Европейский опыт инвестирования. Такие ли мы разные?

Дата публикации: 24.12.2021 00:01
8 959
Время прочтения: 4 минуты
Европейский опыт инвестирования. Такие ли мы разные?
Автор
Франц Хеп, управляющий директор по структурным продуктам «БКС Мир инвестиций»
Франц Хеп управляющий директор по структурным продуктам «БКС Мир инвестиций»
Источник
Banki.ru

В России есть поговорка: у соседа трава всегда зеленее. Насколько она может быть верна в отношении денег, которые мы благодаря долларам тоже иногда называем «зелеными»? Или, быть может, это только фольклор? Давайте заглянем в чужие «огороды», особенно в те, где «трава» растет уже не первый век.

Не секрет, что в Европе культура инвестирования и вообще существования разнообразных бирж берет свое начало еще тысячелетие назад. В том современном и привычном нам виде финансовые компании и продукты для инвесторов в мире существуют гораздо дольше, чем в России. Капиталистический мир долгое время соперничал с социалистическим. Мой опыт работы как в иностранных, так и в российских инвестиционных компаниях и банках позволяет сравнить и понять, что объединяет их, а что делает разными. Это особенно важно, когда, выбирая продукт, мы говорим о диверсификации по странам или поиске новой юрисдикции.

Пожалуй, первое, что хочется отметить, — это отношение к сроку инвестирования. Для европейца финансовое планирование на 10—15 лет — норма. Семьи, бизнесы и частные инвесторы живут понятиями долгосрочных целей. Причем это не обязательно привычные покупка недвижимости, обновление автомобиля или ремонт. В России же этот срок гораздо короче. Еще недавно инвесторы вообще говорили о горизонте только в один год, не более, а то и еще короче. Однако и здесь благодаря развитию готовых продуктов, а также растущему опыту и финансовой грамотности «длина» финансовых инструментов стала достигать 3—5 лет. Банки и инвестиционные компании также подстраиваются под изменения и выпускают продукты, не ограничиваясь короткими и спекулятивными решениями.

Разные у инвесторов в России в сравнении с европейцами и ожидания по доходности. И неправильно было бы объяснять это только низкой учетной ставкой. Хотя справедливости ради нужно сказать, что это имеет важное значение, так как околонулевые ставки по депозитам подталкивают к использованию более сложных финансовых инструментов. Если для западного человека доходность 2—5% в валюте считается нормой, то в России часто трудно удивить продуктом со ставкой 15—20%. Это и некоторая «избалованность» высокими доходностями на заре развития фондового рынка, и попытка обогнать инфляцию. Рост цен на товары повседневного спроса здесь столь стремителен, что ставки ниже не могут помочь даже просто сохранить накопленное. Однако высокие ставки влекут за собой и большие риски, что также регулирует ожидания, приводя их к более справедливым.

Развитость рынков, кстати, выражается не только в толерантности к срокам и доходности. Она, словно пирамида потребностей Маслоу, заставляет инвесторов и компании идти по ней все выше и выше. Как только продукты закрывают «базовые» вопросы, появляются новые. Один из трендов в мире — это «экологичность» инвестиций. Причем это выражается не только в зеленой энергетике, борьбе с гринвошингом (особой формой экомаркетинга, когда производитель намеренно вводит в заблуждение покупателей относительно свойств своей продукции) и парниковым эффектом. Речь, скорее, идет о внутренней корпоративной культуре компаний, в которые инвестируют люди и бизнесы. Создаются и развиваются продукты, активы в которые попадают через специальные комитеты, дающие свои заключения на основе инвестиционной декларации. Достаточное ли количество в бизнесе женщин, представителей разных национальностей, возрастов и т. п. Все играет роль. В России это пока не так развито, хотя в инвестиционных продуктах крупных компаний или западных представительств уже набирает обороты. Из частных случаев можно выделить халяльные финансовые инструменты в мусульманских республиках, где бумаги должны соответствовать требованиям, предъявляемым религией.

Но и традиционное понимание «зеленых» инвестиций во многих продуктах уже довольно распространенная история. Причем на этот раз уже как за рубежом, так и в России. Клиенты сами начинают обращать внимание на компании, использующие возобновляемые источники энергии, заботящиеся о фильтрации выбросов в атмосферу или непосредственно являющиеся бизнесами, развивающими бережливое отношение к природе. И наоборот: табачные, алкогольные или занимающиеся производством оружия бизнесы все менее популярны у инвесторов, что интересно — независимо от доходности, которую те предлагают. Это новый уровень осознанности.

Можно ли сказать, что такие уж мы разные? Правильнее говорить, что отношение к инвестированию по всему миру закономерно соответствует развитости и истории финансовых инструментов в каждой конкретной стране. Так что и сами инвесторы предъявляют требования к продуктам и компаниям в соответствии с этим. В России срок размещения активов неминуемо будет увеличиваться с появлением уверенности в надежности нашей с вами сферы и завтрашнем дне. Используйте возможности, которые есть на рынках сейчас, добавляйте в ваши портфели активы, отличающиеся по рискам, срокам, валютам и странам (диверсификация портфеля).

Чем больше в вашем «огороде» растет культур, тем больше «блюд» вы сможете приготовить. И если захотите, то сможете приятно удивить и ваших соседей.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Материалы по теме