• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Золото
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Аналитика

​ПСБ: О замене гражданской авиации в России

Аналитика: обзоры рынка
Дата публикации: 28.09.2022 17:38
1 090
Время прочтения: 8 минут
Источник
Banki.ru
​

Поставки самолетов отечественного производства в российскую гражданскую авиацию в последние годы составляли от 10 до 30 единиц в год. Их доля в авиапарке российских авиакомпаний – 36%, в то время как 64% приходится на иностранную технику (преимущественно на Боинги и Аэробусы). В 2022 году отрасль попала под действие антироссийских санкций, включая запрет на продажу и обслуживание воздушных судов, а также разрыв лизинговых контрактов. Что ждет гражданскую авиацию?

Пассажиропоток

В результате введения локдаунов во многих странах и прекращения международного и внутреннего сообщения в 2020 году перевозки пассажиров снизились почти в 2 раза, до 69 млн чел. В 2021 г. показатель вырос до 111 млн чел., но допандемийный уровень не был достигнут. Международные перевозки пассажиров превысили пятую часть от всего объема авиационного трафика.

Рост перевозок был связан с ослаблением коронавирусных ограничений и программой стимулирования внутреннего туризма, на которую с 2020 г. было выделено 15 млрд руб.

Согласно данным Программы развития авиатранспортной отрасли РФ, в текущем году пассажиропоток, прежде всего, из-за ограничений зарубежных путешествий сократится почти на десятую часть, до 100 млн чел. В июле, по оперативным данным трех московских аэропортов – Шереметьево, Внуково и Домодедово, количество перевезенных пассажиров восстановилось до 95% от прошлого года.

В 2022 году для обеспечения доступности авиационных перевозок планируются к реализации 3 программы государственной поддержки: субсидирование перевозок граждан, развитие региональных перевозок и финансирование авиакомпании «Аврора». Совокупный бюджет программ составит 27,5 млрд руб.

К 2025 году ожидается увеличение пассажиропотока до 103,2 млн чел. В период с 2025 по 2030 гг. продолжится дальнейший рост пассажироперевозок до 116,1 млн чел., в основном за счет внутренних перелетов, на которые будет приходиться 90%. Они будут осуществляться российскими компаниями, а зарубежные – иностранными.

Авиапарк

В конце зимы 2022 года западными странами был введен ряд ограничений, затрагивающих авиационную отрасль России. Было закрыто воздушное пространство Евросоюза и ряда других стран, запрещено заключение новых лизинговых контрактов и продажа новых самолетов, а также их техобслуживание.

В структуре авиаперевозок и парка национальных авиакомпаний доминирует иностранная техника. По данным Минтранса РФ, на 2020 год российские авиакомпании эксплуатировали 2212 воздушных судов, в том числе 1293 самолета (остальное – вертолеты). Среди них 824 единицы зарубежного производства, из которых 777 самолетов находились в лизинге (Cirium).

Таким образом, в текущих геополитических условиях регулярное функционирование российского авиапрома становится архиважной задачей для обеспечения транспортной связности страны.

Ключевые компании-производители

В 2021 году выпуском гражданской авиатехники в РФ были заняты ОАО «АВИАКОР – Авиационный завод» (г. Самара), АО «Смоленский авиационный завод» (г. Смоленск) и объединенная корпорация – ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК, г. Москва).

ПАО «ОАК» является одним из лидеров постсоветского пространства на рынке самолетостроения. Продукция Общества охватывает различные рыночные сегменты авиационной техники, в том числе, широкофюзеляжных, узкофюзеляжных, реактивных и турбовинтовых региональных самолетов.

АО «Смоленский авиационный завод» специализируется на поставках самолетов малой авиации.

ОАО «Авиакор – Авиационный завод» участвовал в совместном русско-украинском проекте по строительству грузопассажирского регионального самолета Ан-140. Ранее он выпускал самолеты Ту-154М.

Производство гражданских самолетов

Начиная с 2013 года, основная доля произведенных самолетов приходится на SSJ-100. Например, в 2021 году было произведено 32 гражданских самолета и основной выпуск пришелся на SSJ. Дополнительно к SSJ отечественным авиапромом в 2021 году было произведено два грузовых ИЛ-76 и 4 многоцелевых L-410.

На начало 2022 года, то есть спустя 15 лет после старта проекта «Сухой Суперджет», было построено всего 220 самолетов SSJ, из которых в эксплуатации находились лишь 166 единиц.

Доля импортных комплектующих в поставках материалов у SSJ составляет 75%, причем 34% приходится на поставку двигателя, собирающегося на русско-французском предприятии Powerjet. SSJ100 после модернизации (SSJ – New) получит отечественные двигатели ПД-8.

В рамках программы SSJ – New импортозамещению подлежат десятки систем и компонентов, и, по сути, это будет новый самолет. Изменится конструкция фюзеляжа, будет скорректирован его центр тяжести, появится новое крыло, шасси, инерциальная навигационная система БИНС2015 и т.д. Лайнер будет сертифицирован в 2023 году.

С 2012 года идет реализация среднемагистрального самолета МС-21 – ключевого для группы ПАО «ОАК». В 2024 году планируется начало поставок на внутренний рынок. При этом к 2030 году компания «Иркут» (входит в состав ПАО «ОАК») должна выйти на производство 72 единиц МС-21 в год.

В январе 2018 года было подписано соглашение о поставке ПАО «Аэрофлот» 50 самолетов отечественного производства МС-21. На август 2019 года у компании-производителя МС-21 – ПАО «Корпорация «Иркут» имелось 175 твердых заказов на данный самолет, с учетом опционов и меморандумов количество заказов составляло 315.

Новый отечественный двигатель ПД-14 не только избавит самолет MC-21 от зависимости от импортных силовых агрегатов, но еще и сделает его одним из самых экологичных и экономичных в своем классе. Всего в двигателе использовано 20 материалов, разработанных и производимых в России. Самолет будет сертифицирован в 2024 году.

В сегменте региональной авиации, помимо самолета SSJ 100, идет разработка и запуск в производство турбовинтового регионального самолета Ил 114-300, рассчитанного на 52–64 места.

На авиазаводе в Воронеже производится региональный самолет Ан-148 пассажировместимостью 68–80 мест. Он производится штучно, преимущественно для государственных заказчиков. Периодически появляется информация о закрытии программы в связи с отсутствием спроса.

С 2023 года ОАК будет выпускать Ту-214 для коммерческой эксплуатации. Строительство новых самолетов уже началось и в ближайшие несколько лет будет выпущено 20 машин. Планируется нарастить выпуск до 10-12 самолетов в год.

Самолет ТВРС-44 предназначен для замены региональных авиалайнеров Ан-24 и Як-40.

Самолет «Ладога» планируется ввести в эксплуатацию к 2024 году.

ЛМС-901 «Байкал» – легкий многоцелевой самолет. Данный самолет предназначен для замены морально устаревших моделей АН-2. Запуск серийного производства ЛМС-901 планируется начать с 2024 года.

Ил-96 – широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет, который сможет обеспечить перелет граждан на дальние расстояния без посадки для дозаправки. В 2022 году первые суда данной модели должны пополнить парк авиакомпаний.

Спрос на российские машины среди российских авиакомпаний масштабный. Только Аэрофлот планирует законтрактовать 323 самолета. Из них полностью импортозамещенные 73 – Sukhoi Superjet и 210 – МС-21, а также 40 самолетов Ту-214.

С 2012 года ОАК совместно с китайской корпорацией гражданского авиастроения (СОМАС) ведет разработку широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929. В настоящий момент завершено эскизное проектирование и выбор поставщиков.

В июне 2016 г. между Россией и Китаем было подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого наша страна отвечает за консоли крыла, двигатель, центроплан и механизацию крыла, КНР – за фюзеляж, горизонтальное и вертикальное «оперение», некоторые другие элементы конструкции.

В мае 2017 года состоялось открытие совместного предприятия China-Russia Commercial Aircraft International Corporation в Китае.

Стоимость создания CR929 оценивается в $20 млрд, из которых $13 млрд уйдет, собственно, на разработку, а $7 млрд – на формирование системы послепродажного обслуживания и работу с лизинговыми компаниями. Проект финансируется российской и китайской сторонами в равных пропорциях. Сроки завершения работ по проекту CR929 на данный момент точно неизвестны.

На днях глава «Объединенной авиастроительной корпорации» (ПАО «ОАК») Юрий Слюсарь заявил, что работа над российско-китайским проектом самолета продолжается, но его необходимо актуализировать, поскольку с момента его задумки «многое поменялось». Например, локдауны затруднили работу в очном формате. Сказались также санкционные ограничения в отношении России и Китая и изменение структуры перевозок.

Можем заменить

В апреле 2022 года Министерство транспорта РФ подготовило проект программы развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. В июне программу с объемом финансирования 770 млрд руб. утвердило Правительство РФ. В документе рассмотрены два сценария выпуска российских гражданских самолетов: базовый и пессимистический.

В итоге к концу 2025 года не менее 70% иностранного авиапарка остаются в эксплуатации.

В базовом сценарии программы ставятся достаточно амбициозные планы – пополнение парка на 1 тыс. самолетов российского производства к 2030 году, в основном МС-21, ТВРС-44 и SSJNew.

По оценкам специалистов Министерства транспорта РФ, с учетом выбытия иностранных самолетов к 2025 году парк гражданской авиации составит 1222 воздушных судна (из них 649 – иностранных). К 2030 году – 1714, в том числе 319 – иностранных. Таким образом, с учетом прогнозных значений по пассажиропотоку можно сделать вывод, что указанного объема гражданских самолетов хватит для перевозки пассажиров как внутри страны, так и за рубеж. Особый акцент в программе сделан на разработку, внедрение и производство авиационных двигателей. Всего до 2030 года запланирован выпуск почти 5 тыс. двигателей для воздушных судов. Что касается запчастей, потенциальными импортерами комплектующих для гражданской авиации России могут выступить Турция, Малайзия и Иран.

По сообщениям иранских СМИ, в июле 2022 году Россия и Иран подписали соглашение о поставках деталей и оборудования иранского производства в Россию, а также о проведении ремонта и техобслуживания российских самолетов в иранских ремонтных центрах. Таким образом, Иран заменит американскую Boeing и французскую Airbus, которые снабжали Россию необходимыми деталями до специальной военной операции. Кроме того, Иран будет ремонтировать российские самолеты и проводить их техническое обслуживание.

Авиационная промышленность Турции достаточно развита, главной турецкой авиастроительной корпорацией является TUSAŞ, которая, в том числе, производит комплектующие для различных мировых производителей авиационной техники (Agusta Westland, Airbus, Leonardo, Boeing, IAI, Lockheed Martin, Sikorsky).

Учитывая это, возможны поставки запчастей к иностранным самолетам на наш рынок из Турции. План выпуска российских гражданских самолетов в базовом сценарии, шт. Источник: Программа развития авиатранспортной отрасли РФ 7 Авиационная промышленность Малайзии – одна из наиболее развитых в регионе Юго-Восточной Азии. В Малайзии открыто совместное российско-малазийское предприятие ATSC (Aerospace Technology Systems Corp. Sdn. Bhd), которое осуществляет поставки и техническое обслуживание самолетов Су-30 и МиГ-29, поставленных на малазийский рынок. Аналогичные решения можно внедрить и при поставках гражданской продукции. Учитывая успешный опыт взаимодействия с Турцией, Ираном и Малайзией в области поставок продукции военного назначения, представляется вероятным, что Россия может рассчитывать на данные рынки, при условии локализации производства некоторых систем и компонентов гражданских воздушных судов.

Центр аналитики и экспертизы ПСБ

Свежие котировки акций, обзоры и прогнозы

Настоящее сообщение содержит мнение специалиста инвестиционной компании или банка, полученное Банки.ру. Такое мнение предоставляется исключительно для целей ознакомления и не является рекомендацией для покупки, продажи ценных бумаг, принятия (или непринятия) каких-либо коммерческих или иных решений. За содержание сообщения и последствия его использования Банки.ру ответственности не несут.

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

«Провели оплату по моему телефону, хотя я был в другом городе»: как вернуть деньги
«Провели оплату по моему телефону, хотя я был в другом городе»: как вернуть деньги
02.06.2025
6459
Тест: в каких случаях нужно срочно снимать деньги со вклада
Тест: в каких случаях нужно срочно снимать деньги со вклада
31.05.2025
7495
Тест: как сэкономить на билетах на поезд в 2025 году
Тест: как сэкономить на билетах на поезд в 2025 году
30.05.2025
4929
«Вышла на пару часов поработать на больничном — в итоге осталась без пособия»
«Вышла на пару часов поработать на больничном — в итоге осталась без пособия»
29.05.2025
12215
Тест: мошенники или «Госуслуги» — сможете ли вы распознать фальшивое сообщение?
Тест: мошенники или «Госуслуги» — сможете ли вы распознать фальшивое сообщение?
29.05.2025
4368
«Попала в ДТП на арендованной машине»: как быть, если выставили счет за ущерб
«Попала в ДТП на арендованной машине»: как быть, если выставили счет за ущерб
28.05.2025
4573
Тест: что можно и нельзя брать с собой в ручную кладь в 2025 году
Тест: что можно и нельзя брать с собой в ручную кладь в 2025 году
28.05.2025
4848
«Мне сказали, что положена доплата за 40 лет стажа. Где мои деньги?»
«Мне сказали, что положена доплата за 40 лет стажа. Где мои деньги?»
27.05.2025
6153
Тест: умеете ли вы экономить на авиаперелетах?
Тест: умеете ли вы экономить на авиаперелетах?
26.05.2025
3475
Тест: как понять, что вместо вклада вам пытаются продать другой финансовый продукт
Тест: как понять, что вместо вклада вам пытаются продать другой финансовый продукт
25.05.2025
7970

Материалы по теме

БКС Мир инвестиций: рынок уже потерял половину роста за 2024 год
ПСБ: риск дальнейшего отката остается
«Цифра брокер»: пессимизм в начале недели
«Финам»: коррекция на российском рынке продолжается

Главная Аналитика: обзоры рынка ​ПСБ: О замене гражданской авиации в России
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+