В случае смерти клиента банк блокирует его банковские карты и привязанные к ним счета. Дело в том, что деньги на счете карты наследуются так же, как и любое другое имущество. Блокировка — это страховка, что средствами не воспользуются люди, не имеющие права на наследство.
Пользовательницу Народного рейтинга Банки.ру банк перепутал с умершим человеком и заблокировал все ее счета. Разобрали эту ситуацию.
Как банк узнает о смерти клиента и как происходит блокировка счетов
Раньше информация о смерти клиента поступала в банк не быстро — от нотариуса или наследников. Средствами умершего могли пользоваться люди, не имеющие права на наследство, если у них был доступ к счету покойного (банковская карта или доступ к онлайн-банку), в том числе мошенники.
В прошлом году вступил в силу закон, по которому налоговая в онлайн-режиме может обмениваться данными с ЗАГСами. Теперь банки оперативно получают сведения о смерти клиентов.
Вот как организован этот процесс: сначала сведения о смерти поступают в ЗАГС, затем передаются в ФНС для снятия умершего с налогового учета. В течение двух рабочих дней с момента снятия с учета налоговая обязана уведомить о смерти гражданина финансовые организации, говорит эксперт проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф» Ольга Дайнеко. У налоговых органов есть информация о имеющихся счетах умершего и о банках, в которых они открыты, добавляет она.
На основании полученных от налогового органа сведений о снятии физического лица с учета в налоговых органах в связи со смертью финансовое учреждение обязано прекратить исполнение распоряжений о перечислении и выдаче средств со счета клиента. Иными словами, все операции по карте блокируются.
Почему банк может заблокировать счета живого человека
Счета могут быть заблокированы по ошибке — из-за человеческого фактора или технического сбоя. «Чаще всего подобные ситуации происходят, когда данные умершего и его тезки очень похожи не только по Ф. И. О., но и по другим регистрационным данным. Также виновником ошибочной блокировки может быть сам банк, если произвел блокировку без сверки всех полученных от ФНС сведений об умершем или иной причине», — объясняет Дайнеко.
Чтобы не оказаться без средств к существованию в результате ошибочной блокировки, рекомендуем пользоваться картами разных банков.
Вот несколько карт с бесплатным обслуживанием и кэшбэком за покупки:
- «Альфа-Карта» от Альфа-Банка
- «Дебетовая карта с кэшбэком» от Совкомбанка
- «Умная карта Мир» от Газпромбанка
- «My life» от Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР)
Кстати, перепутать людей могут не только банки: вот история, как специалист по социально-экономическому контенту Банки.ру Салават Юсупов получил судебный приказ о взыскании чужого долга за коммунальные услуги.
Что делать, если банк по ошибке заблокировал счет
В случае ошибочной блокировки нужно обратиться в банк с заявлением (о снятии ограничений с счетов/вкладов) и документами, удостоверяющими личность.
Если финансовая организация бездействует, необоснованно затягивает сроки ограничений по счету, необходимо подать жалобу в Банк России (через интернет-приемную на сайте ЦБ).
Также рекомендуем оставить отзыв в Народном рейтинге Банки.ру.
Важно! В случае незаконной блокировки и бездействия банка можно обратиться в суд и компенсировать моральный ущерб и материальные убытки, связанные с ошибкой финансовой организации.
Как быстро банк разблокирует счет
В случае технической ошибки в банке восстановление доступа к счету после идентификации клиента занимает не более трех дней, говорит Дайнеко.
Однако если блокировка произошла из-за некорректных данных, полученных финансовой организацией от ФНС или органов ЗАГСа, процедура может затянуться.
Топ 3 дебетовых карт