Усиление контроля за страховым рынком со стороны Банка России приводит к повышению финансовой устойчивости страховщиков и, соответственно, росту надежности рынка в целом.

В чем состоит главная клиентская ценность любого страхового продукта, чего ждут потребители от страхования? Не ошибусь, если скажу, что это страховые выплаты. Своевременные и в полном объеме. Для этого мало одной лишь только «доброй воли» страховщика, его намерения расплатиться с клиентом: компания должна адекватно оценивать принимаемые на страхование риски и располагать качественными и ликвидными активами, которые служат залогом ее платежеспособности. Собираемые страховые премии направляются страховщиками в резервы (размещаются в различные финансовые инструменты), которые и являются активами компании, в дальнейшем направляемыми на выплаты. Поэтому потребителю — как правило, далекому от внутренней страховой «кухни» — тем не менее важно понимать, какие изменения происходят на рынке с точки зрения роста качества этих активов.

В последние годы регулятор рынка — Банк России — последовательно ужесточал требования к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков. Хотя эти изменения чаще всего остаются вне поля зрения потребителей, именно они позволяют рынку избавляться от неустойчивых игроков, а клиентам — рассчитывать на качественные страховые продукты и быть уверенными в получении страховых выплат.

Для оценки уровня устойчивости компании регулятором используется в том числе такой показатель, как маржа платежеспособности. Если говорить упрощенно, это запас «плавучести» страховщика, который определяется как превышение капитала над минимальной нормой. Показатель свидетельствует о возможности компании пережить большее число стрессов. Так вот, по итогам первого полугодия этого года в целом по рынку этот показатель ощутимо вырос, что говорит о высоком запасе чистых активов страховых компаний и как раз и характеризует их растущую финустойчивость.

Важным с точки зрения «здоровья» рынка является то, что наблюдается реальный, а не «нарисованный» прирост активов, который сопровождается и ростом качества их структуры. На долю наиболее надежных инструментов сегодня приходится практически половина всех активов страховщиков. Так, в конце 2014 года, когда регулятор начал активную фазу «чистки» страхового рынка, на долю государственных и муниципальных облигаций приходилось чуть больше 6% активов страховщиков. Сегодня она возросла до 21%. Заметно увеличились вложения страховых компаний и в корпоративные облигации: если в конце 2014 года они составляли немногим более 13%, то сегодня — уже 26%. Замечу, что этот рост произошел именно за счет новых требований регулятора к качеству активов.

При этом доля таких активов, как, например, паи ПИФов или векселя, за этот же период сократилась практически до нуля. Это важное изменение, поскольку именно эти инструменты часто использовались некоторыми страховщиками для «рисования» активов. Проще говоря, «на бумаге» активы присутствовали, но фактически страховщик не имел резервов для того, чтобы выплачивать деньги клиентам. Заметно (в 1,5—2 раза) снизились доли акций, недвижимости и дебиторской задолженности, которые также позволяли некоторым компаниям обходить нормативные требования.

Ужесточение регуляторных требований и борьба с неликвидными и фиктивными активами страховщиков привели к резкому сокращению числа игроков на рынке. Если в конце 2014 года в стране насчитывалось более 400 страховых компаний, то сегодня — лишь 158. В этой связи приходится слышать утверждения, что эта регуляторная «чистка» неизбежно приводит к снижению конкуренции. Если смотреть только на абсолютные цифры, то, действительно, подобное утверждение кажется верным. Да, страховой рынок сегодня является высококонцентрированным, основную долю рынка занимают 20 крупнейших игроков. Тем не менее на каждого конкретного игрока из этих топ-20 приходится сравнительно небольшая доля рынка, по крайней мере в розничном страховании. Поэтому конкуренция от усиления регулирования и появления новых требований не страдает так сильно, как могла бы. Она, конечно, заметно ограничивается другими факторами, в частности ограничением доступа страховщиков к точкам приобретения полисов, но тут мы, к счастью, видим возросшую активность ФАС.

Независимо от укрепления надежности отрасли, с точки зрения клиента, итоговая ценность страхового продукта определяется клиентоориентированностью и платежеспособностью конкретной компании. И если клиентскую ценность продукта каждый человек может определить для себя самостоятельно, отталкиваясь от собственных предпочтений, то оценить финансовую устойчивость страховщика сложнее. Тем не менее это возможно. Основными критериями, доступными для оценки любому потребителю, сегодня служат кредитные рейтинги и рейтинги клиентских отзывов на популярных сайтах — обращайте на них внимание при выборе «своего» будущего страховщика.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции