Вход

Добавить отзыв о банке
(необходима авторизация/регистрация)

«Сделай больше, чтоб соседа сократили!» Главы 31-40 не голосовал
 зарплата соцпакет коллектив руководство общий комфорт
31. Андеррайтер на распутье. Те клерки, которые считают вышеописанный порядок вещей недопустимым, во избежание необоснованных отказов стараются копнуть поглубже (что, вообще-то говоря, предусмотрено нормативными документами), чтобы взвесить все «за» и «против». Соответственно, на каждую заявку у них уходит большее количество времени, чем у тех коллег, которые, согласно их словам, «не заморачиваются». Как я указывал в пункте 26, совестливые андеррайтеры, которые в каждой заявке видят не только и не столько очередной шаг на пути к выполнению плана, сколько реальных людей, которым по той или иной причине нужны деньги, составляют весьма малочисленную группу так называемых «вечерних маньяков». Одна очень остроумная начальница назвала их шуршунами, поскольку в тёмные вечера они сидят в опустевшем офисе и шуршат распечатками. Задерживаться им приходится как раз для того, чтобы дотянуться до уровня в 100% от плана, не идя при этом на сделки с совестью (точнее, с её остатками). Но чем выше становится план, тем хуже участь шуршунов, ибо каждый из них встаёт перед выбором:

А. Рассматривать заявки столь же тщательно и:
А1. Выполнить план к 1-2 часам ночи, а в недалёком будущем протянуть ноги от такой пахоты.
А2. Добраться до отметки около 70-80% от плана примерно в 23 часа мск и отправиться домой, мысленно приготовившись к составлению очередной объяснительной записки.
А3. Осознав истины: «выше головы не прыгнешь», «сколько ни сделай – всё равно рукой водителям будет мало» и «здоровье не купишь ни за какие деньги» (тем более за такие), – завершить свой рабочий день в 21 час мск независимо от величины выработки. Но тогда приготовиться не только к напейсанию объяснительной, но и к задушевным беседам со стаканистами smile:magic: .

Б. Заглушить протест остатков совести и начать работать «как все» (именно так забивальщики квалифицируют свои действия). Но при этом ждать, когда запалят на контроле качества (такое тоже бывает).

В. Бежать куда глаза глядят.

Большинство читателей, надо полагать, считает вариант В оптимальным. Только вот незадача: клерков Сбербанка настолько много, что далеко не каждому его сотруднику, решившемуся на смену работо-и-зарплатодателя, достанется место в пресловутом ДРУГОМ банке. Большинству из них придётся следовать установке «После Сбера меняй сферу». Именно поэтому свыше, наверное, 90% разговоров типа «Дорабатываю до конца года, получаю тринадцатую зарплату, а потом сваливаю», широко распространённых на «Кредитной фабрике», на поверку оказывается лишь бла-бла-бла. А если спросить у таких «бегунов на низком старте» в январе-феврале насчёт успехов в деле расставания со Сбербанком, то почти все кинутся в несознанку smile:notiam: . Кстати, я даже грефным делом травил шутку на эту тему: дескать, большинство бывших сберовцев сможет устроиться только в МакЖрак. Жестоко, конечно, но вроде бы недалеко от истины, особенно в кризисное время.

32. Налей в уши до краёв. В сообществе шуршунов я пробыл более года. В период с июля 2011 года (см. пункт 29) по август 2012 года включительно примерно в трёх сменах из четырёх (точных подсчётов я не делал) мне приходилось засиживаться до 23 часов мск. Заканчивать работу в 21 час мск стало возможным крайне редко. Но даже при таких количествах неоплачиваемых переработок далеко не всегда удавалось делать план. Секрет в том, что вовсе не каждое выполненное андеррайтером действие, входящее в число обязательных, учитывается рукой водителями при оценке выработки того или иного сотрудника (подробности опять-таки не могу написать; но кто в курсе, тот поймёт, о чём я). Более того, количество этих не учитываемых, но обязательных действий с течением времени лишь возрастает, причём не только благодаря спаму и макулатуре (см. пункт 13). То есть каждый труженик заявочного конвейера должен не только обрабатывать всё больше заявок (по причине увеличения плана), но и совершать всё больше действий по каждой из них. Естественно, и тут есть выбор: забивать или не забивать; а если забивать, то на что именно. Однако худо-бедно к уровню 100% от плана на протяжении 14 месяцев я стремился, хотя и не всегда успешно.

В сентябре 2012 года произошло очередное (уже третье с момента начала моей работы в ОАО «Сбербанк России») увеличение плана, от которого большинство андеррайтеров просто взвыло smile:help: . Именно с этого события и начинается конец сбербанковского фрагмента моей биографии. Вариант Б пункта 30 я даже не рассматривал: по моим понятиям, клиенты не должны страдать из-за внутрикорпоративных извращений. Предшествующий опыт подсказывал, что вариант В следует оставить на самый крайний случай. Пункт А1 тоже не подошёл, ибо я и так угробил немалую долю остатков своего здоровья за предыдущие 14 месяцев, а сдохнуть ради служения Золотому Тельцу в его ростовщической ипостаси не моя мечта. И даже А2 оказался не в масть, поскольку при ТАКОМ количестве не учитываемых, но обязательных действий от ТАКОГО плана я даже 70% не сделал бы ни при каких обстоятельствах (смейтесь, «перевыполненцы», смейтесь над «неудачником»). Остался единственный путь под кодовым названием А3. Именно его я и выбрал, тем самым выйдя из сообщества шуршунов. Кто-то из приверженцев варианта А2 стал упрекать меня в том, что я просто забил. Но это поверхностный, а потому ошибочный вывод. Забивают те, кто идёт по дороге Б. А путь А3 – разве это забивон? Возможно, более стойкие шуршуны огорчились тому факту, что я покинул их ряды. Однако всему есть предел, и наступает момент, когда нужно найти в себе силы, чтобы сказать: «Хватит!»

В общем, я продолжил трудиться ничуть не менее качественно, но от вечерних офисных посиделок в бессмысленных попытках дойти до горизонта отказался. Поскольку после этого выбора с выполнением плана у меня наступила полная *опа, так называемые «мотивирующие беседы» стали проводить со мной всё чаще и чаще. И.о. начальника смены ЗСИ вдобавок к своим намёкам на забивание существенных правил начал приводить мне в пример коллег, которые, по его мнению, старались, в отличие от меня, и искали выход из сложившейся ситуации. В частности, набирали заявки с двух компьютеров, хотя это категорически воспрещалось, отслеживалось и даже пресекалось стаканистами других секторов, наблюдающими за клерками со спины и умело выявляющими особо находчивых; потом этот канал вроде как перекрыли. Больше всего меня позабавило высказывание ЗСИ, согласно которому задерживаются на рабочем месте по окончании смены только те сотрудники, которые не хотят работать smile:rofl: . Возможно, он таким причудливым образом бичевал и самого себя, поскольку в бытность свою простым главным экспертом (без начальственных полномочий) неоднократно выходил из офиса аж за полночь.

Затем в игру вступила начальница сектора ММВ, действуя по шаблону, которого придерживаются и другие рукой водящие клерки (с теми или иными вариациями, конечно же). Суть следующая. Стаканисты проводят с «отстающими» так называемую «разъяснительную работу». Об её составляющих многие андеррайтеры узнали на «Волгоградке» в 2012 году, после того самого сентябрьского увеличения плана. Сначала «неудачник» получает письмо по электронной почте от стаканиста в стиле «Расскажи, что у тебя с выработкой. В чём проблема?» Клерк отвечает, что да как: дескать, план большой, программа подвисает, заявок маловато (в те или иные периоды), регламентов многовато и т.п. Рукой водитель парирует: «Все в равных условиях. У всех такие проблемы. А что мешает именно тебе делать план?» Что характерно: эти речевые обороты используют многие менеджеры, если не их большинство. Складывается впечатление, что стаканисты проходят одни и те же тренинги на тему «Методика превращения подчинённых в замученных марионеток» или читают одни и те же книжонки от корифеев эйчар-литературы: Брайана Трейси, Ицхака Адизеса, Роберта Кийосаки и иже с ними. Ну а самые продвинутые адепты корпоративщины наверняка в качестве настольной книги держат труд Алисы Залмановны Розенбаум (она же Айн Рэнд) «Атлант расправил плечи», популярность которого в тусовке россиянских либералистов российских неолибералов зашкаливает. Кстати, всем известная рубрика «Доброе утро, Сбербанк!» (она же ДУСя) периодически рассказывает о новинках корпоративной зомбопейсанины с прозрачным намёком на то, что их нужно прочитать. Но о ДУСе я поведаю тоже в следующий раз, в отзыве про объяснительные записки.

Конечно, стаканисты в бытность свою рядовыми тружениками заявочного конвейера выполняли и перевыполняли план, но он тогда был гораздо меньше. Сейчас вроде как у них тоже есть некий план по количеству рассмотренных заявок (по крайней мере, это утверждал ЕГВ). Но он, ясное дело, в разы (если не на порядок) ниже, чем у клерков, не наделённых властными полномочиями. Было бы интересно посмотреть, какую долю ныне действующего для простых смертных норматива стаканисты смогут выжимать на регулярной основе. Впрочем, они прекрасно знают, что им этого делать не придётся, а потому наслаждаются мигом удачи.

33. Не ходи в стакан без диктофона!
С письмами чередуются звонки по внутреннему телефону на ту же тему.
Стаканист. Почему ты не делаешь план?
Андеррайтер. Потому-то <список причин прилагается>
Стаканист. Это всех касается. А почему именно ты не выполняешь план, когда все его выполняют?
Андеррайтер. Его выполняют НЕ все.
Стаканист. Отвечай только за себя. [ smile:fool: smile:crazy: ]
В общем, гуру диалектики нервно курят в сторонке.

Как нетрудно догадаться, за письмами и звонками следуют личные беседы в «стаканах». Вообще говоря, по итогам квартала так и так начальник сектора беседует тет-а-тет со значительной частью андеррайтеров (в былые времена даже с каждым: как с «передовиками», так и с «отстающими»). Называется это обратной связью. Ей предшествует пейсанина определённого рода, о которой я расскажу (дай Бог) в следующем отзыве, в тот самом, в котором поведаю про объяснительные записки и ДУСю.

А теперь вернёмся к «разъяснительной работе». «Стаканная» стадия этого процесса куда более разнообразная, чем её печатная и звуковая предшественницы. Начальник сектора может драконить «неудачника» один на один, а может подключить к этому увлекательному занятию и начальника отдела. Воздействие только звуковое, мимическое и психологическое. Другие виды внушения стаканисты (к их великому сожалению) не могут использовать, поскольку стены (точнее, стеклянные перегородки) их кабинетов полностью прозрачные и даже жалюзи не предусмотрены в принципе – спасибо дизайнерам офисного интерьера. Услышать от рукой водителей во время «разъяснительных бесед» можно много всякого разного, но только не хорошего; поэтому настоятельно рекомендую фиксировать эти переговоры на диктофон. Как именно – на усмотрение приглашённого. Можно с уведомлением принимающей стороны («Наш разговор, с Вашего позволения, будет записан на диктофон»), можно без такового. Очевидно, в первом случае велика вероятность отказа; но зато если инициатор беседы согласится на запись, то будет держать себя в каких-никаких рамках. Запись без уведомления будет содержать куда более интересный звуковой материал, однако вопрос об её юридической весомости остаётся открытым.
А сейчас, уважаемые читатели, вопрос на засыпку: что может быть лучше диктофона? Правильно, два диктофона. Один показываем, второй не показываем. В идеале включаем оба; если не повезёт, то только второй. Аудиозапись копируем и сохраняем на нескольких различных носителях, не забывая при этом о соблюдении тайны – в общем, сами всё знаете, не маленькие уже.

Окраска разговоров стаканистов с андеррайтерами-«неудачниками» очень разнообразная и зависит, ясное дело, от характера, умения себя вести, репутации, логики, красноречия обеих сторон и т.п. В моём случае, пожалуй, беспредела не было. Начальница сектора ММВ (да не замучает её икота smile:-p ), в котором я трудился, конечно, типичная канцелярская персона до мозга костей (читай классический менеджер), но не хамло и не матрёшка – это факт. Один раз она совершила нехилую глупость, пригласив в «стакан» одновременно 12 андеррайтеров (включая меня), предварительно вырвав у меня из рук мобильный телефон на глазах у коллег. Но в дальнейшем действовала куда более осмотрительно; а будучи уверенной, что я её, как говорится, пишу, зачастую переходила на Вы. Пожалуй, жемчужиной моей диктофонной коллекции является аудиозапись особо статусного разговора, проведённого со мной в стакане аж четырьмя менеджерами: и.о. начальника смены ЗСИ, начальницей сектора ММВ, начальницей отдела ДИГ и ЖВВ. Кстати, я до сих пор так и не вкурил, с какого перепугу последний персонаж, будучи начальником другого отдела, влез в этот базар smile:nunu: . Скорее всего, его об этом (причём не в первый и не в последний раз) попросила ДИГ – начальница отдела, в котором я работал. Возможно, она сама внесёт ясность по этому вопросу в комментариях. Насколько я понял, у ЖВВ репутация тяжеловеса в деле литья уши подчинённым, поскольку он виртуозно применяет в диалоге правило трёх «да» и, когда надо, может сыграть роль бычары на подхвате (либо лизуна, в зависимости от сценария переговоров). Однако подробности общения с рукой водителями этого и более высокого уровня я изложу в третьем отзыве моей сберовской саги. Концептуальные (и не очень) беседы с начальниками, как и завершение сбербанковского участка моего трудового пути, заслуживают отдельного повествования. Сами понимаете, уважаемые читатели, что в один том (даже такой большой, как этот) всё не уместить.

34. Корректировки – это роскошь или необходимость? У программы (да не будет здесь произнесено её название smile:-X ), в которой клерки «Кредитной фабрики» обрабатывают заявки, есть вредная привычка – зависать, причём нередко. Эпизоды, когда она резко замедляет процесс андеррайтинга, случаются по несколько раз в неделю (а иногда в день). А бывает, что она полностью глохнет, намертво блокируя процесс раздачи денег вкладчиков заёмщикам. В 2010 году (то есть, по моей терминологии, в серебряные времена) начальники адекватно учитывали этот негативный фактор и проставляли соответствующие корректировки. Не работала сегодня программа на протяжении такого-то временнОго интервала – значит, план по количеству рассмотренных заявок для сегодняшней смены уменьшался пропорционально этому интервалу. При замедлении ПО (без полной остановки) корректировки тоже проставлялись, но, так сказать, эмпирически: точных расчётов, во сколько раз снижается скорость работы программы, конечно же, никто не проводил.
С течением времени разрыв между реальным временем неработоспособности (либо замедлением скорости функционирования) программы и величиной корректировки неуклонно возрастал, причём, ясное дело, не в пользу андеррайтеров. В частности, когда в июне 2011 года регулярно с 8 до 10 часов утра мск программа тормозила (хотя и не отваливалась полностью), рукой водители просто перестали это замечать. Постепенно на замедления положили с прибором (за крайне редким исключением), а время полной остановки стали учитывать с неуклонно возрастающим дисконтом. К примеру, программа вообще не работала 5 часов, а потом на протяжении нескольких часов еле шевелилась; корректировку за этот день проставили всего на 3 часа. И самое главное, «фабричные» менеджеры придумали (ну или вЫчитали в каком-нибудь клерковском зомбо-корпоративном откровении типа «Дао Toyota») железную отмазку: «Неработоспособность программы касается абсолютно всех сотрудников. А почему именно ты не выполняешь план, когда все остальные его выполняют?» Далее пункты 32 и 33 со всеми остановками.

35. Потерянный май. В определённый момент ЕГВ торжественно объявил, что в качестве органического дополнения уже существующего ПО внедрена некая суперсовременная программа, на которую «зелёный слон» грохнул чумовое количество бабок. Вроде как все мы должны были гордиться этим. Счастье для клерков состояло в том, что упомянутая программа (эдакий Большой Брат) установила тотальную слежку за каждым работником «Кредитной фабрики», расширив и без того нехилый список обязательных для выполнения ежедневных действий. Но по причине какого-то косяка данные по выработке андеррайтеров за май 2012 года оказались утерянными smile@= . Типа Большой Брат не дремлет, но иногда очень широко зевает. На мой вопрос, каким образом будут учитывать майские результаты при подведении итогов квартала, начальница сектора ММВ ответила: «Считайте, что его [мая] не было». Вот так: не было – и всё. Квартал оценивали по данным апреля и июня. А ведь у многих клерков (даже у шуршунов) майская выработка оказалась заметно выше 100% от плана: месяц был очень урожайный. Соответственно, бесследное исчезновение этих данных уменьшило в той или иной степени размер премии значительной части (если не подавляющему большинству) тружеников заявочного конвейера. Люди, которые разбираются в бесовской грамоте, не дадут соврать, что в серьёзных компаниях резервная копия данных (тем более таких) обязательно есть. А за их «утерю» очень крепко наказывают. Но в вышеописанном случае начальники предложили подчинённым считать этот бардак обычным рабочим моментом.

36. Учиться никогда не поздно. Размер квартальной премии, конечно же, зависит от выработки в квартале. Уже со своих первых андеррайтерских месяцев я стал на ежедневной основе вести таблицу учёта выработки и в абсолютных (количество рассмотренных заявок), и в относительных величинах (проценты от плана). Начальники смены присылали данные за месяцы и кварталы только в процентах, и расхождения между ними и результатами моих расчётов были малозначительными – плюс-минус несколько процентных пунктов (точно уже не скажу, сколько именно, но немного). В пункте 32 я отметил, что вовсе не каждое выполненное андеррайтером действие, входящее в число обязательных, учитывается руководителями при оценке выработки того или иного сотрудника. Я предполагал, что отличия в результатах подсчётов обусловлены некоторой неопределённостью по поводу того, какие именно из этих действий учитываются, а какие нет. А потому не выяснял, почему да отчего. И оказалось, что напрасно. Когда в третьем квартале 2012 года стало точно известно, чтО именно не принимают в расчёт, то расхождений в результатах вычислений ни за месяц, ни за квартал не должно было остаться. По крайней мере, в арифметике именно так: если точно определены все условия задачи, все величины точно заданы и строго установлены правила проведения расчётов, то результаты вычислений не должны зависеть от персоны расчётчика, ибо никакого «люфта» уже нет в принципе. Но не тут-то было: присылаемые и.о. начальника смены данные о процентах от выполненного за квартал плана упорно отличались от чисел в моей таблице. «Месячные» данные совпадают, а «квартальные» расходятся – как же так? Спрашиваю у ЗСИ, и.о. начальника смены: «Как именно рассчитывается усреднённый за квартал процент выполнения плана?» – и слышу сногсшибательный ответ: «Ну как? Процент за первый месяц квартала плюс процент за второй месяц квартала плюс процент за третий месяц квартала – и всё это поделить на три». Как оказалось, мой собеседник не в курсе, что нужно сумму выработок за три месяца разделить на сумму планов за три месяца (ну и умножить на 100%, конечно же) – полученный результат и будет единственно верным. И в подавляющем большинстве случаев итоги расчётов по первой и второй схемам будут разниться, поскольку планы по количеству рассмотренных заявок от месяца к месяцу, вообще говоря, меняются. Ведь найти в рамках одного квартала три подряд идущих месяца с одинаковым количеством рабочих часов маловероятно; да и для андеррайтера на протяжении трёх месяцев подряд выдавать абсолютно одинаковые результаты в процентах нереально – обязательно будут некоторые изменения от месяца к месяцу. А если вспомнить, что в июле и в августе 2012 года были одни нормативы, а в сентябре уже новые, то и в числителе, и в знаменателе дроби нужно учесть коэффициент перехода от старых норм к новым нормам, причём этот коэффициент не сократится.

Но это ещё не всё. Среди опрошенных мною тружеников заявочного конвейера не нашлось ни одного, который смог бы верно написать формулу расчёта среднеквартального процента. Все единогласно отвечали, что нужно сложить проценты за 3 месяца и поделить на 3. А когда видели правильный ответ, то очень удивлялись, проводили сравнительные расчёты (по одной и другой схемам) и говорили: «Ну ведь разница маленькая – всего несколько процентов» smile:wall: .

Когда начальница сектора ММВ проводила со мной одну из первых «мотивирующих бесед» в «стакане», я рассказал ей о вышеописанной петрушке (хотя сарафан и так уже ей это сообщил) и попытался убедить, почему этот вопрос столь принципиален. У одного из коллег по данным популярных, но неверных расчётов средняя выработка за третий квартал 2012 года составила 98,5% от плана. А по итогам корректных вычислений получалось в районе 100,1% (могу ошибиться на десятые доли процентного пункта, но сто пудов больше 100%). Эти, казалось бы, жалкие 1,6 процентного пункта в данном случае очень важны. Ведь в первом случае что получается? Что андеррайтер не дотягивает до норматива и пишет объяснительную записку; а его рукой водители по данному факту льют ему в уши на тему «Почему ты не делаешь план?» и коцают квартальную премию. А во втором случае всё путём: план сделан – объяснять ничего не нужно – премия некоцаная. Начальница сектора, выслушав этот аргумент, предложила мне прислать ей на внутрикорпоративную электронную почту методику правильных расчётов. После 21 часа мск, то есть по окончании смены, я расписал, что да как (даже рассмотрел частные случаи, которые большинство ошибочно принимает за общий случай), и выслал ей получившийся файл. В свою следующую смену я обнаружил в рабочем «мыле» её ответ: «Я считаю, что сотрудники, не выполняющие план, не заслуживают премии. Они сами себя наказывают».
smile:o smile:fool: smile:jokingly: - именно так можно обрисовать мою реакцию на этот «содержательный ответ по существу».

В общем, выяснилось, что подавляющее большинство тружеников заявочного конвейера и их начальников не владеет программой по математике в рамках шестого класса средней общеобразовательной школы; ведь именно в шестом классе в 1990-е годы обучали операциям с обыкновенными дробями. Потом, когда я стал смаковать этот факт в письменном виде, начальница сектора пригласила меня в «стакан» на следующую «мотивирующую беседу». Приведу её фрагмент.

ММВ. Ты меня не уважаешь, и вообще не тебе меня судить. Почему ты себя так ведёшь? Зачем ты сеешь смуту?
Вурдалак. Фактически ты сама меня спровоцировала на троллинг. В прошлый раз мы обсуждали вопрос о неправильном усреднении выработки в процентах за квартал. Договорились о том, что я тебе пришлю методику проведения корректных расчётов. Составил, отправил. И какой ответ от тебя получил? Комментарий в духе «Многабукафниасилела».
ММВ. А почему ты решил, что кто-то здесь складывает проценты за три месяца и делит их на 3? smile:notiam:
Вурдалак. Ну вообще-то и.о. начальника смены ЗСИ это говорил и табличку присылал. Да и ты в ходе прошлой беседы не отрицала этот факт.
ММВ. Сотрудники, ответственные за расчёт среднеквартальной выработки в процентах, и без тебя знают расписанную тобой формулу.
Вурдалак. А что это за сотрудники? Каковы их имена и должности?
ММВ. Я выясню и сообщу тебе об этом.

Как вы, уважаемые читатели, догадываетесь, ничего она мне не сообщила. Ну, в самом деле, а что ей оставалось? Признать наличие пробелов в своём образовании и категорическое нежелание их восполнять? Ну или так (без персонификации): признать наличие недоработок в системе и категорическое нежелание их устранять? Ведь и то, и то другое противоречит философии стаканизма.

Вопрос о корректности расчётов я ставил и на гораздо более высоком, чем «стаканы», уровне (о том, каким образом я туда добрался, расскажу в третьем томе) и в ответ услышал: «Мы с математикой дружим и всё считаем правильно. Поверьте нам». Не исключаю, что именно тот человек, который это сказал, с математикой дружит. Но тогда почему бы ему не сделать так, чтобы эти знания получили и нижестоящие менеджеры? Для Сбербанка не проблема организовать соответствующий курс обучения (даже корпоративный университет имеется), причём не требуется тратить много денег на какого-нибудь статусного оратора из породы гуру эйчар-литераторы. Достаточно пригласить школьного учителя математики, работающего с 5-6 классами, – и дело в шляпе. За более чем приемлемую сумму он научит клерков (как рядовых, так и менеджеров, в том числе стаканистов) уму-разуму и поднимет их интеллектуальный уровень хотя бы до уровня 11-12-летних отроков. А то ей ГОГу стыдоба: взрослые люди с дипломами (у некоторых даже больше одной «корочки») о высшем образовании и не умеют усреднять проценты за 3 месяца. Позорище!

37. 11,5 или 12? Как я указывал в пункте 14, на протяжении двенадцатичасовой смены андеррайтеры непосредственно выполняют свои служебные обязанности в течение одиннадцати с половиной часов. Соответственно, при расчётах выработки в процентах учитывали план именно для 11,5 часов. А весной 2013 года начальники смен мимоходом сказали, что теперь вычисления станут проводиться исходя из 12-часового плана, причём пересчитают все данные задним числом, начиная с января 2013 года. 11,5/12 = 23/24. То есть каждому труженику заявочного конвейера выраженную в процентах выработку уменьшили на 1/24. И те люди, которые из последних сил дотягивались до уровня в 100% от нормы, вдруг оказались в числе «неудачников» с результатом около 96% от плана. Ясное дело, обосновывать причины такого кидалова, идущего к тому же вразрез с ТК РФ, никто из рукой водителей не счёл нужным, ограничившись советами типа «Чтобы не оказаться в такой ситуации, нужно делать больше 100%».

38. О недоначальниках. Наверняка уважаемые читатели обратили внимание, что в тексте часто фигурирует и.о. На «Кредитной фабрике» широко распространена практика недоназначения сотрудников на руководящие позиции. Тема такая: вышестоящие менеджеры по тем или иным причинам поручают тому или иному главному андеррайтеру руководство сменой, начальник которой только что освободил своё кресло (пошёл на повышение, например). Но при этом оставляют его в должности главного андеррайтера, разрешая в «мыле» величать себя и.о. начальника смены. Его задача – добиться максимально возможной выработки от своих недоподчинённых, не забывая, что залетать на контроле качества им тоже не следует. На этом коротком поводке недоначальник может пробыть несколько месяцев, а то и год. Причём велика вероятность, что его прокатят, если результаты не будут соответствовать ожиданиям заказчиков (а ещё лучше превышать их). Из четырёх человек, под непосредственным руководством которых я трудился, только двоим посчастливилось перейти из разряда и.о. в категорию полноценных начальников смены. Первого из них недоназначили ещё до моего прихода, и я не знаю точно, сколько времени он ждал удаления ненавистных двух букв. Второго мурыжили целых 5 месяцев, по прошествии которых таки сделали начальником смены. А чуть позже (где-то через месяц) он стал и.о. начальника сектора, но через 8 месяцев получил большую дулю в нос и был отправлен командовать другой сменой. Соответственно, тот человек, который в течение этих же 8 месяцев исполнял обязанности начальника смены, по окончании псевдоиспытательного срока так и остался главным андеррайтером (несмотря на то, что совокупная выработка его подопечных была очень приличной), причём был переброшен в другое заявочное подразделение. Ну а четвёртый и.о. (тот самый ЗСИ) побил все рекорды: в ранге недоначальника он находился аж целый год. Так случилось, что его недоназначили в тот момент, когда план стало делать крайне трудно. И потому на протяжении периода его недокомандования «оупенспейсники» на «Волгоградке» регулярно могли наблюдать сквозь прозрачные стены (ещё раз спасибо дизайнерам офисного интерьера smile:flowers: ) «стакана», как менеджерскими секретами с ним делились начальница сектора ММВ и начальница отдела ДИГ. После этих откровений он выходил оттуда несколько [сейчас подберу печатное слово] обалдевший и пытался перелить нам, то бишь своим недоподчинённым, в уши то, что в его уши за несколько минут до этого налили две стаканистки. Причём было видно, что ЗСИ абсолютно не верит в услышанную от начальниц ересь; более того, насколько мне известно, он не прочитал ни одной корпоративной зомбопописульки и, скорее всего, даже не знает, кто такой Ицхак Адизес, – а это, сами понимаете, суровый косяк. В общем, не соответствует этот человек стаканистским представлениям о формате менеджера. И оказался мужик между молотом и наковальней, то есть между рукой водительницами, регулярно строившими ему предъявы на тему «Почему так мало?», и сменой, демотивированной и деморализованной постоянным увеличением плана. О каком значительном перевыполнении ТАКИХ нормативов, да ещё и на регулярной основе может идти речь? Месяца через 3 после его недоназначения, когда стало совершенно ясно, что клерка тупо разводят smile:vnature: , я начал ему говорить примерно следующее: «Тебе есть смысл ставить перед начальницами вопрос ребром об удалении букв и.о. в названии твоей должности. Или пусть наконец-то назначают на пост начальника смены, или пусть выберут другого человека. А если ты и дальше будешь молчать на эту тему, то тебя просто поводят за нос ещё несколько месяцев и в итоге кинут, как это было с твоим предшественником». Он, будучи человеком деликатным, поблагодарил за совет, но решил не взбрыкивать, а проявить лояльность. Не осознал ЗСИ, что в данной ситуации терпильство не залог успеха, и решил прогнуться под стаканисток и приучить себя к двоемыслию, то есть выбрал заведомо проигрышную тактику. То озвучивал какие-нибудь палёные советы (см. пункт 28 и 32). То пытался изобразить из себя коварного менеджера – одной сотруднице, просевшей по выработке после очередного увеличения плана, он как-то сказал: «У тебя оформлена ипотека – помни об этом». То отправлял своим недоподчинённым письма, призывающие повышать позиции смены в рейтинге «Кредитной фабрики». Во время «мотивирующих бесед» со мной сетовал на то, что, дескать, я стремлюсь к слишком спокойной жизни, раз хочу, чтобы на работе меня никто не дёргал. А что касается существующих на «Кредитной фабрике» недостатков, так надо подождать, пока они будут устранены. Ведь подразделение новое – ему всего лишь 4 года (разговоры шли в конце 2012-начале 2013 годов); не всё сразу, надо набраться терпения. Итог ожидаем: стаканистки мурыжили ЗСИ целый год, а затем вместо него недоназначили другого человека, ранее носившего неофициальный титул заместителя исполняющего обязанности начальника смены (зам. и.о. – бывает и такое smile:rofl: ). После чего ЗСИ уволился. Надеюсь, он осознал, что напрасно на протяжении года разрушал себя изнутри, пытаясь освоить двоемыслие.

Что характерно: в параллельной смене одного человека тоже сделали и.о. Однако он не захотел долго мириться со своим недоруководящим статусом, переговорил, с кем надо было (по данным сарафанного радио, вроде как с ЖВВ; но утверждать этого не могу), и таки получил заветный пост начальника смены. Почему наш и.о. не последовал его примеру, непонятно.
У этой петрушки есть своя предыстория. Та самая ММВ, которая во время описываемых событий была начальницей сектора, ранее возглавляла смену, в которой ЗСИ трудился главным экспертом (дело было ещё до переименования экспертов в андеррайтеров). И сарафанное радио поговаривало, что в ту пору в контактах между ними была какая-то несрастуха: то ли ММВ считала его потенциальным соперником при движении по должностной лестнице, то ли ещё что-то. И вроде как (опять же, согласно сарафанной версии), возглавив сектор, ММВ использовала возможность умножить на ноль карьерные амбиции ЗСИ (которые, конечно же, были, пусть и не очень большие). Уважаемые читатели, к тем из вас, кто в курсе данной темы, у меня просьба: в комментариях подтвердите либо опровергните изложенную версию. Есть смысл провентилировать данный вопрос, а заодно ещё раз проверить надёжность сарафанного радио «Кредитной фабрики».

39. «Я хочу лететь ещё выше, чтоб не задеть города крыши» (с). В предыдущем пункте я упомянул некий рейтинг. Действительно, на «Кредитной фабрике» предусмотрено соревнование в дисциплине «Кто сильнее затянет плановую удавку на коллективной шее?» не только между андеррайтерами (см. пункт 23), но и между сменами. Ведь конкуренция – это наше всё (после плана, конечно же). Я не припоминаю, чтобы в 2010-2011 годах рядовым труженикам заявочного конвейера сообщали о расположении их смены на той или иной строке этого рейтинга (хотя не исключено, что в каких-то подразделениях это всё-таки делали). А вот в 2012 году менеджеры начали систематически озадачивать каждого андеррайтера на тему не только личной, но и коллективной выработки. «Отстающие» стали получать на «мыло» письма типа «Не нужно тянуть смену вниз» smile:bonk: . Но и укладывающиеся в «сотку» время от времени могли увидеть послание от смотрящей за сектором в духе «Как ты собираешься выполнять план ведущего эксперта, если на должности старшего эксперта ты делаешь всего лишь чуть больше 100%?» Однако рукой водители забыли рассказать, почему для рядового клерка, выполняющего 100+ процентов от плана, столь важно расположение «его» смены в общефабричной таблице, если лично он от этого не получает никаких плюшек ни в виде должностей, ни виде дополнения к премии. Почему лично его должно напрягать, что кто-то из его коллег не тянет план? Возможно, начальники и делали на позициях в рейтинге свой гешефт, но простые работяги были явно не в доле. Я спросил у ММВ: «О каком соперничестве между различными сменами может идти речь, если по факту все они делают общее дело и являются составными частями одной команды?» Начальница сектора ответила: «Мы не одна команда». Затыкай! Нанюхались! Туши свет, сливай воду – никак иначе я не могу прокомментировать это высказывание.

Но за*ротство без маразма ни разу не менеджерно. Совокупный план той или иной смены равен сумме планов всех сотрудников этой смены независимо от того, сколько человек из неё в данный момент времени реально рассматривает заявки. Кто-то ушёл в отпуск, кто-то на больничном либо в декрете – неважно. План отсутствующих не обнуляется. И может так получиться, что все присутствующие делают по 100+ от норматива, но при этом смена оказывается в числе рейтинговых «неудачников», поскольку её якобы «тянут вниз» те люди, которых по факту на рабочем месте нет. Собственно, поэтому и возникают проблемы с переносами рабочих дней (см. пункт 15). Странно, что никто не додумался оставлять за подразделением висяки в виде нормативов уволенных клерков.

40. Шестимесячное лето. График отпусков на следующий год составляют в октябре-ноябре текущего года, что даже с некоторым запасом соответствует требованиям статьи 123 ТК РФ. Смотрящие за сменами собирают пожелания подчиненных, указывая в письме, что в период с 1 апреля по 30 сентября андеррайтеру разрешается отдыхать не более двух недель в совокупности. Эти шесть месяцев называют летним периодом smile:fool: (хотя я всегда думал, что в Центральной России лето длится всего 3 месяца); «фабричные шишки» заранее предполагают, что в указанный временной интервал будет большой поток заявок, поэтому и вводят такие ограничения, чтобы (не дай Бог!) не возникало завалов. Так что если есть желание отдохнуть, к примеру, 2 недели в апреле и 1 неделю в сентябре, то накося выкуси. В декабре отпуска брать нельзя вообще, ибо, это период предновогодних акций по снижению процентных ставок.

Каждая отпускная неделя должна начинаться в понедельник и заканчиваться в воскресенье, и никак иначе. Так что отдохнуть со вторника по понедельник, тем самым удлинив период расслабухи на пару дней, не получится. Например, клерк трудится на «предотпускной» неделе в понедельник, в среду и в пятницу; далее суббота, воскресенье и понедельник – нерабочие дни по графику «его» смены. Он хочет взять отпуск со следующего вторника по ближайший за ним понедельник, а выйти в первую среду после этого понедельника, то есть в общей сложности фактически отдохнуть 11 календарных дней: с субботы первой недели по вторник третьей недели включительно, – при этом потратив лишь 7 отпускных дней. Облом! Начальник предложит сдвинуть границы отпуска на 1 день назад и выйти в понедельник, а не в среду, сказав, что, не нужно забивать на один лишний рабочий день и что 9 выходных дней подряд (с субботы первой недели по воскресенье второй недели включительно) вполне достаточно.

Дополнительное ограничение создаёт тот фрагмент статьи 125 ТК РФ, согласно которому хотя бы одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней. Можно погулять 7 дней в мае и 7 дней в августе, но тогда 14 дней подряд нужно «потратить» в январе-марте или в октябре-ноябре, что не особо удобно. И наконец, в текущий момент времени должно отсутствовать не более трёх человек в смене, иначе см. пункт 39. Исключение – январь. В период спада клиентской активности на фоне посленовогоднего отходняка получить отпуск очень просто, только почти никому не нужно: ведь и так выходить на работу подавляющему большинству тружеников заявочного конвейера приходится не ранее 9 января. И совсем немногие видят смысл после 9-10 дней всеобщего отдыха брать ещё 7-14 дней отпуска. В общем, решить эту задачку с таким количеством таких ограничений далеко не просто. В некоторых случаях рукой водители могут, по выражению ЗСИ, «пойти навстречу тем сотрудникам, которые стараются», то есть «передовикам». Но об этом нужно просить индивидуально, в том числе у стаканистов. Ясное дело, что везёт не всем обратившимся.
Отдельная тема – это подача заявления на отпуск. Поскольку данная бумага обходит несколько кабинетов и собирает несколько подписей, то клеркам настоятельно рекомендуют отдавать её смотрящему за сменой не менее чем за три недели smile:!: до начала планового отдыха, чтобы всё было проведено и оплачено вовремя. Однако если начальник трактует фразу «не менее чем» в качестве «ровно», то андеррайтер, написавший заявление, к примеру, за месяц до начала отпуска, очень даже может быть послан фразой «Зачем так рано?» А если он принесёт эту бумагу ровно за 3 недели и кто-то из цепочки подписантов заболеет, отправится в командировку либо уйдёт в отпуск, то отпускные выплаты работник может получить в середине, в конце, а то и после периода долгожданного отдыха. Ну и самый шик – это «потеря» заявления. Тут, как говорится, нет тела – нет дела. Оно ведь подаётся в единственном экземпляре и если вдруг «теряется», то подчинённый, конечно же, ничего не может доказать и в итоге сам оказывается виноватым в том, что слишком поздно обратился с повторным (а по мнению рукой водителя, первым) заявлением. В общем, даже в таком простом вопросе без извращений не обошлось.

Интервал с момента подачи заявления на отпуск до дня его начала я постепенно увеличивал с трёх недель до полутора месяцев и на каждом этапе отслеживал, как обстоит вопрос с заветной бумажкой: в каком подразделении она находится, какие подписи в ней уже появились? После того как отдел кадров выполнял свою часть работы, наступал черёд бухгалтерии. Я звонил и туда, и туда, чтобы быть в курсе, когда ждать свои кровные. Занятие увлекательное и полезное. Практика показывает, что в бухгалтерии сотрудницы гораздо более спокойные, чем в кадрах. Имейте это в виду, уважаемые новички. И обязательно указывайте в заявлении на отпуск дату его составления и передачи начальнику – в этом случае у него не будет шансов обвинить вас в позднем напейсании бумаги; хотя «потеряться» она, конечно, может.
Вурдалакбывший сотрудник
10.12.2013 02:15
2 комментария
Если вы хотите подписаться на комментарии к этому отзыву, вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться
vladimirmoiseevich
10.02.2014 14:56
Цитата
Спрашиваю у ЗСИ, и.о. начальника смены: «Как именно рассчитывается усреднённый за квартал процент выполнения плана?» – и слышу сногсшибательный ответ: «Ну как? Процент за первый месяц квартала плюс процент за второй месяц квартала плюс процент за третий месяц квартала – и всё это поделить на три». Как оказалось, мой собеседник не в курсе, что нужно сумму выработок за три месяца разделить на сумму планов за три месяца (ну и умножить на 100%, конечно же) – полученный результат и будет единственно верным.

есть сомнения у меня, что описанный Вами способ и есть единственно верный
Вурдалак
Автор отзыва
10.02.2014 21:39
vladimirmoiseevich, и какие варианты smile:?:

Изменено: Вурдалак - 22.03.2015 17:41
Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.