На российском рынке проданы первые полисы ОСАГО с телематикой. Разбираемся, как работает система, в чем выгода для страхователей, и в чем — для страховщиков.

— Вам страховая скидку сделала на каско, чтобы вы поставили телематику?

Установщик Андрей из Центра помощи при ДТП аккуратно захлопнул капот моего авто. Теперь у меня на аккумуляторе на пару месяцев поселился «паразит». А если точнее — устройство спутникового мониторинга Teltonica FMT100. Небольшой прибор, который считывает все передвижения машины, ускорения и резкие торможения.

— Нет, я вообще еще каско не планировала покупать. А что, без скидки к вам не приходят?

— Обычно предлагают скидку сделать, тогда люди соглашаются, чтобы за ними следили. Это ведь потом на цене страховки отразится. Либо в плюс, либо в минус.

В плюс, конечно, не хотелось бы. Не должна же я быть настолько плохим водителем. Хотя кто знает. Со времен экзамена на права мастерство моего вождения никто не оценивал.

От центра, где мне установили устройство телематики, я отъезжала крайне аккуратно. Ускорялась постепенно, грациозно входила в повороты и тормозила тоже очень плавно. Первые дни я вообще не выпускала из головы, что под капотом у меня «жучок», а значит, нужно вести себя как ответственный и аккуратный водитель. Но уже спустя неделю я забыла о слежке и стала вести себя как обычно: то есть могла иногда под настроение поддать газу или слегка «подрифтовать» на повороте. В пределах разумного, понятно.

Машиной я пользуюсь не каждый день, особенно сейчас, когда не нужно ездить на работу. Зато практически каждые выходные выезжаю за город, так что в среднем за неделю преодолеваю 300–400 км. Из них на передвижение по городу приходится около 25%.

Все это я узнала из своего личного кабинета, логин и пароль от которого мне предоставили спустя неделю после установки устройства. Первое время система изучала мою манеру вождения, а затем стала выставлять оценку моему водительскому уровню. Каждую неделю оценка менялась: был период, когда я получила 100 из 100 баллов, в какую-то из недель мой рейтинг опускался до 83. Но средний балл довольно высокий — 87.

Как мне подсказала система, мое слабое место — это резкие ускорения и повороты. Программа показывает на карте, в какой момент и где конкретно я неаккуратно свернула или слишком сильно нажала на газ. В среднем на каждые 100 км я допускала по три резких поворота или ускорения.

В компании UBI Technologies, которая устанавливала устройство телематики, мой уровень вождения охарактеризовали как «очень хороший»: «Иногда допускаете резкие ускорения, это может быть немного опасным, но в целом вы очень аккуратный водитель и обращаетесь с авто нежно».

Такой отзыв я восприняла как похвалу. Но я же не ради похвалы позволила за собой следить. Весь смысл был в том, чтобы получить скидку на страховку. И, как выяснилось спустя 2,5 месяца, я действительно получила на нее право. Например, с моим скоринговым баллом «АСКО-Страхование» предоставило бы мне скидку 22,5% от годового взноса по каско (и более 45% на второй год) и 10% с базового тарифа по ОСАГО со второго года. Если бы балл оказался 91, то скидка составила бы 25% за первый год и более 50% на второй год от стоимости полиса каско, а по ОСАГО — 15%.

За само устройство и его установку в рамках тестирования я ничего не платила. Хотя если бы я каким-то образом потеряла или повредила прибор, то обязана была бы возместить его стоимость — 5 тыс. рублей. Такое условие было указано в договоре.

Скидка за стиль

Еще недавно телематика была прочно связана только с каско, потому что в других видах страхования ее не применяли. Впрочем, и в каско, если верить вице-президенту Всероссийского союза страховщиков Сергею Ефремову, ее доля не превышает 5% от общего количества проданных полисов.

Второй этап реформы ОСАГО, стартовавший 24 августа, позволил страховым компаниям и в обязательной «автогражданке» предложить полисы со скидкой за скоринг, то есть оценку шансов попадания в ДТП по вине автомобилиста. Чем выше скоринговый балл, тем больше скидка при покупке полиса на следующий период страхования.

Теперь телематика появилась и в ОСАГО. Правда, пока только два участника рынка согласовали с Банком России использование скоринга как тарифного фактора при расчете ОСАГО. «Мы давно ждали изменений в законодательство, которые позволили бы получить рыночное преимущество — предоставлять более справедливый тариф водителям с аккуратной манерой вождения», — рассказал первый заместитель генерального директора — директор по страхованию «АСКО-Страхования» Алексей Любавин.

Компания намерена применить в ОСАГО опыт работы с телематикой, накопленный за пять лет в каско. «Доля полисов с телематикой в нашем портфеле каско — самая большая в стране: 14%, — продолжает он. — При покупке такого полиса происходит самоселекция, то есть, как правило, покупают его водители, которые ездят редко и/или аккуратно. 60% клиентов — это женщины. В основном с телематикой страхуют машины среднего ценового класса (стоимостью 1—2 миллиона рублей)».

Но каско — страхование добровольное, а ОСАГО — обязательное, и насколько популярной телематика станет в этом сегменте, пока предсказать сложно. «ОСАГО с телематикой будет интересно тем автомобилистам, которые вдруг получили высокий тариф, — считает генеральный директор UBI Technologies Игорь Хереш. — Например, молодой и неопытный водитель на совсем не новом автомобиле, проживающий в городе с высоким территориальным коэффициентом, в прошлом году платил за полис 8 тысяч рублей, а после 24 августа цена выросла до 20 тысяч рублей и более. Возможность с помощью телематики получить скидку 10—15% — для него очень выгодное предложение».

Купив полис ОСАГО с телематикой сейчас по его полной стоимости, автовладелец только через год получит скидку при его переоформлении. Да и то, если будет управлять авто аккуратно. Размер скидки у каждой страховой компании свой и зависит от скорингового балла. У «АСКО-Страхования», если автомобилист наберет более 80 баллов, скидка составит 5%, свыше 85 баллов — 10%, от 90 баллов — 15%. «Если же у клиента уже есть скоринговый балл по каско, то скидку в ОСАГО он может получить уже в первый год работы по новым тарифам», — объясняет Алексей Любавин.

Правда, выбор, кому из автовладельцев предложить ОСАГО с телематикой, остается за страховщиками. Им не выгодно продавать такие полисы всем без исключения водителям, считает Игорь Хереш. По крайней мере, на начальном этапе. «Страховщики не станут предлагать телематику, если ОСАГО дешевое (5—6 тысяч рублей), потому что в этом случае затраты на оборудование и абонентскую плату за обслуживание, которые ложатся на плечи страховщика, просто не впишутся в тариф, — объясняет он. — Если же ОСАГО стоит, например, 15 тысяч рублей и выше, то расчет сходится».

Телематика vs мошенники

Со страхователями понятно, а за что телематику в ОСАГО любят страховщики? Причин несколько. Первая — возможность пообещать скидки клиентам, для которых ОСАГО, вопреки прогнозам, здорово подорожало. То есть показать лояльность. А там, не исключено, водитель из-за «жучка» под капотом научится более аккуратному вождению, и скидка будет реализована.

Вторая причина — с помощью телематики страховщики отсекают потенциальных бытовых мошенников. Установленное под капот автомобиля устройство работает круглосуточно, даже когда автомобиль не движется, оно передает информацию на сервер страховщика. Это не значит, что страховщик непрерывно следит за каждым передвижением каждого застрахованного им авто. Но возможность увидеть, куда и как оно перемещалось, имеет. Обычно сотрудник компании заходит в программу, когда приближается к завершению срок действия полиса и нужно рассчитать скидку. Если авто попало в ДТП, страховщик узнает об этом в режиме онлайн. «СК видит, что произошло с автомобилем, в какую часть его пришелся удар, какие детали пострадали, причинен ли вред водителю, — рассказывает Игорь Хереш. — Звонит клиенту и «перехватывает» убыток, то есть выходит на автомобилиста самостоятельно, оставляя не у дел автоюристов».

Точность диагностирования повреждений зависит от объемов накопленной информации о подобных авариях. Компьютерная программа на основе нейросети сравнивает полученные данные об ударе с данными о более чем 27 млн автовладельцев в 22 странах и определяет практически безошибочно, что повреждено при таком ударе. Если база данных у телематического оператора небольшая, точно определить повреждения системе будет трудно. Хотя так называемые скрытые повреждения в транспортном средстве она вообще может не распознать, так что, если ДТП оказалось серьезным, придется ехать в автосервис и смотреть машину на подъемнике.

Кроме бытового мошенничества, телематика отсекает и профессиональное: мошенник просто не станет устанавливать такое устройство на свой автомобиль.

Дурное послевкусие

Почему же обоюдовыгодная телематика не стала в России массовой? Игорь Хереш считает, что причина в «фантастически испорченном послевкусии от первых стартапов в страховой телематике». «У них не было нейросетей и больших объемов данных, софт они писали сами, устройства покупали некачественные и считали скоринг клиента калькулятором, — объясняет он. — То есть приходили в СК, обещали точный скоринг, страховщики верили, а через год работы видели, к примеру, у 100 клиентов одинаковый скоринговый балл 100, хотя они часто попадают в ДТП, а у 50 клиентов — 20, хотя они никогда не попадают в ДТП, а у всех остальных балл 99. Как такое получается, объяснить они не могли. Естественно, страховщики разочаровались: они покупали оборудование, уговаривали клиентов, а ничего не работало. И так не один раз».

Из компаний, которые предлагали телематику в России пять лет назад, почти никто не выжил. Сейчас российский рынок тоже не очень конкурентный: для мировых производителей телематических устройств он слишком мелкий, ведь до сих пор телематика в России применялась только в каско. Возможно, ситуацию исправит ОСАГО. Второй этап реформы «автогражданки» интерес к телематике подстегнет, уверен Хереш. «После пандемии к нам пришли несколько федеральных СК, которые не видели преимущества нашего предложения до пандемии», — говорит он.

Станет ли телематика массовой в ОСАГО?

Вот мнение экспертов рынка:

Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев: «Если практику использования телематики как тарифного фактора удастся сделать массовой, это будет ситуация win-win: выиграют и аккуратные автовладельцы, которые получат более низкий тариф, и страховые компании, у которых появится инструмент для эффективного определения степени аварийности автовладельца. Но страховщик не может обязать страхователя устанавливать на свою машину какие-либо дополнительные устройства — только предлагать это сделать».

Автоэксперт, член общественного совета «Росавтодор» Минтранса РФ Игорь Моржаретто: «У телематики в ОСАГО хорошие перспективы. В мире есть такая практика. Достаточно активно сейчас телематику при расчете ОСАГО используют в Италии, Германии и других европейских странах. Уверен, что и до нас эта волна прогресса обязательно докатится. Российский страховой рынок и сами водители совершенно точно готовы к активному использованию телематики. Обеим сторонам данный опыт пойдет лишь на пользу. Конечно, это вопрос не одного дня. Но заставить систему заработать в течение двух-трех лет можно. Вопрос даже не в производстве модулей телематических систем — цена вопроса невелика. Достаточно сложный процесс — наладить соответствующую систему баз данных. Нужно развивать это направление технически, расширять возможности, чтобы можно было анализировать информацию не от 1 000 автомобилистов с телематикой, а от миллионов водителей. Нужна масштабность. Также необходимы центры при страховых компаниях, которые будут заниматься анализом информации. Отладка их работы займет время».

Генеральный директор Mains Insurance Brokers & Consultants Сергей Худяков: «Рынок телематических устройств развивается медленно и в России, и за рубежом. Конкурируют различные операторы подобных систем: автоконцерны, государственные структуры, сотовые и интернет-операторы, банки, отдельные компании, специализирующиеся на телематике. Но нет единой базы, куда бы стекались телематические, стандартизированные данные и к которой бы имели недискриминационный доступ заинтересованные стороны, в том числе страховые компании. Новый импульс рынку телематики могли бы придать обязательность передачи данных операторами телематики в унифицированном формате в единую базу данных, обязательность установки устройства, в том числе на б/у автомобилях, на законодательном уровне регулирование вопроса пользования и защиты данных — это пошло бы на пользу не только страховому сектору, но и безопасности, логистике, развитию транспортной инфраструктуры. Других заметных драйверов развития, которые бы обеспечили массовость использования телематических устройств, не наблюдается. Сейчас каждая страховая компания использует доступные пакеты данных, разрабатывает собственные математические модели, характеризующие рисковость отдельного водителя и транспортного средства. При этом над классическими страховщиками висит угроза того, что они могут проиграть операторам данных, если те решат серьезно заняться страхованием, построенным на глубокой аналитике и цифровых методах ведения бизнеса, — заявления о старте подобных проектов звучат от крупнейших интернет-компаний, телекомов, торговых онлайн-площадок, банков».

Директор по развитию бизнеса IT-компании «КРОК» в страховании Денис Гаврилов: «Наибольшая доля проникновения страховой телематики в ОСАГО в мире — на уровне 20% — приходится на Италию, где возможность использования ее закреплена на законодательном уровне. В России тоже законодательно предоставлено право страховым компаниям учитывать телематические данные для формирования тарифа, что стимулирует внедрение телематики. Но закон не предусматривает обязательный учет и использование телематики при тарификации, что, безусловно, является сдерживающим фактором. Кроме того, важный фактор — стоимость самой технологии. За последнее пятилетие она существенно снизилась, но, к сожалению, остается на относительно высоком уровне по отношению к средней премии по ОСАГО. Так, при средней цене полиса в России 6 500 рублей стоимость устройства, установки, сбора и обработки данных составляет около 7 500 рублей в первый год и, за вычетом стоимости устройства, около 3 000—4 000 рублей в год в последующем. Таким образом, расходы страховой компании на внедрение телематики сопоставимы со стоимостью полиса ОСАГО, а возможности, которые дает телематика для профилирования клиентов и выбора наиболее аккуратных водителей, нивелируются ее стоимостью. Наиболее перспективным инструментом становится «мобильная» телематика, которая в разы дешевле «железной» и при этом обладает схожим уровнем качества собираемых данных с точки зрения оценки стиля вождения. В перспективе самым многообещающим технологическим решением выглядит телематика, которая устанавливается на конвейере в автомобиль и не требует от страховой компании значительных затрат на оплату стоимости самой технологии. Однако срок замещения существующего автопарка новыми автомобилями в России может составить до 30 лет».

Ольга КОТЕНЕВА, Евгения ОГУРЦОВА, Banki.ru

Иллюстрация: Depositphotos.com