Как по номеру телефона понять, что звонит мошенник, а не сотрудник банка? Отвечает эксперт

Дата публикации: 22.11.2023 16:30 Обновлено: 06.05.2024 11:07
63 792
Время прочтения: 4 минуты
Как по номеру телефона понять, что звонит мошенник, а не сотрудник банка? Отвечает эксперт

Банки нечасто сами звонят клиентам. Обычно звонки от кредитной организации носят информационный или рекламный характер. Но бывает, что банковские сотрудники связываются с клиентом для разъяснения обстоятельств операции, показавшейся финансовому учреждению подозрительной. Таково требование закона.

Подозрительные операции для обмана своих жертв используют мошенники — от имени банковского работника сообщают о попытке третьих лиц вывести деньги с карты, оплатить покупку или оформить кредит.

Как различить звонки (или СМС) мошенников и сотрудников банка, разобрались вместе с экспертом проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф» Марией Соловиченко.

Признаки мошеннического номера

Сотрудники банка всегда звонят с официального номера — короткого (например, 900, как у Сбербанка, или 1000, как у ВТБ), федерального или начинающегося с 8-800. Если поступил звонок с неизвестного, скрытого номера, это мошенники.

Злоумышленники используют номера, похожие на официальные телефоны банков, например, с разницей в одну цифру. Реже аферисты пользуются технологией подмены номеров — российские сотовые операторы обязаны блокировать звонки с таких телефонов.

Самый простой способ узнать, кто звонит, — это внести номер банка в контакты своего телефона. Когда мошенники позвонят с похожего номера, сохраненное название контакта не отобразится. Вместо этого появится условно +7 900 (если злоумышленники звонят от лица Сбербанка).

Как вариант, во время звонка с неизвестного номера можно вбить его в поисковике и посмотреть, кому он принадлежит. Информация о телефонах, которые используют злоумышленники, довольно быстро появляется на специализированных сайтах с пометкой, что номер небезопасный.

Бывают и специальные приложения-антиспамеры, защищающие в том числе и от мошеннических звонков. В такие программы зашита база контактов, которая регулярно обновляется. При звонке с официального номера на экране смартфона высвечивается информация о компании или ее деятельности (например, финансовые услуги). А при звонке с нежелательного номера на экране появится соответствующее сообщение: мошенники, спам и т. п. Важно! Для скачивания такого приложения используйте официальные источники и обращайте внимание, доступ к какой информации на смартфоне оно запрашивает (как правило, к списку контактов и интернету), предупреждает Соловиченко.

Если поступило СМС

Сообщения о списаниях, пополнениях и прочих операциях со счетом, к которому привязана карта, также приходят с одного-двух официальных номеров банка.

Распознать мошенническое СМС еще проще, чем звонок. Во-первых, регистрируя адрес для рассылки сообщений, злоумышленники намеренно допускают ошибку в названии, которую можно заметить, внимательно приглядевшись к адресату. Это могут быть буквы, поменявшиеся местами, или использованные вместо цифр буквы (например буква О вместо цифры 0). Во-вторых, при подключенном СМС-банке на телефоне формируется внушительная история операций. Сообщения от мошенников приходят в новую переписку.

СМС или push: какие уведомления по карте безопаснее и выгоднее

На что обратить внимание во время звонка

Допустим, вы сняли трубку, когда вам позвонили с незнакомого номера (или номера, похожего на банковский). Вот как следует разговаривать с сотрудником банка (или с человеком, который себя за него выдает).

  1. Зачастую мошенники используют социальную инженерию: под разными предлогами (те же попытки неких третьих лиц похитить деньги) запугивают свою жертву и принуждают к действию. Например, перевести накопления на специальный счет (или безопасный). Сохраняйте бдительность, а главное — не спешите. Повесьте трубку, перезвоните в банк по официальному номеру и уточните, действительно ли кто-то пытается похитить деньги с вашего счета.
  2. Сотрудник банка никогда не просит перевести деньги на безопасный счет, не спрашивает конфиденциальные данные карты, коды из СМС-сообщений, логин и пароль для входа в онлайн-банк. Для идентификации клиента обычно используется кодовое слово или ответ на контрольный вопрос, данные паспорта/карты или номер дома из адреса регистрации (только часть конфиденциальной информации, а не целиком), перечисляет Соловиченко. Если на том конце провода просят эту информацию, вешайте трубку.
  3. Следует знать, что реальный банковский сотрудник ограничен во времени (он должен помочь клиенту, но не старается удержать его на линии принудительно), поэтому не запугивает и не тянет время. «А вот аферист никуда не спешит, нередко ссылается на законодательство и уголовную ответственность. Если происходит давление, собеседник грубит, допускает пренебрежение и его речь грешит ошибками, то это практически гарантированно мошенник», — говорит эксперт.
  4. Банк не сообщает клиенту о чьей-то попытке похитить средства со счета. Если выявлена подозрительная активность, производится блокировка карты и/или операций по счету. Именно такую информацию могут сообщить клиенту, а также запросить у него документы, подтверждающие совершение подозрительной операции.
Какие данные карты можно давать посторонним, а какие — нельзя

Как уберечься от телефонных мошенников: кратко

  • Сохраните номер банка в телефонной книге.
  • Внимательно изучайте адрес отправителя СМС-сообщения якобы от лица банка — нет ли там опечатки.
  • Сообщения от мошенников приходят в новую переписку.
  • Если вам позвонили из банка и сообщили о несанкционированной, сомнительной или подозрительной операции, которую вы не совершали, повесьте трубку и перезвоните в финансовую организацию по официальному номеру.
  • Никому не называйте конфиденциальные данные карты: CVC-код, ПИН-код, логин и пароль для входа в онлайн-банк, код из СМС-сообщения. Если вы все-таки сообщили эту информацию третьим лицам, карту нужно немедленно заблокировать. А если мошенники успеют похитить с нее деньги, банк с высокой долей вероятности не компенсирует потерю.
  • Не устанавливайте программы удаленного доступа на смартфон или компьютер с доступом к онлайн-банку.

На Банки.ру можно оформить дебетовую карту с накопительным счетом до 13% годовых, кредитку с грейс-периодом до 1 100 дней, карту с рассрочкой, посмотреть условия по потребительским кредитам и ипотеке, а также выбрать вклад.

 

Топ 3 дебетовых карт
Читать в Telegram
telegram icon

Горячая линия

Логотип "ВТБ" Мамедова Ольга

Мамедова Ольга

руководитель Департамента по работе с обращениями клиентов -...
Логотип "Сбербанка" Александрова Мария

Александрова Мария

Эксперт службы заботы о клиентах

Банки.ру+

Материалы по теме