«Банк перепутал меня с покойником и заблокировал все счета»: как такое возможно и что делать

Дата публикации: 25.05.2024 00:01
2 634
Время прочтения: 3 минуты
«Банк перепутал меня с покойником и заблокировал все счета»: как такое возможно и что делать

В случае смерти клиента банк блокирует его банковские карты и привязанные к ним счета. Дело в том, что деньги на счете карты наследуются так же, как и любое другое имущество. Блокировка — это страховка, что средствами не воспользуются люди, не имеющие права на наследство. 

Пользовательницу Народного рейтинга Банки.ру банк перепутал с умершим человеком и заблокировал все ее счета. Разобрали эту ситуацию. 

Как банк узнает о смерти клиента и как происходит блокировка счетов

Раньше информация о смерти клиента поступала в банк не быстро — от нотариуса или наследников. Средствами умершего могли пользоваться люди, не имеющие права на наследство, если у них был доступ к счету покойного (банковская карта или доступ к онлайн-банку), в том числе мошенники. 

В прошлом году вступил в силу закон, по которому налоговая в онлайн-режиме может обмениваться данными с ЗАГСами. Теперь банки оперативно получают сведения о смерти клиентов. 

Вот как организован этот процесс: сначала сведения о смерти поступают в ЗАГС, затем передаются в ФНС для снятия умершего с налогового учета. В течение двух рабочих дней с момента снятия с учета налоговая обязана уведомить о смерти гражданина финансовые организации, говорит эксперт проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф» Ольга Дайнеко. У налоговых органов есть информация о имеющихся счетах умершего и о банках, в которых они открыты, добавляет она.

На основании полученных от налогового органа сведений о снятии физического лица с учета в налоговых органах в связи со смертью финансовое учреждение обязано прекратить исполнение распоряжений о перечислении и выдаче средств со счета клиента. Иными словами, все операции по карте блокируются. 

Почему банк может заблокировать счета живого человека

Счета могут быть заблокированы по ошибке — из-за человеческого фактора или технического сбоя. «Чаще всего подобные ситуации происходят, когда данные умершего и его тезки очень похожи не только по Ф. И. О., но и по другим регистрационным данным. Также виновником ошибочной блокировки может быть сам банк, если произвел блокировку без сверки всех полученных от ФНС сведений об умершем или иной причине», — объясняет Дайнеко.

Чтобы не оказаться без средств к существованию в результате ошибочной блокировки, рекомендуем пользоваться картами разных банков.

Кстати, перепутать людей могут не только банки: вот история, как специалист по социально-экономическому контенту Банки.ру Салават Юсупов получил судебный приказ о взыскании чужого долга за коммунальные услуги. 

Что делать, если банк по ошибке заблокировал счет

В случае ошибочной блокировки нужно обратиться в банк с заявлением (о снятии ограничений с счетов/вкладов) и документами, удостоверяющими личность. 

Если финансовая организация бездействует, необоснованно затягивает сроки ограничений по счету, необходимо подать жалобу в Банк России (через интернет-приемную на сайте ЦБ). 

Также рекомендуем оставить отзыв в Народном рейтинге Банки.ру. 

Оставить отзыв на банк

Важно! В случае незаконной блокировки и бездействия банка можно обратиться в суд и компенсировать моральный ущерб и материальные убытки, связанные с ошибкой финансовой организации. 

Как быстро банк разблокирует счет

В случае технической ошибки в банке восстановление доступа к счету после идентификации клиента занимает не более трех дней, говорит Дайнеко. 

Однако если блокировка произошла из-за некорректных данных, полученных финансовой организацией от ФНС или органов ЗАГСа, процедура может затянуться. 

 

Топ 3 дебетовых карт
Читать в Telegram
telegram icon

Горячая линия

Логотип "Совкомбанка" Спиридонова Маргарита

Спиридонова Маргарита

начальник управления клиентского настроения Совкомбанка
Логотип "Совкомбанка" Шагушина Оксана

Шагушина Оксана

Начальник управления публичного сервиса Департамента Клиентс...
Логотип "ВТБ" Мамедова Ольга

Мамедова Ольга

руководитель Департамента по работе с обращениями клиентов -...
Логотип "Альфа-Банка" Лилипео Татьяна

Лилипео Татьяна

Руководитель поддержки в соцмедиа

Материалы по теме