Fix Price в ходе IPO в Лондоне и Москве может привлечь 2 млрд долларов и получить капитализацию 8,3 млрд долларов. Стоит ли покупать акции Fix Price в первые же дни биржевых торгов?

Как проходит IPO ретейлера

Биржевые торги сети Fix Price стартуют 10 марта в Москве и Лондоне. Из-за высокого спроса со стороны инвесторов ретейлер увеличил предложение на 5%, со 170 млн до более чем 178,37 млн GDR, каждая из которых представляет обыкновенную акцию компании. Размещение пройдет по верхней границе заявленного ранее диапазона в 8,75—9,75 доллара за бумагу. При условии полного исполнения опциона (а это 26,75 млн GDR) на рынке будет обращаться свыше 205,12 млн GDR, а общий размер предложения составит 2 млрд долларов — это примерно 24,1% от всего акционерного капитала компании. Капитализация компании достигнет 8,3 млрд долларов.

Свои акции в ходе IPO продают нынешние акционеры — компании, принадлежащие Артему Хачатряну, Сергею Ломакину, Александру Винокурову и Goldman Sachs.

IPO Fix Price обещает быть самым успешным за всю историю российского ретейла. Как подсчитали в Bloomberg, состояние Хачатряна и Ломакина в результате IPO достигнет 3,6 млрд долларов (у каждого).

Что покупаем

Fix Price — это сеть магазинов товаров по фиксированным низким ценам. Основана в 2007 году. Подобные магазины успешно работают в США, Великобритании, Германии. Самые известные из них — американские сети Dollar General и Dollar Tree, продающие товары по 1 доллару.

В первых четырех магазинах сети все товары продавались по одной цене — 30 рублей. Столько тогда и стоил доллар в России.

Бизнес-модель прижилась. За первые три года работы сеть разрослась в 25 раз, до 100 магазинов, а к 2013 году — до 1 100 торговых точек. Три года спустя магазины Fix Price открылись за рубежом — в Белоруссии, Грузии, Латвии, Киргизии и Казахстане. Сейчас сеть насчитывает 4 279 магазинов, то есть за 13 лет их стало более чем в 1 000 раз больше.

Самые доходные акции за прошлый год

Самые доходные акции за прошлый год

Выбор пользователей Банки.ру
Название компании Изменения за год Покупка
+441.43%
Купить
+286.16%
Купить
+232.34%
Купить
+221.06%
Купить
+210.67%
Купить

В магазинах Fix Price продаются товары повседневного спроса: от еды и предметов личной гигиены до одежды и детских игрушек. В ассортименте Fix Price порядка 1 800 наименований из 20 категорий товаров. Товары распределены по ценовым категориям — по 50 рублей, по 55 рублей, по 77 рублей, по 99 рублей (но не более 199 рублей). С тех пор как в декабре 2014 года рубль по отношению к доллару обесценился почти вдвое, цены в Fix Price заметно выросли. Но и сегодня они кажутся смешными: самые дорогие товары в магазине формата «все по доллару» стоят не дороже 3 долларов.

Столь низкий ценовой диапазон сети удается поддерживать за счет сотрудничества непосредственно с производителями. Это позволяет компании гибко менять продуктовую линейку в зависимости от сезона и спроса на товары. Контракты с производителями подписываются краткосрочные и пролонгируются в случае большого спроса. Каждую неделю на полках Fix Price появляется примерно полсотни новых товаров. Это обеспечивает постоянный приток покупателей. По признанию финансового директора сети Антона Махнева, такая стратегия позволяет привлекать «охотников за сокровищами» — тех, кто постоянно наведывается в магазин в поисках чего-то «новенького». Даже в разгар пандемии сети удалось нарастить продажи.

Быстрый рост

Fix Price хорошо переживает пандемию. Так, за 2020 год выручка сети выросли на треть, до 190 млрд рублей. Это вдвое быстрее, чем у других публичных российских ретейлеров, «Магнита» и X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). Продажи в сопоставимых магазинах (LFL) выросли на 15,88% — опять-таки в 2—3 раза быстрее, чем у конкурентов. Чистую прибыль сеть в 2020 году нарастила на 33,4%, до 17,58 млрд рублей.

В разгар пандемии, в 2020 году, компания открыла 655 новых магазинов. Такого ежегодного прироста магазинов в сети не было за всю историю ее существования. А в ближайшие годы ретейлер планирует ускорить экспансию: в 2021 году открыть 700 магазинов, в 2022-м — 750, в 2023—2025 годах — по 800 магазинов.

Высокие дивиденды

Несмотря на высокие темпы роста, ретейлер обещает платить дивиденды — раз в полгода в размере не менее 50% от чистой прибыли. По итогам трех последних лет компания выплатила 53 млрд рублей, из них в 2020 году — 32,6 млрд рублей (73% от чистой прибыли).

Конкуренция и размер рынка

Fix Price — крупнейший розничный ретейлер в России в сегменте товаров по низкой фиксированной цене. По оценкам Oliver Wyman, доля Fix Price на российском рынке недорогих товаров всех основных непродовольственных категорий в 2019 году достигла 93%. Доля ближайшего конкурента, Home Market, — менее 5%.

По данным Росстата, в 2019 году объем розничного рынка в России достиг 518 млрд долларов и в последние пять лет стабильно растет со среднегодовым темпом роста 5,0%.

Как пионер в формате магазинов «все за доллар», Fix Price имеет безоговорочное преимущество. Ретейлер установил очень высокие барьеры для входа на рынок. Это присутствие по всей стране, уникальное ценностное предложение для клиентов, капитал бренда, хорошо инвестированные операции, надежная цепочка поставок с давними отношениями с поставщиками и партнерство с арендодателями. С момента основания сети ни одному из конкурентов не удалось создать в России подобную сеть. Компания уверена, что имеет существенный потенциал дальнейшего роста, который поддерживается низким уровнем проникновения на сегодняшний день.

По оценкам Oliver Wyman, целевой для Fix Price рынок к 2027 году может достичь по размеру выручки 1,8 трлн рублей (в 2019 году его размер составлял 1,2 трлн рублей). А среднегодовой темп роста с 2020 по 2027 год составит 7%. При этом весь розничный рынок России, по оценкам Oliver Wyman, будет расти вдвое медленнее.

Риски для бизнеса Fix Price

Главные из них: зависимость от арендодателей, недостаточно развитая онлайн-торговля, колебания курса рубля по отношению к доллару и юаню (почти треть продаж Fix Price обеспечивают товары от китайских производителей).

Справедливо ли оценили Fix Price?

Аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов считает оценку Fix Price высокой. «Вся сеть «Магнит» стоит 6,5 миллиарда долларов, притом что у Fix Price выручка в восемь раз меньше. Чтобы оправдать такую разницу, бизнес дискаунтера должен удваиваться стабильно на протяжении нескольких лет», — говорит эксперт.

Стоит ли покупать Fix Price прямо сейчас?

В первый день акции могут вполне неплохо прибавить, так как инвесторы сейчас проявляют повышенный интерес к новым именам. Но для многих частных инвесторов участие в IPO недоступно, и они вряд ли смогут воспользоваться ростом бумаг в первый день торгов.

Стоит ли покупать акции Fix Price в ближайшее время?

Ведущий аналитик EXANTE Виктор Аргонов считает, что, несмотря на высокий интерес к размещению Fix Price, дальнейшая судьба акций не так очевидна. В первый день и даже в первые недели акции компании могут оказаться заметно лучше рынка. Гораздо более сложный вопрос, насколько это будет удачная инвестиция в перспективе нескольких лет, ведь презентация компании содержала очень мало серьезных цифр по прошлым показателям, обещая при этом яркое будущее.

Учитывая аппетит зарубежных и отечественных инвесторов к новым размещениям, цена может «выстрелить» на десятки процентов вверх, полагает Валерий Емельянов. Однако большая часть потенциала уже заложена в оценку, и с высокой вероятностью бумага долго в растущем тренде не продержится, предупреждает эксперт.

А каковы перспективы?

«От текущих уровней Fix Price может долго и стабильно расти, только если покажет кратный рост оборотов в ближайшие месяцы. А это маловероятно: все-таки экономика России выходит из ступора. Спрос на подобные торговые форматы характерен в периоды роста инфляции и падения доходов, — объясняет Емельянов. — Сейчас есть все предпосылки к тому, что оба эти тренда развернутся в обратную сторону. И это несет соответствующие риски для инвесторов: если затяжного кризиса не будет, то и не будет смещения спроса в сторону дискаунтеров, а значит, и рынок акций будет на это реагировать».

По мнению Виктора Аргонова из EXANTE, потребительская активность в магазинах повседневного спроса продолжит восстанавливаться, пусть и неровно, поскольку до сих пор нет четких перспектив полного снятия коронавирусных ограничений. «Для Fix Price позитивно, что первым после спада восстанавливается как раз спрос на недорогие товары. Поэтому компания может радовать инвесторов в ближайшие месяцы и кварталы довольно стабильными показателями и ростом за счет экспансии на привлеченные с рынка деньги, — отмечает Аргонов. — Сложнее будет с конкуренцией в перспективе нескольких лет. В случае улучшения макроэкономических показателей и повышения уровня жизни покупатели могут в меньшей степени обращать внимание на цену».

Инга САНГАЛОВА для Banki.ru