Заемщик вправе решать, кому доступны его персональные данные, считают в ЦБ. Что теперь изменится?

Дата публикации: 27.08.2021 00:10 Обновлено: 27.08.2021 10:48
28 944
Время прочтения: 6 минут

ЦБ и Роскомнадзор рекомендуют банкам изменить подход к обработке персональных данных клиентов. Помогут ли регуляторы ограничить передачу данных третьим лицам и снизить риск утечек?

Как сейчас банки используют наши персональные данные и почему мы на это соглашаемся

Кредитные организации являются операторами персональных данных. Для клиента это значит, что они имеют право собирать и обрабатывать личную информацию о нем, например, для заключения и исполнения кредитного договора. Такие действия с личной информацией возможны только с согласия клиента. Клиент может «согласиться», поставив галочку в бумажном договоре, электронной форме или даже — сюрприз-сюрприз! — просто изучая информацию на сайте.

Последний вариант реализовал на своем веб-ресурсе, в частности, СберБанк. Он предупреждает посетителей, что при работе с сайтом они автоматически дают банку согласие на обработку своих персональных данных. Конечно, перечень данных, к которым банк в этом случае получит доступ, будет ограниченным и обезличенным, но в дальнейшем они могут быть использованы для дополнения цифрового профиля пользователя.

Финансовые организации любят включать текст соглашения на обработку и использование персональных данных в другие документы, что не позволяет ограничить использование этих сведений: отказываясь делиться своими персональными данными, клиент фактически отказывается от услуги.

«Часто в банках вы не получаете договор или соглашение на руки, а просто принимаете оферту, даете свое согласие на присоединение к общим условиям, а там вы всё автоматически разрешаете. Конечно, это несправедливо, особенно по отношению к социально значимому населению», — считает председатель правления потребительского кооператива «Инвестиционный капитал» Андрей Каредин.

Обычно организации запрашивают у клиентов следующие сведения: пол, возраст, семейное положение, e-mail и т. п., но это лишь видимая часть айсберга, считает основатель DBX Digital Ecosystem Игорь Захаров. Помимо этих сведений, финансовые организации фиксируют и анализируют и другую информацию: время и длительность активности пользователей на сайте и в личном кабинете (оценивается системами CRM и сервисами веб-аналитики), операции по счетам, направления движения средств, назначения переводов и платежей и др.

Можно ли отозвать согласие на обработку персональных данных?

В силу федерального закона № 152-ФЗ субъект персональных данных имеет право в любой момент ограничить как перечень операторов, которым могут передаваться сведения о нем, так и состав таких сведений. Кроме того, клиент может в любой момент отозвать свое согласие на их обработку — для этого достаточно направить в организацию соответствующее заявление в свободной форме.

Кому и зачем банки передают наши персональные данные

Финансовые организации собирают и используют наши персональные данные непосредственно для заключения и исполнения договора и для собственных нужд, например в рекламных целях. По мнению Андрея Каредина, особенно этим грешат крупные игроки, имеющие собственные экосистемы. «Получается уже фактически спамерская атака, вот ЦБ и Роскомнадзор и вмешиваются», — отмечает Каредин.

Помимо этого, в рамках своих бизнес-процессов банки могут передавать личную информацию о клиентах другим организациям. Как правило, это бюро кредитных историй, страховые компании, операторы связи, коллекторские агентства и партнеры банка.

Причина, по которой личная информация так свободно передается организациям, не имеющим прямого отношения к банковской деятельности, — в размытости формулировок, которые кредитные организации зачастую используют в соглашениях о передаче и использовании персональных данных.

«В настоящее время на практике кредитные организации включают максимально расплывчатые и широкие формулировки, касающиеся обработки персональных данных клиентов, что позволяет им передавать эти данные достаточно широкому кругу лиц, напрямую никак не связанных с банковской деятельностью. Такая информация может использоваться, в частности, для рекламы и других целей, не связанных с выдачей и обслуживанием кредита, в том числе спустя долгое время после фактического прекращения кредитных отношений между банком и клиентом», — поясняет партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель.

Что рекомендуют ЦБ и Роскомнадзор

В начале августа Центробанк и Роскомнадзор опубликовали совместное письмо, в котором рекомендовали финансовым организациям изменить подход к обработке персональных данных клиентов. Регуляторы считают, что банкам следует запрашивать у клиентов отдельное согласие в отношении каждого оператора, которому могут передаваться их персональные данные, включая биометрические. Помимо этого, в документах стоит указывать конкретную дату или период времени, в течение которых допускается обработка персональных данных, без возможности автоматической пролонгации этого срока. При этом обрабатывать данные, согласно закону, значит в том числе собирать, хранить и передавать их.

Роскомнадзор совместно с Банком России напоминает, что обработка персональных данных должна ограничиваться достижением заранее определенных целей, например исполнением обязательств по кредитному договору.

Помогут ли рекомендации ЦБ и Роскомнадзора избавиться от партнерского спама

Стандартный текст заявления о согласии на обработку персональных данных обычно содержит формулировку, разрешающую передавать данные другим организациям. При этом большинство банков не утруждает себя перечислением этих организаций, отделываясь упоминанием загадочных «третьих лиц» или «партнеров». Что это значит на практике, большинство из нас знает на личном опыте: порой стоит один раз дать такое согласие, как на следующий день по «случайному» стечению обстоятельств телефон начинают обрывать эти самые «третьи лица» с предложениями взять кредит, подключить новый тариф сотовой связи или оформить страховку.

Конечно, исполнение рекомендаций регуляторов вряд ли полностью избавило бы нас от партнерского спама, однако необходимость получать от клиентов согласие на передачу их персональных данных каждому возможному партнеру, безусловно, существенно снизила бы энтузиазм финансовых организаций в части распространения этой информации. Кроме того, такая мера помогла бы сузить «круг подозреваемых» в поиске источников утечек личных данных, а заодно и вероятность таких утечек.

Обязаны ли банки исполнять рекомендации ЦБ и Роскомнадзора

Комментируемые рекомендации, изданные в виде информационного письма, не являются нормативным актом ЦБ РФ, имеющим общеобязательный характер и содержащий норму права, поясняет Сергей Учитель. Но необходимо принять во внимание, что рекомендации исходят от главного регулятора банковского сектора, что влечет необходимость для кредитных организаций следовать этим рекомендациям или как минимум учитывать их в своей работе и в разрабатываемых внутренних документах, регламентах и процедурах. Нередко участники банковского сектора России придерживаются позиции, что издаваемые Центробанком рекомендации, комментарии и ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы с точки зрения правового значения все равно имеют «силу закона».

Письмо носит рекомендательный характер, однако уже большинство финансовых учреждений могло убедиться по опыту, что отказ следовать рекомендациям регулятора в последующем приводит к более серьезным мерам, добавляет инвестиционный советник ООО «ПФО Холдинг» Руслан Исмаилов.

При этом эксперты считают, что исполнение содержащихся в информационном письме рекомендаций может существенно усложнить процесс оформления банковских договоров и сделать его громоздким как для клиента, так и для банка.

Кто должен отвечать за безопасность персональных данных

Согласно федеральному закону № 152-ФЗ, кредитная организация является оператором персональных данных и непосредственно несет перед клиентами ответственность за сохранность этих данных.

«Оператор персональных данных вправе поручить обработку данных другому лицу. Это делается на основании договора, в котором должны быть предусмотрены объемы передаваемых сведений, перечень действий с ними и прочее. При этом важно учитывать, что ответственной перед заемщиком за любые действия с личной информацией остается кредитная организация», — разъясняет Сергей Учитель.

Другой вопрос — как доказать, что в утечке данных виноват конкретный банк? «В 2020 году Центробанк заблокировал более 25 тысяч мошеннических телефонных номеров, — отмечает Исмаилов. — Тут мы имеем четкое понимание, что базы для обзвона формируются путем «слива» персональных данных из финансовых учреждений. Из федерального закона № 152-ФЗ следует, что максимальный срок хранения сведений, имеющихся в тех же самых банках, четко не определен, но в основном данные должны храниться на протяжении пяти лет с даты исполнения по ним обязательств или же до момента, когда клиент сам их отзовет».

На вопрос Банки.ру о том, как и кому передаются персональные данные клиентов, СберБанк, МКБ, Россельхозбанк, Газпромбанк и УБРиР ответили, что обрабатывают эти данные в соответствии с положениями федерального закона № 152-ФЗ. Другие опрошенные нами банки воздержались от комментариев.

Юлия КРИВОШЕЕВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

cherrinka
27.08.2021 13:24
Конечно, это несправедливо, особенно по отношению к социально значимому населению», — считает председатель правления потребительского кооператива «Инвестиционный капитал» Андрей Каредин

Социально значимое население - ШТОА??! А у нас есть какое-то социально незначимое население?? Кого он вообще имел в виду?
5

Smartstrah
28.08.2021 15:38
Да ШТО помимо вас грамотеев, есть пенсионеры, инвалиды и др. значимые слои населения.
2

andevav
30.08.2021 11:51
После прочтения статьи стало интересно, а как сами Банки.ру обрабатывают ПДн своих клиентов. Вы удивитесь, но для того чтобы подать заявку на кредит, нужно согласиться с ... офертой Банки.ру

"Я предоставлению Компании1 согласие на обработку Персональных данных, в том числе на передачу третьим лицам, партнерам Компании1. Я согласен с тем, что по поручению Компанию1 обрабатывать мои Персональные данные могут лица, перечень которых размещен на сайте Компании1 по адресу www.banki.ru. Я даю Компании1 согласие на обработку, в том числе на сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), удаление, уничтожение Персональных данных, полученной Компанией1 от третьих лиц, использующих возможности телекоммуникационных сетей связи (в том числе сети «Интернет», мобильных средств связи и прочих современных информационно-технологических средств), включая (но не ограничиваясь): интернет-магазины, социальные сети (веб-сайты, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений и общения в Интернете), мессенджеры (мобильные приложения или веб-сервисы для обмена сообщениями), поисковые системы, телекоммуникационные компании, интернет- провайдеры, операторы сотовой связи, а также иных лиц, которые накапливают в своих информационных системах данные о физических лицах. "

При это я нигде на сайте не нашел перечень этих лиц, чтобы с ним ознакомиться и получить представление о том, кто будет вместе с Банки.ру обрабатывать мои ПДн. Поэтому статья однобокая получилась. Реклама да - боль. Но к сожалению не говорится что в современных реалиях никто не может оказывать полноценную услугу только внутренними силами и для предоставления современного конкурентного цифрового сервиса необходимо участие в нем множества обработчиков.

А король-то голый...
5

Инженер
07.11.2021 22:24
Давно пора менять ситуацию. Только не письмом, а изменением 152-ФЗ, с кучей огромных штрафов, исключив оттуда всех "третьих лиц" как класс.
Например, я пару раз начинал пытаться подключить себе какие-то тиньковские услуги (от карты до ипотеки), но как только дело доходило до ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ опции предоставления моих ПДн третьим лицам, я сразу прерывал попытку: не моё это, стрёмно; да и с фига ли?...
0

Материалы по теме