Роль цифровизации в развитии лизинга
Фото: vichie81/Depositphotos.com

О развитии онлайн-агрегаторов предложений лизинговых компаний и их роли в повышении прозрачности рынка лизинга рассуждает совладелица Единой лизинговой площадки Ирина ФРОЛОВА.

В условиях стремительного развития мира технологий, цифровизации экономики и внедрения консолидирующих поисковых систем (агрегаторов) в разные сферы рынок лизинга здорово отстает. То же самое можно сказать и о степени прозрачности рынка лизинга в сравнении, скажем, с кредитным или страховым рынком. В чем причина отставания лизинга и каковы перспективы его цифрового развития?

Развитие цифровых технологий в лизинге сильно тормозит формировавшийся годами и привычный для всех порядок взаимодействия участников рынка: покупателя, поставщика/продавца и лизинговой компании. На сегодня существует два основных способа подбора и согласования лизинга для закупки необходимой техники, оборудования, автомобилей и иного коммерческого движимого или недвижимого имущества. Первый способ — по рекомендациям продавца предмета лизинга (дилера/дистрибьютора), который посоветует «дружественные» лизинговые компании. Второй — обращение напрямую в лизинговую компанию. Оба способа вполне рабочие. Однако есть и сложности: в обоих случаях клиентам нужно запросить расчеты от нескольких лизинговых компаний и привести их к общему знаменателю (годовую процентную ставку лизинговые компании раскрывают очень неохотно, а некоторые просто не способны это сделать). Сложно бывает сравнить страховые тарифы, другие условия лизинга и дополнительное обеспечение. На такой анализ клиент отвлекает свои временные ресурсы.

Также в большинстве лизинговых трансакций присутствует либо элемент скрытой комиссии от лизинговых компаний по агентским соглашениям с продавцами/дилерами, либо субсидия от продавца/дилера в виде скидки при оформлении сделки через определенные лизинговые компании. И то и другое в конечном счете «зашивается» в лизинговые платежи. Лизингополучатель уверен, что нашел самое выгодное предложение, но это не всегда так. Данная схема взаимодействия наиболее распространена в лизинге легковых автомобилей, коммерческого грузового транспорта и спецтехники. Она и является основной причиной отставания лизинга по цифровизации и прозрачности.

Однако в 2019 году прогресс добрался и до лизинга. Основным проявлением этого стало появление функционала цифрового документооборота в личных кабинетах многих крупных лизинговых компаний. А также стали запускаться лизинговые онлайн-площадки.

Лизинг давно присутствует на многих тендерных и торгово-закупочных площадках, но лизинговые площадки не являются тендерными в классическом понимании торгово-закупочных процедур. По сути это агрегаторы лизинговых предложений, предусматривающие возможность отправить запрос сразу во множество лизинговых компаний. При этом такие игроки не подпадают под категорию посредников или брокеров: у них нет комиссий со сделок, а доход предполагается в виде фиксированной абонентской платы от участвующих лизинговых компаний.

Агрегаторы наиболее популярны в сегментах автолизинга и лизинга оборудования. На сегодня можно выделить две основные платформы, функционирующие в новой нише: это LeasingPlace и Единая лизинговая площадка. Принцип работы у них схож: одна заявка во все лизинговые компании, зарегистрированные на этих площадках. Однако есть и различия.

LeasingPlace предлагает отправить заявку во все лизинговые компании и выбрать подходящее предложение из полученных, после чего можно направить документы для рассмотрения.

Функционал Единой лизинговой площадки предусматривает подачу заявки и пакета финансовых документов сразу во все лизинговые компании, получение заявителем сводной таблицы для сравнения расчетов и условий лизинга, а также онлайн-аукцион на понижение общей суммы договора лизинга по полученным предложениям.

Это совершенно новый инструмент для поиска и согласования лизинга. Поток запросов пока небольшой, и лизинговые компании в настоящий момент находят более выгодным платить продавцам/дилерам/брокерам комиссии с проведенных сделок, чем оплачивать присутствие на спецплощадках по фиксированному ежемесячному тарифу. Однако создатели данных агрегаторов верят, что в ближайшее время покупатели оценят удобство подбора лизинга на таких площадках, что укрепит их роль в развитии прозрачного рынка лизинга.

Ирина ФРОЛОВА, совладелица Единой лизинговой площадки