О тестировании платежного сервиса сообщило издание All Things Digital (один из проектов The Wall Street Journal) со ссылкой на анонимные источники. Чтобы приобрести что-то через приложения компаний — партнеров Facebook, пользователям не надо будет вводить данные кредитных карт — будет достаточно учетной записи в этой соцсети. Представитель Facebook сказал изданию, что тестирование системы оплаты, скорее всего, начнется в сентябре 2013 г., но от дальнейших комментариев отказался.

Первый партнер, совместно с которым Facebook будет тестировать новый сервис, — магазин мужской одежды JackThreads. Эта компания, по данным All Things Digital, считает, что сможет много зарабатывать на продажах через мобильные приложения. Кроме того, целевая аудитория JackThreads пересекается с аудиторией Facebook.

Если тестирование завершится успешно, то платежный сервис Facebook может стать серьезным конкурентом системы онлайн-платежей PayPal на мобильных устройствах, предполагает All Things Digital. Также он будет соперничать с Google, Amazon и рядом стартапов вроде Braintree, Stripe и Klarna, призванных упростить оплату покупок с мобильных устройств. Правда, Facebook пока работает больше над системой мобильной авторизации, чем над процессингом платежей, — значит, продавцы продолжат работать с прежними платежными системами. И все же таким компаниям, как PayPal, теперь придется подумать о том, как сделать свои системы более удобными, отмечает All Things Digital.

«Звучит как новость о смерти PayPal», — говорит аналитик Forrester Research Сухарита Малпуру. Представитель PayPal, впрочем, сказал All Things Digital, что надеется на продолжение отношений с Facebook. PayPal инвестировала в развитие мобильных платежей с 2006 г., напомнил он, а в 2012 г. с мобильных устройств было совершено 10% всех платежей, проведенных через PayPal, на $14 млрд. С другой стороны, продолжает Малпуру, никто не доверяет финансовую информацию соцсетям и вряд ли для Facebook многие сделают исключение. PayPal сильна тем, что собрала более 100 млн аккаунтов реальных людей.

Если платежный сервис окажется успешным, это позволит Facebook диверсифицировать бизнес. Сейчас основные деньги компания зарабатывает на рекламе: по итогам 2012 г. она принесла соцсети около 85% выручки ($1,245 млрд). Оставшиеся 15% — это различные платежи, в основном за игры. Кроме того, наличие возможности совершать покупки укрепит доходы Facebook от пользователей, применяющих для входа в сеть мобильные устройства, в недостаточном внимании к которым инвесторы упрекали Facebook весь прошлый год.

У Facebook более 1 млрд пользователей, но это массовая аудитория, говорит председатель совета директоров ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов. Чтобы стать полноценной системой платежей, ей надо вовлечь в аудиторию и продавцов: обычно этот бизнес хорошо работает в связке двух игроков — платежной системы и крупного интернет-проекта, говорит Достов. Но возможность платить за покупки с помощью учетной записи Facebook, как минимум, повысит лояльность ее пользователей.

Facebook мобилизуется

Пользователей Facebook, применяющих для входа в сеть мобильные устройства, стало больше, чем тех, кто делает это с обычного компьютера или ноутбука. По итогам II квартала 2013 г. с планшетов и смартфонов в сеть входило 819 млн человек (+57% к уровню годичной давности), а вся аудитория Facebook составила $1,15 млрд пользователей.

Анастасия ГОЛИЦЫНА