Как конкуренция финтех-стартапов с экосистемами повлияет на простого пользователя

Дата публикации: 11.08.2021 00:01 Обновлено: 13.08.2021 22:12
6 078
Время прочтения: 5 минут

Развитие нишевых финтех-стартапов — один из самых заметных трендов на рынках Европы и США. В России компании, оказывающие узкоспециализированные финансовые услуги, только начинают появляться и им приходится конкурировать с экосистемами банков. Каковы перспективы развития российских финтех-стартапов и что они готовы предложить своим клиентам уже сегодня, рассказала заместитель председателя правления Банка 131 Анна Кузьмина.

Золотая эпоха финтеха

Сегодня рынок финтех-стартапов является одним из самых быстрорастущих. В 2020 году инвестиции в сектор финансовых технологий достигли 105,3 млрд долларов. Анализируя рост новых технологических компаний и их перспективы, Techcrunch использует формулировку «золотая эпоха финтеха» и приводит примеры компаний, чья рыночная капитализация уже превысила 50 млрд и 100 млрд долларов. Цифровые решения все больше проникают в сектор финансовых услуг, а классические игроки и их подходы вытесняются бизнес-моделями новых компаний.

В России ситуация та же. По скорости внедрения инноваций наша страна не уступает лидерам банковской отрасли (Сингапур, Норвегия), поэтому ее платежный рынок считается сегодня одним из самых развитых. Например, по уровню цифровизации банков Россия находится в первой десятке самых развитых стран, а цифровым банкингом пользуется уже более половины россиян.

Финтех-стартапы в России и на Западе

Стартапы становятся все более востребованными на Западе благодаря принципиально новым решениям, которые привлекают клиентов. К примерам успешных нишевых финтех-стартапов можно отнести банки «Zelf» и «Step», которые ориентируются на зумеров и разработали денежные и кредитные продукты для несовершеннолетних. В США стоит обратить внимание на «Robinhood», позволяющий торговать на бирже без комиссий за сделки и вывод средств, что выглядит крайне привлекательно для новичков в частных инвестициях.

Российский рынок высокотехнологичен и относительно молод, из-за чего граница между традиционными услугами и инновационными сервисами размыта. У нас четко прослеживается иная структура распределения доходов и трат ввиду разницы уровней жизни населения России и Запада. По этим причинам удачные кейсы западного рынка нельзя «под ключ» перенести в российские реалии.

Перспективные направления

Для финтех-стартапов крайне важен выбор ниши, группы потребителей, для которой разрабатывается продукт, — на основе ее запроса будет формироваться предложение. Например, офисные сотрудники хотят получать зарплату в любой день месяца или иметь простой и быстрый доступ к подотчетному бюджету, частные инвесторы хотят работать на финансовых рынках, не погружаясь в сложные детали, а работникам в сфере Horeca важно удобство и скорость получения чаевых.

Неплохая перспектива сегодня открывается перед нишей брокерского обслуживания. За 2020 год количество инвесторов в России увеличилось в 2,3 раза, а количество открытых счетов растет в среднем на 24% за квартал. При этом инвестиционные сервисы россиянам готовы предложить в основном классические банки. Для нового пользователя брокерские продукты достаточно сложны, а для того, чтобы разобраться в интерфейсе торгового терминала, требуются специальные знания. Поэтому выход финтех-брокера с понятным продуктом на российский рынок должен привлечь большое количество клиентов.

Еще одна категория клиентов, для которых финтех-стартапы могут предложить интересные продукты, — фрилансеры, люди, которые ценят свое время и хотят быть максимально независимы. Они выделились в отдельную группу потребителей ввиду реалий пандемии. Эту категорию клиентов интересуют продукты, решающие проблему с получением платежей от заказчиков.

Эти направления по-прежнему слабо представлены в крупных российских банках, что дает стартапам перспективы развития. Открытие новых ниш позволяет финтехам создавать конкуренцию на рынке, который традиционно принадлежал классическим финансовым организациям.

Новые решения уже сейчас

Российские клиенты сегодня предпочитают те продукты, которые коррелируют с их ритмом жизни и помогают решать повседневные задачи проще и быстрее. Например, выбор банка может быть обусловлен профессией, уровнем доходов и даже интересами человека. На этой волне будут возникать новые финтех-компании, готовые решать проблемы совершенно разных людей. На нашем опыте и опыте коллег мы видим, что наиболее успешными оказываются предприниматели, которые обращают внимание на следующие моменты:

  • узкую нишу;
  • продукт, который не могут предложить экосистемы;
  • новое решение старой проблемы клиента.

Учитывая все факторы и пример, который показывают российские финтех-компании, наиболее удачными могут оказаться ниши, сформированные вокруг:

  • работников сферы Horeca и их клиентов;
  • фрилансеров;
  • компаний с платформенной занятостью;
  • индивидуальных предпринимателей.

Некоторые российские финтех-стартапы уже встроились в эти ниши. Так, в 2021 году появился банк для индивидуальных предпринимателей «Хайс», а компания «Деньги Вперед» предоставила клиентам возможность получать зарплату в любой день. Также интересен кейс сервиса для перевода чаевых по QR-коду «Нетмонет». Мы, в свою очередь, создали продукты для удобства расчетов интернет-компаний и маркетплейсов с самозанятыми.

Кейсы российских стартапов демонстрируют, что создать конкуренцию экосистемам вполне возможно. Выгоду в результате получает потребитель, для которого становятся доступны более понятные и выгодные финансовые услуги. Классические банки вынуждены подстраиваться под изменяющиеся тренды финансовых услуг. При этом мы оказались в ситуации, когда конкуренция возникает не ради конкуренции, а для создания новых продуктов и в конечном итоге удобства пользователей.

Например, получить зарплату в любой день теперь можно и в некоторых классических банках. А сервис для перевода чаевых объединился с крупным банком, сохранив команду во главе с фаундером.

Ориентация на группы и создание для них максимально комфортных финансовых услуг — тренд в финтехе, который будет актуален не один год. Максимальный фокус на запрос потребителя сегодня создает хорошие возможности для роста новых компаний. Подобные диверсификация и мобильность будут сложно даваться крупным игрокам. Поэтому будущее финансового сектора может выглядеть как симбиоз больших экосистем и финтех-стартапов, от которого выгоду получит простой клиент.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Материалы по теме