На SMS мошенники делают миллионные состояния. В этом бизнесе работают не только пенсионеры, студенты и школьники, но даже заключенные. Убьет ли криминал «белый» рынок микроплатежей?

Житель Магаданской области Антон Смалий соблазнился рекламой видеосервиса в Интернете 94tb.ru, обещавшего «94 терабайта фильмов». Чтобы зарегистрироваться на сайте, нужно было оставить свой номер телефона и бесплатно получить код доступа по SMS. Перспектива посмотреть кино на халяву так увлекла Антона, что он забыл неизменное во все времена правило про сыр в мышеловке и прошел регистрацию. На его мобильный посыпались сообщения, в общей сложности девять штук. За каждое из них со счета незадачливого абонента МТС сняли по 136 руб. Итого Смалий потратил почти 1300 руб. ни на что. Для жителя Магаданской области деньги существенные, особенно если учесть, что кино ему так и не показали. Смалий подал в суд и тем самым создал прецедент. Впервые за SMS-мошенничество наказали оператора. Представители МТС пытались переложить вину на компанию «А1: Первый альтернативный контент-провайдер», через которую были отправлены сообщения, но суд счел эти аргументы недостаточными и выписал оператору штраф в размере 30 000 руб. Главное обвинение в отношении МТС: компания никак не уведомила абонента о том, что тот может отказаться от платного сервиса.

Сергей Тулаев, генеральный директор Planet3 (входит в состав агрегатора i-Free), объясняет: «В случае с Антоном Смалием из Магаданской области контент-провайдер нарушил общепринятые правила подписки на сервис. Абоненту должна была быть предоставлена полная информация о количестве SMS и стоимости сообщений. Если бы правила были соблюдены, подавать в суд не было бы оснований. Тогда абонент мог бы лишь высказать недовольство сервисом, на который сам осознанно подписался». Надо отдать должное МТС — оператор отключил «А1» от сервиса подписок.

Несвятая троица

В мошеннических схемах обычно задействовано три фигуранта: оператор, контент-провайдер и партнер. От той суммы, что платит пользов атель, 30—40% получает оператор, 1—10% — контент-провайдер (или агрегатор), остальное — партнер, продающий какие-либо услуги или товары, оплачиваемые с помощью SMS. Партнерам выдается свой индивидуальный код, который нужно указывать пользователю в SMS, чтобы деньги пришли на правильный счет. При этом одним коротким номером могут пользоваться сотни партнеров. Среди них могут быть как честные предприниматели, так и мошенники. «В Индии и Латинской Америке мы отдаем партнерам 15%, сами получаем 18%, остальное берет оператор. В России оператор оставляет нам 60—70%, мы берем себе 1—5% (в зависимости от объема продаж), остальное получает партнер, — рассказывает Дмитрий Поляновский, технический директор и совладелец компании SMSCoin (предоставляет систему для получения платежей по SMS). — Оборот можно легко увеличить — переманить от конкурентов нескольких партнеров с сервисами типа IQ-тест, но маржа будет низкой. Мы работаем в другом направлении — стараемся заключить договоры с крупными компаниями типа «Одноклассники», Alawar и т. д.». Мошенники используют лишь две технические схемы: «раскручивают» абонента на отправку дорогостоящего SMS или на активацию подписки на серию SMS посредством отправки сообщения.

SMS-сервисы составляют ощутимую долю в доходах операторов. По оценкам ACM-Consulting, каждый день жители России отправляют SMS и MMS на сумму около $4,5 млн. По предварительным оценкам аналитиков, объем сегмента микроплатежей (SMS-платежи за услуги в Интернете) в 2009 году составил $380 млн. А на мошеннические схемы пришлось 10—12% от этого, или $38—45,6 млн. Среди основных участников рынка мини-платежей контент-провайдеры «А1», «Инкор-Медиа», i-Free, «Нева Лайн», «SMS-Онлайн» и другие. При этом в целом услуги VAS (неголосовые) в III квартале 2009-го принесли операторам чуть более $1 млрд, то есть рост дохода составил 14% по сравнению со II кварталом. А локомотивом этого роста выступил сегмент контента, куда включаются также биллинговые системы для микроплатежей и вместе с ними все мошеннические сервисы. Аналитики объясняют рост, в частности, тем, что была введена offline-тарификация, позволяющая при балансе, например, в 10 руб., отправить SMS стоимостью 300 руб. Введение этой системы конечно же вызвало всплеск активности мошенников.

«В среднем рынок SMS-услуг без учета мошенничества растет на 10% в месяц, в основном за счет развития микроплатежей. Контент для мобильников сейчас уже не продается. Его можно скачать без посредников — оператора и контент-провайдера, просто в Интернете. В ноябре-декабре-январе рынок рос на 50% в месяц за счет мошенничеств», — рассказывает Поляновский.

Сергей Тулаев говорит, что активность SMS-мошенников повысилась еще в начале 2009 года. Это было вызвано бесконтрольностью со стороны регуляторов рынка, появлением новых игроков, возникновением не известных ранее схем обмана абонентов.

«К сожалению, на рынке есть игроки, которые подключают партнеров в полуавтоматическом режиме — просто через сайт и не контролируют, чем на самом деле занимаются их партнеры, — объясняет Тулаев. — В итоге возможность использования короткого номера могут перепродать другим контрагентам, в результате чего создаются благоприятные условия для мошенников».

Открытая регистрация позволена практически у всех контент-провайдеров. SMSCoin, SMSOnline и другие дают возможность пройти ее на сайте. Сайты — это не всегда компании. Если оборот площадки $500 в месяц, то ее владелец вряд ли станет регистрировать юрлицо. При этом самая распространенная модель для мини-платежей — SMS-пожертвования на работу сайта.

«Не могу сказать, что кто-то из провайдеров не имеет дела с сомнительными сервисами. Но у всех они разные — у кого-то откровенный обман, у кого-то на грани. У нас есть один партнер, который продает IQ-тест. Нужно ответить на несколько вопросов, а чтобы получить результат — отправить SMS. Если мы откажем ему в работе, то он уйдет к конкурентам, при этом не факт, что для абонента это будет лучше. Мы требуем открыто сообщать стоимость SMS, оказывать техподдержку», — говорит Поляновский.

В поисках клубнички

Причины существования мошенничества — алчность и небрежность. «Конечно, в первую очередь виноваты сами абоненты. Уже прошла даже передача по ОРТ на тему call-ТВ, где «разжевали», что нельзя звонить на телевикторины, что это дорого стоит. И все равно люди продолжают это делать. Кроме того, обычно люди попадаются на обман, когда хотят сделать что-то запрещенное», — объясняет Поляновский. Например, абонентам предлагают сервис для чтения чужих SMS или почты на Mail.ru, что технически невозможно сделать. У человека обычно есть понимание, что это рискованно, но соблазн велик. Поэтому звонить потом оператору и жаловаться, что «хотел посмотреть чужую почту, не получилось, а 700 руб. сняли», мало кто будет.По словам Сергея Половникова, главного редактора Content-Review.com, 90% всех облапошенных по SMS пытались посмотреть «бесплатное» порно или получить доступ к пиратским сайтам с программами или контентом. Например, опечатавшись в названии новостного сайта и набрав cnew.ru, можно попасть на www.xxodnoklasssniki.com.

Этот сайт обещает доступ к социальной сети для тех, кто ищет секс на одну ночь или надеется переспать с бывшей одноклассницей. Дизайн сайта очень напоминает «Одноклассники.ру», там слегка переделан логотип и множество откровенных фотографий. Создатели подобных «сервисов» собирают снимки с «обнаженкой» со всего Интернета и «приклеивают» им незатейливые имена вроде Софья Журавлева или Ника Маркова. Для полноты иллюзии под некоторыми фото мигает статус «На сайте». Изобретательные владельцы сайта Odnotrahniki.com добавили к этому еще и ленту чата, в котором пользователи якобы общаются в режиме реального времени. Все это выглядит действительно как сервис для людей, увлекающихся беспорядочными связями. Незарегистрированному посетителю, конечно же, доступны лишь несколько первых страниц сайта. Тому, кто жаждет увидеть полные данные девушек и другие откровенные фотографии, предлагают зарегистрироваться, отправив SMS на короткий номер. На «Однотрахниках», если поискать, по-честному написано, хоть и с трудом читаемым бледно-серым шрифтом по белому, сколько будет стоить регистрация. Доступ на сутки обеспечат три SMS стоимостью от 250 до 350 руб. каждое, в зависимости от оператора. Конечно же никаких реальных нимфоманок и гиперактивных мачо на сайте нет. Но жаловаться на мошенников в суд в этом случае незадачливый абонент, ясное дело, не пойдет.

Как «разводят на деньги»

Способов «развода на деньги» существует масса. Абоненты, которые погорели на более приличных желаниях, нежели скачивание порно или пиратских фильмов, чаще приходят с жалобами к операторам. И обычно те идут им навстречу, возвращают деньги на счет.

Михаил Гетманов, генеральный директор MobileDirect, говорит, что вторая половина 2009 года прошла «под знаком» SMS-мошенников. Именно на этот период, по словам Гетманова, например, пришелся «расцвет» партнерской программы сайта Perlag.ru. Чтобы получить к нему доступ, пользователю предлагалось отправить SMS и установить специальное Java-приложение для регистрации на сайте. Это приложение имело вид мобильного аналога ICQ — Jimm или Opera Mini, а на самом деле отправляло с десяток премиальных SMS стоимостью несколько сотен рублей каждое. Партнеры Perlag.ru занимались распространением этих программ на собственных сайтах. «Партнерская программа Perlag пользовалась огромной популярностью среди «предпринимателей» в мобильном Интернете, тем более что отчисления партнерам были солидные. При таких отчислениях покупка рекламы в мобильном пространстве была очень выгодной. Поэтому чуть ли не на каждой площадке хоть раз да появлялась реклама ICQ и/или Opera Mini. Мобильные сайты размещали рекламу мошенников, стремясь заработать, и тем самым поддерживали поток мошеннических манипуляций», — отмечает Гетманов. Компании MobileDirect принадлежит система для размещения рекламы в мобильном Интернете «МультиКлик», возможностями которой мошенники также пытались воспользоваться.

«Мы пересмотрели методы модерации рекламы, ввели механизм «группа риска», а счета недобросовестных рекламодателей замораживались, — рассказывает генеральный директор MobileDirect. — Наша компания поставила в известность о возникшей проблеме операторов связи. Мошенники не раз пытались попасть на площадки, на которых мы продаем рекламу, а соответственно проводим жесткую модерацию баннеров. Были случаи, когда мы проверяли сайт, на который ведет ссылка на баннере, а потом за ночь он превращался из вполне безобидного в содержащий те самые мошеннические приложения. Представьте, каких усилий стоило выявление и отсечение всех подобных вариантов». Гетманов отмечает, что SMS-мошенники придумывали и продолжают придумывать все новые и новые способы опустошения счетов мобильных телефонов пользователей. Изобретают они и новые методы прохождения модерации в рекламных сетях, в частности, и в «МультиКлике», чтобы размещать рекламу на крупнейших ресурсах мобильного Интернета. В итоге компании удалось минимизировать вероятность попадания мошеннической рекламы в систему. Частично это связано с тем, что прекратила действовать партнерская программа Perlag.ru. «К сожалению, никогда нельзя быть на 100% уверенным в том, что удалось полностью искоренить SMS-мошенничество, но сейчас можно сказать, что меры, принятые нами, оградили нашу аудиторию от опасности», — заключает Гетманов.

Свою партнерскую программу Perlag.ru осуществлял с помощью все того же контент-провайдера «А1». По подсчетам аналитиков, мошенники зарабатывали на этой идее 25—30 млн руб. в месяц. При этом в «А1» неоднократно поступали жалобы, но схема работала вплоть до конца прошлого года.

Программы для мобильных телефонов, которые скрыто отправляют SMS, в народе называют «алармы», или «SMS-алармы», а антивирусные компании классифицируют их как «троянов». Изначально их создавали для регистрации на определенный период на вполне легитимных сайтах с платным доступом. Затем идею в оборот взяли мошенники. Сначала Java-приложения маскировали под порно. Затем стали целиться на младшую аудиторию — создавать имитации программ, которые в первую очередь скачивают подростки: «Mail.ru-Агент», ICQ, Opera Mini и т. д.Энтузиасты создали в Сети сайт, посвященный борьбе с такими мошенничествами, — antialarm.ru. Там, например, можно прочесть соответствующие статьи Уголовного кодекса и проверить, сколько стоит отправка SMS на определенный короткий номер.

Роман Астротенко, эксперт по теме SMS-мошенничеств, рассказывает, что раньше больше всего в Сети жаловались на «А1»: «Там были высокие тарифы и малый контроль за партнерами. Но потом их здорово стали штрафовать. Те в свою очередь начали пристальнее следить за партнерами и штрафовать их. Мошенники перебрались в «Инкор» (incoremedia.ru, incore.ru), «Нева Лайн» (http://www.nl.ru), «ПластикМедиа» (plasticmedia.ru). Последний SMS-биллинг обслуживает сайт topgame.mobi, на который жалуются абоненты (вирусы с отправкой премиум-SMS), причем не блокируют их». По словам эксперта, максимальная сумма, которую можно потерять из-за мошенников, зависит от баланса телефона, оператора и количества платных SMS, отправленных с телефона: «Если в веб-мошеннических сервисах обычно просят отправить 2—3 SMS (максимум для МТС составит 900 руб.), то в WAP из-за «алармов» можно было до недавнего времени потерять 1500 руб. Хотя слышал и про 2000 руб, это, видимо, опять же с МТС, так как до недавнего времени компания позволяла уходить в глубокий минус». Другие операторы выходить за рамки текущего баланса обычно не разрешают.

Пресс-служба медиахолдинга «Первый альтернативный» заверила, что «постоянно проводит проверки партнерских сервисов»: «Если на основании данных оператора или по запросу силовых структур факт противоправных действий со стороны партнера получил подтверждение, мы тут же закрываем доступ недобросовестного партнера к нашим сервисам и прекращаем сотрудничество с ним».

Привет от родни

Рекламу многих популярных «обманок» можно видеть по всему Рунету. Некоторые считают, что только за счет этих рекламодателей сейчас живут и мобильные сайты. Это, например, сервис геолокации — определения местонахождения другого абонента. Он действительно работает — показывает, скажем, что ваша девушка находится в Москве. Ведь никто не обещал абсолютной точности. Другой вариант «развода» — сервис чтения чужих SMS и программа «Мобильный рентген», которая якобы позволяет с помощью телефона со встроенной камерой видеть всех голыми. Существуют схемы облапошивания и попроще, без посредников в виде контент-провайдеров. Например, многие получали сообщения от «родственников» с просьбами пополнить баланс. Текст SMS может быть примерно таким: «Мам, положи, плз, утром денег на номер +7ХХХХХ. Проблемы. Потом расскажу». По словам Сергея Половникова, такие сообщения рассылают заключенные. Именно поэтому, как правило, приходят они ночью, когда в тюрьмах самый активный период суток и позволено многое, в том числе мобильник. Указанный в сообщении номер обычно принадлежит оператору «Билайн».

«Когда на балансе номера скапливается достаточно крупная сумма, скажем, 20 000—30 000 руб., представитель заключенного идет в офис обслуживания где-нибудь в Ульяновске, не в столице, и расторгает контракт, — рассказывает Сергей Половников. — Согласно внутренним правилам «Вымпелкома», ему обязаны выдать сумму, оставшуюся на счету, сразу же наличными. При этом менеджеры прекрасно понимают, что перед ними мошенник, но сделать ничего не могут. У них нет никаких доказательств. Милиция легко могла бы ловить таких мошенников, но для этого нужно, чтобы сначала потерпевший подал заявление, а этого обычно не происходит». Рассылка таких SMS может производиться и вручную. Но чаще всего используются шлюзы оператора, которые позволяют отправлять SMS с их сайтов. Программа подключается к такому шлюзу и делает рассылку. Часто даже нет необходимости покупать базы данных — номера для отправки подбираются простым перебором цифр.

Золотые яйца

По словам Поляновского, операторы могут довольно просто решить проблему мошенничеств — включить оповещение о стоимости SMS. Именно так поступили в МТС. «Мы ведем активную информационную кампанию по услуге «Инфоконтент», которая позволяет абоненту заранее уточнить стоимость SMS-сообщения для оплаты той или иной услуги, а также узнать, что за провайдер предоставляет услугу и контакты службы поддержки сервиса, — рассказывает пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. — Для этого нужно всего лишь отправить на данный короткий номер бесплатное SMS-сообщение со знаком "?». Ответ с актуальной информацией придет в течение 30 секунд. На текущий момент этой услугой уже воспользовались десятки тысяч абонентов». Эта мера сразу же снизила уровень мошенничества на порядок. «Идеальным решением проблемы являются технические методы, когда человек должен подтвердить отправку премиального SMS, стоимость которого ему сообщается при запросе подтверждения, — объясняет Поляновский. — Ведь часто люди просто не знают, что одно SMS может стоить 300 руб. Это сразу же убьет «алармы», так как они не смогут делать подтверждение».

Блокировка коротких номеров, по мнению эксперта, также не выход, так как в этом случае компанию могут подставить конкуренты. Разбираться в каждой конкретной ситуации оператор просто не может. Штрафы — тоже не вариант. Потому что конкурирующие контент-провайдеры (или агрегаторы) будут высказывать претензии насчет того, что у других штраф меньше или и вовсе не начислен и т. д.

Сергей Тулаев также считает, что штрафы со стороны операторов не работают. Во-первых, их размеры сильно преувеличены. Оператор может пугать одними цифрами, а в итоге снять совсем другие деньги. Во-вторых, мошенничество всегда очень выгодно. Если было заработано 100 руб., а оператор оштрафовал на 50 руб., то все равно компания в прибыли. «Наверное, проблему мог бы решить штраф на всю сумму выручки, чтобы у нечестных провайдеров не было уверенности, что с помощью штрафа они смогут откупиться от оператора», — полагает Тулаев.

Тем не менее самое популярное наказание, которое применяют операторы к контент-провадерам, — штрафы. Так, компания «МТС» оштрафовала пять фирм на сумму 100 млн руб. Начисляют штрафы «Билайн» и «Мегафон».

У «Билайна» методы борьбы с мошенниками немного «косметические» и больше информационные, чем технические. Анна Самохвалова, начальник отдела корпоративной ответственности департамента по связям с общественностью «Вымпелкома», рассказывает: «В 2009 году запущен бесплатный информационный сервис для абонентов «Билайн» и сайт, на котором описаны наиболее популярные виды мошенничества и даны рекомендации, как их избежать». Остальные методы борьбы этого оператора: направление предписаний контент-провайдерам о том, что следует тщательнее отсеивать партнеров и необходимо выделить на это ресурсы; штрафы; блокировка номеров. Тулаев рассказывает: «Для операторов заработок на дополнительных услугах — высокомаржинальный бизнес, не требующий таких больших затрат и вложений, как традиционные голосовые сервисы, поскольку разработкой допуслуг и их продвижением занимаются контент-провайдеры. Это объясняется спецификой самих сервисов: они должны быть максимально актуальными, а значит, нужно мгновенно реагировать на запросы рынка, появление новых технологий и т. п., что довольно сложно в рамках крупной корпорации, где нет гибкости и решения принимаются долго. Поскольку все операторы стремятся увеличить долю VAS в своих доходах, то их разговоры о борьбе с мошенниками могут выглядеть лукавством, если не подкрепляются строгими мерами». Он также считает, что технически решить проблему мошенничеств легко, но этим никто всерьез не занимается. «Еще не было случая, чтобы оператор разорвал договор с каким-то крупным интернет-провайдером, — уверен Тулаев. — И пока не будут применяться жесткие санкции, разговоры о борьбе с мошенничествами так и останутся только разговорами». По его словам, на рынке работают провайдеры с существенной долей выручки от сервисов, которых не должно было бы вообще существовать.

«Ситуация, сложившаяся в отрасли, может привести к очень серьезным последствиям, возможно, даже к краху рынка, — отмечает Тулаев. — Конечно, это не может нас не волновать, поскольку мы не заинтересованы в дискредитации нашего бизнеса и никогда не будем поддерживать то, что убивает рынок. Люди, которые хотят работать в этой отрасли и завтра, и послезавтра, понимают, что если так будет продолжаться, то сотовые операторы введут такие правила и условия, что рынок просто умрет».

Топ-20 контент- и сервис-провайдеров за февраль 2010 года*

1. Контент-провайдер «Первый альтернативный»
2. «Айфри»
3. Zed Russia
4. «Пластик-Медиа»
5. «Инкор-Медиа»
6. «СМС Онлайн»
7. «Нева Лайн»
8. «Неолайн»
9. «Некст Медиа Ченелс»
10. «Плэйфон»
11. «Информ-мобил»
12. «Ириком»
13. МГТС
14. «Медиа-Систем»
15. «РМ-Инвест»
16. «ЧИП-Телеком»
17. «Мобилфон»
18. «Терминал»
19. «Контент-Мобайл»
20. «Связной Загрузка»

*По версии компании «Вымпелком»

Как обманывают провайдеров

Сами контент-провайдеры тоже могут попасться на обман. Часто используемая схема — дилерский фрод. Этим грешат продавцы SIM-карт, для которых они ничего не стоят или стоят, может быть, 10 руб. Они обязаны продавать их по 150 руб. Но вместо этого они становятся партнерами контент-провайдера и отправляют весь баланс с SIM-карт на один номер и рассчитывают получить партнерское вознаграждение. На карте обычно уже есть 5 у. е., оператор позволяет уйти в минус еще на 20 у. е. Таким образом, с 300 SIM-карт можно перечислить около $3200 и требовать своей доли в 55—65%. Операторы такие платежи с бонусного баланса не учитывают и денег контент-провайдеру не выплачивают. Но выясняется это гораздо позже. Как правило, партнеры получают выплаты каждую неделю. Оператор платит по счетам раз в месяц, причем с месячной задержкой. В SMSCoin и SMSOnline, в частности, для борьбы с этой схемой ввели правило оплаты также раз в месяц. Некоторые компании производят «холд», то есть задерживают выплату в определенных ситуациях до тех пор, пока оператор не перечислит деньги. В SMSCoin этого не делают. По словам Поляновского, за четыре года компания научилась вычислять фрод и без этого.

Как бороться

Для решения проблемы SMS-мошенничеств контент-провайдеры создали рабочую группу в рамках Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента. Она разработала регламент взаимодействия, позволяющий контент-провайдерам быстро отключать сомнительные сервисы и блокировать переход таких партнеров к другим провайдерам. Создан черный список, в который попадают партнеры и ресурсы, замеченные в нарушении правил, разработаны единые требования к информированию пользователей о стоимости и содержании сервисов. Контент-провайдеры, входящие в рабочую группу ассоциации, тесно сотрудничают с операторами и оказывают содействие следственным органам, занимающимся проблемами мобильных мошенничеств. В результате количество жалоб и претензий абонентов за последние два месяца уменьшилось в 3—4 раза.

Светлана РАГИМОВА