинуть банк в разгар кризиса. Мне удалось побывать на собеседовании в нескольких управлениях. И вот в один из сентябрьских дней 2008 года меня пригласила на разговор к себе в кабинет ГИМ. Придя в указанное место, я увидел там ещё и МОВ и понял, что дело серьёзное. Согласитесь, нечасто начальник управления и начальник отдела одновременно беседуют с рядовым сотрудником. От прежде надменного тона ГИМ не осталось и следа smile:angel:. Начала она с того, что ей стало известно о моих поисках вакансий в других подразделениях. Спросила, что меня не устраивает в УАРРК, и терпеливо выслушала моё мнение насчёт ситуации внутри этой структуры. Затем сказала, что можно рассмотреть вопрос о присвоении мне должности ведущего аналитика с тем условием, что я прекращу указанные выше поиски. На вопрос, что именно во мне не устраивает начальников и почему повышение предлагают только в сентябре, когда можно это было сделать в июле, ГИМ ответила: «Претензий к твоей работе нет никаких. Но кроме добросовестного выполнения обязанностей я оцениваю и умение сотрудника работать в коллективе. А ты держишься особняком и не общаешься с коллегами». МОВ это подтвердила. Признаться, ответ типа «Ты с нами не дружишь» ожидаемо услышать от пятилетних девочек, но никак не от взрослых женщин smile:o. А ларчик просто открывался: работники ОАПК довольно часто собирались в кафе, а один раз был организован выезд аж всего Управления в боулинг. Ни в одном из этих мероприятий я не пожелал участвовать: я с большой радостью посещаю дружеские застолья или корпоративные вечеринки для сотрудников всей организации, но к посиделкам в рамках одного подразделения отношусь скептически. Мои отказы МОВ и ГИМ восприняли чуть ли не как личное оскорбление и в отместку поставили крест на моей карьере. Но в день описываемой беседы всё резко изменилось. Разумеется, меня удивили причины таких волшебных преобразований. Чуть позже удалось выяснить, что сотрудники ДРП заинтересовались, по какой причине я ищу место в другом подразделении, и пригласили ГИМ и МОВ на беседу. Задали вопросы: «Почему человек хочет уйти? Какие претензии есть у начальства к его работе или личным качествам?» Ответы руководителей повергли их в шок: «Работает он хорошо, но с нами не дружит. А ещё он бреет голову и про чум написал» smile:rofl: Даже видавшие виды кадровики были обескуражены такими высказываниями. ГИМ и МОВ, поняв, что попали на заметку, скрепя сердце предложили мне повышение, озвученное в той беседе в сентябре 2008 года. Порешили так: я обсуждаю этот вопрос с кадровиками, а потом мы продолжаем разговор. Сотрудники ДРП посоветовали мне принять предложение руководителей, поскольку подходящую вакансию в другом подразделении подобрать так и не удалось, а злополучный кризис уже вовсю расхаживал по территории Российской Федерации. Я согласился. Пользуясь случаем, хочу объявить этим людям искреннюю благодарность за грамотное и справедливое содействие. К сожалению, из-за плотного рабочего графика всех участников этого процесса продолжение разговора с начальницами состоялось только через неделю. Я, МОВ и ГИМ поставили свои подписи в служебной записке о присвоении мне должности ведущего аналитика. Дальше было дело бюрократической техники: из здания на Электрозаводской улице в Москве, в котором работали все клерки УАРРК, бумага была отправлена в офис на Котельнической набережной для её подписания начальником Департамента и руководителем Блока. После этого в кадрах должен был быть составлен приказ о назначении. Однако 06 октября 2008 года Председателем Правления МДМ-Банка стал Игорь Кузин; мне сообщили, что он ввёл мораторий на увеличение зарплат, продолжительность которого неизвестна. В ноябре 2008 года начались массовые увольнения клерков и коллектив охватила паника smile:nightmare:. В той ситуации оставалось только рассуждать по принципу «Не до жиру, быть бы живу». Как оказалось, в некоторых подразделениях руководители добивались увеличения оклада своим подчинённым, но для этого им приходилось проводить серьёзный разговор с "верхами". А моим начальницам этого делать, разумеется, не хотелось. В итоге упомянутая служебная записка так и остановилась на уровне начальника Департамента. Юридической силы у этой бумаги, в отличие от приказа, нет, а потому в конечном счёте ГИМ и МОВ своего добились – моё повышение по службе так и не состоялось.

Кризис – время возможностей. Запомнился мне Игорь Кузин не только введением упомянутого моратория и «оптимизацией» под предлогом кризиса, но и своими двумя письмами в стиле «Я пришёл вас реформировать». Помимо общих слов и амбициозных планов во втором письме был фрагмент, в котором автор напомнил: «…основным определением слова «кризис» в толковом словаре Ушакова является не «страх перед будущим», а «резкое изменение», «крутой перелом»; к тому же он предложил оставить в стороне «кризисные» мысли и настроения.

03 декабря 2008 года стало известно о грядущем объединении банков МДМ и Урса. На сцену клерковского цирка вышел Игорь Ким с медвежатами. Эту тему старательно и долго обсуждали многие люди, в том числе и посетители данного портала, а потому нет смысла здесь её развивать. Замечу лишь, что на тот момент рядовые сотрудники никаких изменений не ощутили: массовые увольнения, начавшиеся в ноябре 2008 года, продолжились и при новой власти. Косили целые подразделения. Оптимизация достигла таких размеров, что в ближайшем будущем некоторых уволенных клерков их бывшие начальники позвали назад smile:fool:, потому что работать было некому. Тем не менее, даже в такое мрачное время новогодний корпоративный вечер был проведён. 17 декабря 2008 года МДМ-Банку исполнилось 15 лет, а потому новые руководители посчитали своим долгом устроить пир во время чумы. Честно говоря, мне даже страшно представить, сколько человек уволили, чтобы скомпенсировать затраты на это мероприятие, состоявшееся 25 декабря 2008 года (четверг) в московском клубе Б1 Maximum. Расскажу только о тех его эпизодах, которые мне представляются наиболее характерными. На сцене выступил Игорь Ким; помимо прочего, он заявил: «Кризис – время возможностей» - и, по аналогии со своим предшественником, предложил оставить кризисные мысли и настроения. В общем, небогатая фантазия у вершителей судеб человеческих. Мне сразу вспомнилась пословица «Кому война, кому мать родна». Затем на сцену пригласили десять старейших сотрудников МДМ-Банка, чудесным образом уцелевших вопреки оккупационным волнам и кризисам; голос за кадром вкратце рассказал о каждом из них. Что примечательно: эти люди занимали должности от главного специалиста до начальника Управления. Ни одного начальника Департамента, а тем более члена Правления, среди них не было. Люди, создавшие банк, просто работают, а не строят карьеру; они занимаются делом, а не дележом должностей и денег. На мой взгляд, их пример очень поучителен.

Безусловным плюсом корпоративных пьянок является возможность в неформальной обстановке пообщаться с тузами smile:vnature:. Я этой возможностью воспользовался и побеседовал с Вьюгиным Олегом Вячеславовичем, Председателем Совета директоров МДМ-Банка, на глобальные темы: мы обсудили масштабы и возможные последствия кризиса. Беседа получилась интересной; впечатлила открытость и незвездливость высокопоставленного менеджера. Не хочу никого обидеть, но немногие банковские клерки (в том числе менеджеры) способны сказать что-то дельное по таким вопросам. Продолжить обсуждение мировых проблем я решил с Михаилом Егоровым, возглавлявшим на тот момент Блок «Риски». Помимо прочего, от него я услышал окончательный ответ, что моё повышение так и не состоится. Несмотря на это, праздничный вечер заметно улучшил настроение и немного скрасил мрачное кризисное время. Но ненадолго. На следующий рабочий день, как только я появился в офисе, МОВ меня спросила: «С кем ты вчера общался?». Услышав ответ, она с негодованием заявила: «Ты подставил всех нас!». Получить от неё какие-либо разумные комментарии к этой предъяве smile:vnature: не удалось; в чём именно заключалась «подстава», так и осталось загадкой.

«Оптимизация». 29 декабря 2008 года (понедельник) наступила долгожданная развязка: ГИМ стала поодиночке приглашать к себе в кабинет сотрудников, попавших в списки «оптимистов». В их числе оказался и я. ГИМ честно призналась, что составляла списки именно она и включила в них тех клерков, которые пришли в УАРРК не самыми первыми. Предложила ждать звонка от кадровиков, которые должны были озвучить условия увольнения. Сказала, что сообщила подчинённым грустную новость заранее, чтобы для нас это не было неожиданностью и чтобы мы попробовали подыскать себе место. Для одних людей эта информация стала шоком, для других (в том числе для меня) такой расклад был ожидаем: ведь поток заявок резко сократился уже в ноябре; к тому же кризис – время собирать деньги, а не раздавать их. «Оптимизации» подлежали около 40% работников УАРРК. Кто-то из них сетовал насчёт испорченного предновогоднего настроения, но я с ними не согласен: предупреждён значит вооружен. Более того, я был искренне благодарен ГИМ за оповещение и надеялся, что её личная неприязнь к моей персоне осталась в прошлом.

На тот момент вакансии были только в Департаменте по работе с просроченной задолженностью физических лиц (ДРПЗФЛ). Решив, что ДРПЗФЛ лучше улицы, я отправил туда резюме и уже в начале 2009 года стал коллектором. Частично о работе в этом подразделении я рассказал ранее; что осталось за рамками предыдущих повествований, напишу позже. А сейчас расскажу о дальнейшей судьбе УАРРК. Тех андеррайтеров, которые были включены в «оптимизационные» списки, но не захотели пойти в ДРПЗФЛ или не были туда приняты, сотрудники ДРП пригласили к себе только в феврале 2009 года для подписания уведомления об увольнении в связи с сокращением штата организации. Им повезло: предыдущие три месяца подряд людей увольняли в большинстве случаев по соглашению сторон с двумя окладами. Но потом кто-то написал куда следует, и в течение некоторого времени «оптимизация» проходила строго в рамках ТК РФ. В этот момент и попали мои бывшие коллеги из УАРРК. Отработав законные два месяца, в апреле 2009 года они покинули МДМ-Банк. ГИМ летом 2009 года ушла в Промсвязьбанк вслед за Михаилом Егоровым: ей удалось вписаться в его команду. Некоторые клерки УАРРК, так и не дождавшись предложений по «оптимизации», нашли себе место вне МДМ Банка (уже без дефиса) во второй половине 2009 года. Остальные же андеррайтеры благополучно доработали аж до лета 2010 года smile:o. Насколько мне известно, они тоже были уволены по сокращению штатов. В таком случае можно только искренне порадоваться за них: эти люди воспользовались плодами победы своих предшественников в битвах за оклады, о части которой в рамках ДРПЗФЛ я рассказал в очерке "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной".

Итоги. К сожалению, весь позитив, с которым я начинал работу в УАРРК, был в течение нескольких месяцев скомпенсирован негативом, исходящим от руководителей этой структуры. Поставив во главу угла личные взаимоотношения, ГИМ и МОВ враждебно отнеслись к моей склонности держаться особняком и в отместку сделали всё возможное, чтобы моё первое продвижение в МДМ-Банке оказалось последним. После года работы в ДРПЗФЛ мне стало известно, что когда Kat1804, возглавлявшая Управление в составе этого Департамента, попросила ГИМ охарактеризовать меня, последняя настоятельно рекомендовала не принимать меня в коллекторы и заявила: «Он ни с кем не общается и вечно на своей волне» smile:crazy: Из этих слов следует, что тех работников, с которыми я общался, ГИМ считает никем. Более того, свой взгляд на мир сквозь призму местечкового снобизма и кумовского менталитета она считает истиной в последней инстанции. Ну да ничего: на том свете каждому воздастся по заслугам его smile:magic:

Этот отзыв завершает развенчание мифа о дефисе, созданного и старательно пропагандируемого так называемыми истинными МДМ-цами. Надеюсь, уважаемые читатели, что приведённых мною примеров достаточно для отказа от широко распространённого заблуждения, согласно которому проблемы в банке МДМ начались только после высадки медвежьего десанта из УРСА Банка. Ещё до названного события подавляющее большинство клерков влачило жалкое полуголодное существование. В 2007-2008 годах сытно жила только прослойка руководителей от начальников отделов и выше. Именно это правящее сословие, костяк которого составляли оккупанты из ордена магических открывалок, руководствуясь своею жадностью и презрением к рядовым сотрудникам, установило правило «Начальникам деньги, подчинённым опыт». Именно оно создало такую кумовскую атмосферу, в которой большинство назначений происходило по дружбе. Порядок вещей, согласно которому в карьерном росте клерку отказывают только потому, что он с кем-то не дружит или не из той песочницы, демотивирует подавляющее большинство работников. Установив такой порядок вещей и превратив МДМ-Банк в большую тусовку, райффовские десантники начали разрушение этой кредитной организации. Именно в период засилья оккупантов из ордена магических открывалок МДМ-Банк начал гнить изнутри, а экономический кризис и медвежата просто добили его, подобно тому как сильный ветер валит на землю изъеденное личинками жука-короеда дерево. Шлейф-менеджеры до кризиса без зазрения совести делили между собой деньги, по справедливости предназначенные для их подчинённых. А во время кризиса ни у одного из них не дрогнула рука при включении в «оптимизационные» списки рядовых сотрудников, мизерная зарплата которых составляла единственный источник дохода. Ни у кого из этих руководителей не возникло даже мысли отказаться от части своих окладов и/или бонусов, чтобы сохранить хотя бы несколько рабочих мест для своих подчинённых. Хотя они прекрасно знали, что потеря этой зарплаты в разгар кризиса для большинства уволенных является катастрофой. А когда более агрессивные оккупанты из азиатской части России вытеснили этих европейских оккупантов, то последние, будучи оторванными от кормушки, создали себе образ великомучеников и во всех бедах обвинили УРСА-клерков.

Примечателен тот факт, что многие бывшие сотрудники МДМ-Банка (важная деталь: не рядовые работники, а руководители низшего и среднего звена), не являющиеся выходцами из Райффайзенбанка, стали ярыми приверженцами мифа о дефисе. Ностальгируя по smile:quotes: команде профессионалов МДМ с дефисом smile:quotes: в многочисленных постах, они, в конечном счёте, нахваливают самих себя, а потому их ностальгия является не чем иным, как нарциссизмом. Более того, они с дикой злобой и остервенением набрасываются в своих комментариях на людей, которые пытаются оспорить их точку зрения. Действия таких персонажей, которых я окрестил дефисными троллями, прекрасно укладываются в схему, озвученную героем сатирической передачи:

«Если раньше было лучше исключительно тебе,
Убедить людей пытайся в том, что лучше было им.
Это сделать очень просто с тем, кто выжил из ума;
А кому отшибло память, тот возглавит орготдел.

Если кто-то не согласен, вынь из кейса мегафон
И тому, кто не согласен, дай сильней по голове.»

(программа «Куклы», выпуск «Вредные советы» от 01 июля 1995 года; реплика куклы, очень похожей на Зюганова Геннадия Андреевича).

Я понимаю, что сытый голодному не товарищ, но всё-таки настоятельно рекомендую приверженцам мифа о дефисе переосмыслить свои поступки, признать свои ошибки и понять мудрость пословиц: Горькая правда лучше сладкой лжи и На зеркало неча пенять, коли рожа крива. И для всех оторванных от кормушки привожу ещё одну цитату:

«Если ты уже однажды был начальником в России
И тебя на этом месте заместитель подсидел,
Ты ступай сажать капусту, выжигай по деревяшке;
Уж не быть тебе начальством, можешь даже не мечтать.
Удались от дел державных, окружи свой дом забором
И народу в назиданье на заборе напиши:
«Мол, забудьте всё плохое. Вас ограбили случайно,
Это был несчастный случай, тут никто не виноват».

(программа «Куклы», выпуск «Вредные советы» от 01 июля 1995 года; реплика куклы, очень похожей на Гайдара Егора Тимуровича).

А зачем? В заключительной части своего обширного повествования считаю необходимым рассказать о мотивах, побудивших меня к созданию целой серии отзывов. Изначально я просто хотел поделиться своим мнением о бывшем работодателе. Яростная полемика, развернувшаяся в комментариях к посту «Свет клином не сошёлся», доказала необходимость продолжения рассказа об этой компании. А после опубликования второго очерка у меня возник замысел создать в Служебном Рейтинге масштабную картину банка МДМ с точки зрения его бывшего рядового клерка. Несмотря на то что каждый отзыв является очень подробным, за кадром остаётся много важных эпизодов. И я считаю своим долгом рассказать о них широкой общественности. Шанс опубликовать серию очерков о бывшем работодателе на авторитетном информационном портале, согласитесь, выпадает нечасто, а потому нельзя этот шанс не использовать. Что касается корыстных побуждений, то спешу успокоить тех читателей, которые очень переживают по поводу первой и второй моих побед. Я не первый год живу на этом свете и отлично понимаю, что третью победу за рассказ об одной и той же организации мне не присудят. А потому предлагаю расслабиться и без злобы и зависти читать мои произведения.

Заранее благодарен за глубокий и вдумчивый анализ прочитанного текстового материала. До скорой встречи, уважаемые читатели!
Вурдалакбывший сотрудник
24.02.2011 01:34
49 комментариев
Если вы хотите подписаться на комментарии к этому отзыву, вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться
Pavlonciy
24.02.2011 08:50
Уважаемый Вурдалак !
Ух и помотало Вас по одному банку! И достал он Вас (судя по размеру повторного отзыва) по самое-самое! Что тут, если коротко, скажешь? Андеррайтеры почти ВСЕГДА работают против кредитчиков и клиентщиков (как тормоз против движка). И Ваш банк тут не исключение. Но опыт работы андеррайтером, думаю не лишний.
А вот насчет женщин в преддверии 8 марта, Вы это зря... Лично я работал в банке, где женщины были на многих ключевых постах. Жить можно, просто к ним надо иметь свой подход.
Относительно долгой неформальной беседы с ПСД О.В.: тут я вообще Вас не понимаю! Даже если он Вас и вправду принял и выслушал и Вы этим гордитесь - ради чего тогда весь этот "сыр-бор"?
А раз решили опубликовать целую серию очерков про банк - то Вам стоит себя попробовать на ниве журналистики. Тема многим интересна, но одним банком ограничиваться не стоит. Как в песне поется "смотрите шире на дважды два четыре!". Удачи Вам.
incub
24.02.2011 09:04
Асилил. Интересный и очень обстоятельный отзыв. В принципе, он подходит для любого банка, стоит лишь откопипастить название банка и аббревиатуры имен действующих лиц. Однако, на мой взгляд это всего лишь точка зрения "низов", которая имеет свою особую специфику. Ведь, чем более ты голоден, тем больше ты ненавидишь сытых.
Интересен вот какой момент.
"Признаться, ответ типа «Ты с нами не дружишь» ожидаемо услышать от пятилетних девочек, но никак не от взрослых женщин"
Странное и сомнительное утверждение. Мне понятна реакция руководителя "забанить" того или иного работника за то, что тот не считает нужным и выгодным для него посещение всяческих неформальных тусовок и сборищ вместе с коллективом. Судя по повествованию становится ясно, что автор считает такие мероприятия должны приносить определенную выгоду конкретно ему (пообщаться с нужными людьми, выяснить, в какую сторону ветер подул и т.п.). Остальные же события, на которых присутствуют те же "обычные" лица, которые он видит каждый рабочий день, он игнорирует. Потом он еще не просто удивляется тому, что руководители о нем такого мнения, да еще и делает вывод, что он-потерпевшая сторона в данном случае. Странно, очень странно.
anna83
24.02.2011 10:12
Вам бы в журналисты... статьи писать! Очень всё подробно и грамотно описано.
no_name:)
24.02.2011 10:30
Вам, как человеку с умственными способностями явно не для андеррайтера, не в банке сидеть, либо получать стремительное развитие в карьере!
JP-43
24.02.2011 10:44
Верю.
Вызывает уважение аналитика и логика повествования, широта взгляда.
Не согласен только с неуважением, с которым Вы относитесь к человеческим симпатиям и антипатиям, с Вашей недооценкой значения т.н. "человеческих качеств" в общей эффективности работы отдела (коллектива людей, не роботов).
Собакевич
24.02.2011 12:34
По просьбе автора "асилил" данный опус. Написано неплохо, но в целом складывается впечатление, что автор не сильно-то и утруждался на своей работе, а закономерное сидение на одном месте воспринял как личное оскорбление.
Одним из признаков является любовь к пространным рассуждениям, одним из которых являлась продажа чума, больше всего запомнившаяся автору во время работы в мдме.
R_V
24.02.2011 12:41
2 Админ, а не могли бы Вы вернуть мой пост? за что удалили-то? за раскрытие ФИО? так я свою раскрыл, не чужую. А то какое-то странное модерирование: заведомую ложь публикуете, а опровержения- трете. Не комильфо.
Пенсионер
24.02.2011 12:47
R_V,
В своих комментариях выбирайте более сдержанные слова, без личных оскорблений, пожалуйста.
Пенсионер
24.02.2011 13:16
Комментарии не имеющие отношения к отзыву удалены.
R_V
24.02.2011 13:33
Уважаемый Администратор, Вы, конечно же, можете удалять мои посты и далее. Но ответьте на вопрос: почему Вы не реагируете на замечания о том, что отзыв содержит заведомую ложь? Очень хорошо зная ситуацию, о которой пишет автор, а также людей, о которых он пишет, могу сказать, что Ваш ресурс опубликовал, по меньшей мере, однобокий опус, посвященный корпоративному управлению, системе риск-менеджмента и принятия решений мдм-а образца 2007-08гг, написанный человеком, не имеющим об этом ни малейшего понятия. А потом еще и препятствуете любым проявлениям протеста.
Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.