Клиент Морского Банка пытался перевести 2 тыс. рублей, но вместо этого получил полмиллиона. Как банки ошибаются в пользу клиентов и почему такие «подарки судьбы» лучше не трогать?

Карта-самобранка

Пришел как-то клиенту Морского Банка перевод с QIWI-кошелька от заказчика — 2 тыс. рублей. И захотел он деньги эти через мобильное приложение на счет своей кредитной карты в другом банке отправить. И тут начались настоящие чудеса. Деньги не отправлялись, а чудесным образом возвращались на карту, пополняя ее. Но клиент Морского Банка был целеустремленным человеком, он не оставлял попыток сделать перевод. Так понемногу, каждый раз по 2 тыс. рублей, рос остаток на карте недовольного пользователя. Долго ли, коротко ли — и на карте у него накопилось больше 550 тыс. рублей. Понял клиент Морского Банка, что систему не побороть, но немалая сумма на счете не давала ему спать спокойно. Вспомнил он о том, как злоумышленники умеют виртуозно списывать деньги с банковских карт, испугался и перешел к более решительным действиям. Поутру пошел к банкомату и снял все деньги с карты: чтобы мошенникам не достались. «До последнего надеялся, что хоть на этом шаге сработает банковская безопасность и деньги банкомат не выдаст», — признается он. Но банковская безопасность продолжала искушать клиента: на руках у него оказалось полмиллиона рублей.

Испугался клиент Морского Банка пуще прежнего. Что, если теперь его банк сам объявит мошенником? Тут же решил незадачливый пользователь вернуть всю наличность на место. Только сделал это почему-то межбанковским переводом, поэтому деньги вернулись на счет лишь на следующий день.

Все это время в Морском Банке в режиме онлайн наблюдали за действиями клиента. В какой-то момент все переводы, которые совершил клиент, были исполнены, а счет ушел в минус (технический овердрафт). Банк не раз пытался связаться с клиентом, рассказали Банки.ру в пресс-службе финорганизации. Но клиент на звонки с незнакомых номеров не отвечал. Вдруг мошенники.

Банк и его клиент разошлись подобру-поздорову. Деньги пользователь вернул, банк в полицию не стал обращаться и даже проценты за овердрафт (отрицательный остаток по дебетовому счету) не начислил. Но обычно такие «подарки судьбы» даром клиенту не обходятся.

Редкая сказка с хорошим концом

Вспомним рождественскую историю Хоум Кредит Банка, когда из-за сбоя средства на счета клиентов начислялись дважды. Спустя пару недель банк свои деньги вернул, а на карточках некоторых клиентов, успевших средства потратить, образовался технический овердрафт. Почти в то же время похожая «новогодняя» история приключилась с клиентами Совкомбанка. Тогда некоторым участникам акции «Халва исполняет желания» удалось воспользоваться одной неопределенностью в условиях программы лояльности, «намайнить» сотни тысяч бонусов и затем обналичить их. Банк же назвал действия клиентов мошенничеством, увел счета в неразрешенный овердрафт и стал начислять на долг проценты. Да еще и пригрозил обогатившимся клиентам заявлением в правоохранительные органы.

Кстати, неразрешенный овердрафт — это тот же кредит, и некоторые банки вполне могут начислять на него проценты, начиная с первого дня его образования. Суды и юристы по-разному оценивают ситуацию. Некоторые становятся на сторону банка: есть неосновательное обогащение клиента, а значит, на его задолженность могут и проценты начисляться. Другие же считают, что банк не имеет права взимать проценты за пользование овердрафтом, если клиент неосновательно обогатился из-за ошибки кредитной организации.

Мораль сей басни такова. Чудеса случаются, и банки, бывает, ошибаются в пользу клиентов. Но вернуть деньги в любом случае придется, и лучше сделать это как можно скорее. Обязанность возвратить неосновательное обогащение прописана в статье 1102 Гражданского кодекса. А если целенаправленно выводить деньги, используя уязвимость в банке, то и вовсе можно попасть под статью УК о мошенничестве. Чтобы не портить жизнь себе (и банку), лучше не свое не трогать и сразу же сообщить об ошибке.

Евгения ОГУРЦОВA, Banki.ru

Иллюстрация: Banki.ru