Страхование автокаско: есть ли драйв?

Дата публикации: 11.07.2019 15:45
7 377
Время прочтения: 4 минуты
Автор
Дмитрий Руденко, генеральный директор, председатель правления страховой компании «Абсолют Страхование»
Дмитрий Руденко генеральный директор, председатель правления страховой компании «Абсолют Страхование»
Источник
Banki.ru

В прошедшем году мы наблюдали прирост страхования автокаско после затяжного падения. Вместе с тем за эти годы структура рынка кардинально изменилась. Сможет ли он достичь докризисных значений в новых реалиях?

В 2018 году, после трех лет падения, рынок страхования автокаско наконец вырос — на 3,8%. Объем взносов составил 168,7 млрд рублей, но до полного восстановления еще далеко — в 2014 году совокупные премии в сегменте были на 30% выше.

Проблемы в автокаско начались вслед за ослаблением рубля. Так как значительная часть застрахованных автомобилей — это иномарки, удорожание автозапчастей спровоцировало серьезный рост убыточности. Среднерыночный коэффициент убыточности по страхованию наземного транспорта в 2014 году достиг 98% (92% годом ранее). Отдельные страховщики начали сворачивать бизнес в этом сегменте. Те, кто оставался на рынке, санировали свои портфели — чтобы предотвратить финансовые потери в будущем, автостраховщики повышали тарифы, отказывали в страховании убыточным клиентам. В 2015 году средняя премия увеличилась на 7,4 тыс. рублей и достигла 49,2 тыс. рублей. Многие автолюбители начали отказываться от приобретения страховой защиты по возросшей цене. В результате мы наблюдали резкое сокращение количества договоров автокаско (на 27,1% по итогам 2015 года), что и привело к снижению взносов.

Однако антикризисные меры, принятые страховщиками, дали положительный результат. Убыточность постепенно снизилась — по итогам 2018 года комбинированный коэффициент по автокаско не превысил 75%. Помимо корректировки тарифной политики и селекции рисков этому способствовало активное продвижение полисов с франшизой. По таким договорам клиентам часто невыгодно заявлять о каждом ущербе. Например, если повреждение небольшое, а франшиза начинает действовать со второго страхового случая. По нашим оценкам, доля страхования с франшизой на рынке автокаско превышает 50%. Одновременно мы фиксируем увеличение спроса на усеченные программы автокаско с ограниченным набором рисков. Это в первую очередь так называемые катастрофические риски — угон и полная гибель автомобиля. Рост популярности мини-каско связан с увеличением лимитов выплат по ОСАГО в конце 2014 года до 400 тыс. рублей — эти два полиса покрывают основные риски автовладельцев.

Смена структуры рынка автокаско — от преобладания полисов с полным покрытием к доминированию продуктов с франшизой и ограниченным набором рисков — привела к значительному сокращению средней страховой премии. В 2018 году она была минимальной и составила 35,7 тыс. рублей. Причем на показатель влияет и усилившаяся конкуренция среди автостраховщиков, которые все чаще готовы предложить дополнительные скидки клиентам с хорошей страховой историей. Об этом свидетельствует и рост комиссии посредникам, которая за 2018 год увеличилась на 3 п. п. и достигла 25% (в 2015 году значение показателя не превышало 20%).

Одновременно наблюдалось практически полное восстановление количества договоров — по итогам прошедшего года оно составило 4,7 млн, что лишь на 9,7% меньше, чем в 2014-м. А ведь еще в 2016 году отставание достигало 31%. Помимо увеличения доступности, росту спроса на автострахование способствовало расширение продаж автомобилей. В 2018-м было продано почти на 13% больше новых легковых автомобилей, чем годом ранее. При этом росло и число машин, приобретенных в кредит, для которых наличие полиса страхования автокаско является обязательным.

Вместе с тем в 2019 году положительное влияние этих факторов на рынок страхования может снизиться. По прогнозу Ассоциации европейского бизнеса, рост продаж новых автомобилей замедлится более чем в три раза — до 3,6%, в том числе за счет сокращения господдержки. По оценке PwC, российский автомобильный рынок ждет стагнация. Также ожидается замедление автокредитования: рейтинговое агентство «Эксперт» прогнозирует снижение темпов прироста портфеля с 15,5% в 2018 году до 6% в 2019-м.

По нашим прогнозам, в 2019 году прирост взносов по страхованию автокаско не превысит 3%. Рынок поддержит стабильный спрос на недорогие программы. Однако низкая средняя премия по наиболее популярным продуктам вряд ли позволит страховщикам достигнуть докризисных значений в этом сегменте даже в среднесрочной перспективе.

С точки зрения дальнейшего развития рынка наиболее перспективна разработка продуктов поминутного страхования не только для машин каршеринга, но и для личного транспорта, а также индивидуализация тарифов, построенных на основе больших данных, в том числе за счет статистики, собранной с помощью телематических устройств. В связи с ожидаемым замедлением продаж новых автомобилей имеет смысл работать над продвижением недорогих продуктов, предназначенных специально для подержанных машин.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

bor0410
12.07.2019 09:17
"По таким договорам клиентам часто невыгодно заявлять о каждом ущербе. Например, если повреждение небольшое, а франшиза начинает действовать со второго страхового случая. По нашим оценкам, доля страхования с франшизой на рынке автокаско превышает 50%."

Переводя на русский - отечественные страховщики изо всех сил изощряются в придумывании около-сопутствующих допусловий мелкими буквами к договору, как бы не платить клиентам при наступлении страхового случая. Соответственно, добровольно не под дулом ОСАГО или ОМС - лично я в наши страховые ни ногой, ни траком
3

Monikus
12.07.2019 10:53
Борис (bor0410) пишет:
"По таким договорам клиентам часто невыгодно заявлять о каждом ущербе. Например, если повреждение небольшое, а франшиза начинает действовать со второго страхового случая. По нашим оценкам, доля страхования с франшизой на рынке автокаско превышает 50%."

Переводя на русский - отечественные страховщики изо всех сил изощряются в придумывании около-сопутствующих допусловий мелкими буквами к договору, как бы не платить клиентам при наступлении страхового случая. Соответственно, добровольно не под дулом ОСАГО или ОМС - лично я в наши страховые ни ногой, ни траком


Не все люди бедные, есть те, у кого дорогие машины.
0

Valborn
12.07.2019 12:10
Monikus (Monikus) пишет:
Не все люди бедные, есть те, у кого дорогие машины.

богатых "буржуев" - меньшинство к вашему сведению
1

maxmar
15.07.2019 19:31
Борис (bor0410) пишет:
"По таким договорам клиентам часто невыгодно заявлять о каждом ущербе. Например, если повреждение небольшое, а франшиза начинает действовать со второго страхового случая. По нашим оценкам, доля страхования с франшизой на рынке автокаско превышает 50%."

Переводя на русский - отечественные страховщики изо всех сил изощряются в придумывании около-сопутствующих допусловий мелкими буквами к договору, как бы не платить клиентам при наступлении страхового случая. Соответственно, добровольно не под дулом ОСАГО или ОМС - лично я в наши страховые ни ногой, ни траком


Тоже считаю, что в страховых договорах слишком много текста сделано именно для того, чтобы рядовой автовладелец не мог выбрать самый недорогой из удобных именно ему по условиям страховых продуктов.
Но франшиза как раз не такой случай, т.к. при расчете стоимости страховки тебе сразу называют на сколько будет дешевле договор, если выбрать условия с франшизой.
Считаю, что все условия-ограничения в договоре страхования должны стоять с указанием суммы-скидки за включение этого ограничения в договор, по которому застраховано "все и всегда". Тогда не важно - мелким или большим шрифтом написано - все ограничения оценены в деньгах, те суммы, которые считаешь для себя существенными, про них и читаешь. Сознательно выбираешь за счет каких ограничений твоя страховка получилась дешевле. А может кому-то именно здесь и не нужно дешевле, а нужно с гарантией.
0

bor0410
16.07.2019 12:17
Monikus пишет:
Не все люди бедные, есть те, у кого дорогие машины.


Те люди, у кого дорогие машины - пусть покупают себе дорогие страховки
Хотя 100% уверен, что при наступлении страхового случая страховщики и их будут всячески динамить с выплатами "в вашем полисе написано, что ваше авто застраховано от падения НЛО - а на ваше авто упало дерево, которого в страховом полисе как раз и нет!"
0

Материалы по теме