Число самозанятых, по данным Федеральной налоговой службы России, превысило 2,7 млн человек и продолжает расти. И речь не только о курьерах, копирайтерах или дизайнерах. Статус самозанятых все чаще получают «белые воротнички» — маркетологи, проджект-менеджеры, финансовые консультанты и другие высококвалифицированные узкие специалисты.

Сотрудничество с самозанятыми — отличная идея, когда нужно привлечь специалистов, которых нет в штате, на конкретный проект. Однако многие работодатели опасаются работать с самозанятыми, потому что в таком сотрудничестве есть свои подводные камни и не все знают, как их обойти.

Кто такие самозанятые

Самозанятость — это налоговый режим по аналогии с основной системой налогообложения, «упрощенкой», патентом, ЕНВД и т. д. В соответствии с ФЗ-422, самозанятыми могут быть физические лица, а также индивидуальные предприниматели, которые оказывают услуги или продают товары собственного производства.


Самозанятые платят налог на профессиональный доход (НПД): 4%, если деньги пришли от физического лица, и 6% — если от юридического. А вот платить страховые взносы им не нужно.

Стать самозанятым просто: достаточно зарегистрироваться в специальном приложении «Мой налог» от ФНС России. Там же будут формироваться чеки за оказанные услуги и рассчитываться налог к уплате.

Казалось бы, идеальный вариант для сотрудничества. И это так, особенно когда компания заключает договор с самозанятым индивидуальным предпринимателем. Но если исполнителем выступает физическое лицо со статусом самозанятого, то важно учесть некоторые моменты, которые могут повлиять на налоговые обязательства компании.

Где скрыты подводные камни

1. Составление договора

Во-первых, напомним, что нельзя заключать договор с исполнителем как самозанятым, если в течение последних двух лет человек был сотрудником компании-заказчика.

Во-вторых, составляя договор с самозанятым, нужно внимательно следить, чтобы в документах не было формулировок, указывающих на трудовые взаимоотношения. Например:

  • описание функций, соответствующих должности по штатному расписанию;
  • использование таких слов, как «работодатель», «наем», «сотрудник»;
  • перечисление требований к квалификации;
  • обязанность исполнителя подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка;
  • график работы, условия предоставления отпуска и т. д.

Если такая информация будет отражена в договоре, трудовая инспекция установит факт трудовых отношений, и компании придется уплатить не только все налоги и взносы в соответствии с ТК РФ, но и штраф.

2. Контроль статуса самозанятого

Пока у исполнителя есть статус самозанятого, он самостоятельно платит налоги. Но как только статус теряется, исполнитель становится обычным «физиком», а за уплату налогов — и взносов! — начинает отвечать компания-заказчик.

Чтобы исполнитель перестал быть самозанятым, достаточно одного из оснований:

  • добровольное снятие с учета;
  • доход превысил общую сумму 2,4 млн рублей в год (контролируется в приложении «Мой налог»);
  • неуплата налога;
  • смена профиля деятельности (например, человек начинает продавать не только свою, но и покупную продукцию);
  • изменение личных данных (например, фамилии) и др.

Изменение налогового статуса может произойти в любой момент — например, уже после подписания договора или выплаты аванса. Поэтому заказчикам очень важно обновлять эту информацию на каждом этапе сотрудничества с исполнителем — физическим лицом.

3. Своевременное получение чека

Для компании-заказчика важно правильно учитывать расходы в целях налогообложения. От этого зависит размер налога на прибыль, если организация работает по ОСНО, или единого налога в случае «упрощенки» и ЕСХН.

Чтобы учесть стоимость услуг или товаров, приобретенных у самозанятого, заказчику нужно получить подтверждение оплаты — чек, который исполнитель формирует в приложении «Мой налог». В документе указывается сумма, наименование оказанной услуги и ИНН заказчика. Если самозанятый не выдаст чек, организация не сможет уменьшить сумму налога с учетом произведенных расходов.

Как минимизировать риски

Сегодня бизнесу доступны разные инструменты, которые помогают заказчикам работать с самозанятыми.

Специальный сервис от ФНС. Предлагает проверку статуса в ручном режиме. Подходит, если у компании немного самозанятых исполнителей и есть ресурсы для своевременной многократной проверки данных.

Сервисы от банков. Альфа-Банк, «Тинькофф», МТС Банк, «Уралсиб» и другие банки активно разрабатывают сервисы по автоматизации работы с самозанятыми для своих корпоративных клиентов. Такие решения позволяют регистрировать исполнителей в качестве самозанятых, производить выплаты, регистрировать доходы в ФНС, уплачивать налоги, отзывать чеки в случае возврата средств и, конечно, проверять налоговый статус перед каждой операцией. Однако подобные банковские сервисы часто недоступны среднему и малому бизнесу.

Независимые платформы. Предлагают автоматизированные решения с такой же функциональностью, как у банков, но на более гибких условиях. Часто платформы сотрудничают сразу с несколькими банками, поэтому могут предложить более выгодные варианты, а также дополнительные финансовые сервисы и удобный онбординг.

Выбирайте вариант, который подходит именно вашей компании, и максимально используйте возможности экономики фриланса. Сотрудничество с самозанятыми — незаменимый инструмент в условиях, когда проектный подход к работе стал таким же условием «по умолчанию» для успешного развития бизнеса, как распределенные команды.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции