По данным Минпромторга, на ноябрь 2024 года до 84% россиян пользуются услугами маркетплейсов. А еще несколько лет назад, в допандемийном 2019 году, покупать товары онлайн решалось лишь 42% жителей страны, об этом говорится в исследовании «Яндекс.Маркета» и агентства GfK Rus.
Развитие больших торговых онлайн-площадок, действительно, идет огромными темпами. По данным исследования i-Media, маркетплейс Wildberries по итогам 2022 года увеличил свой оборот на 98% по сравнению с предыдущим годом. А в 2023-м площадка выросла еще на 69,8% — оборот составил 2,5 трлн рублей. В 2020-м оборот Ozon вырос на 140% по сравнению с 2019 годом. В 2023-м его торговый оборот достиг 1,75 трлн рублей.
Приток покупателей, продавцов, рост оборотов и прибылей на маркетплейсах не могут не привлечь мошенников, которые всегда играют на слабостях людей, на их страхе потерять деньги или упустить выгоду. В этой статье расскажем о популярных способах мошенничества на WB, Ozon и других маркетплейсах.
Доставка товаров из ПВЗ
Вам звонят из пункта выдачи заказов, предлагают доставить товары на дом. Схема мошенничества:
- В процессе оформления доставки мошенники просят назвать ваш СНИЛС, ИНН, номер паспорта. Иногда — СМС-код из сообщения. Бывает, что этот код нужно называть даже не оператору, а роботу. Таким образом злоумышленники усыпляют бдительность, вам кажется, что никто посторонний код не узнает.
- После этого звонка может произойти взлом аккаунта на «Госуслугах». Но это случается не всегда.
Обратите внимание, что с помощью аккаунта на «Госуслугах» можно подтвердить личность и получить кредит на ваше имя, запросить и получить за вас налоговый вычет, использовать ваши личные данные для других схем мошенничества. Подробнее читайте на Банки.ру. - Поступает следующий звонок — якобы из правоохранительных органов. Собеседник сообщает о взломе аккаунта на «Госуслугах» (причем этот взлом может и не происходить в реальности).
- Собеседник оказывает давление, сообщает, что мошенники получили доступ к вашим банковским счетам и возможность оформить кредиты на ваше имя. Он предлагает перевести деньги на «безопасный счет».
- Жертва мошенников выполняет их требования, полагая, что таким образом защитит свои деньги. На самом деле никаких безопасных счетов не существует — деньги отправляются мошенникам, и банк не возместит потерю, не отменит операцию, даже когда жертва понимает, что ее обманули.
Как защититься: тут все просто — если вы пользуетесь доставкой покупок, оформляйте ее самостоятельно на сайте или в приложении маркетплейса.
«Есть стоп-слова, которые сигнализируют о том, что перед вами мошенники. Это ”безопасный счёт”, “сообщите код из СМС / данные карты / паспорта / СНИЛС”, “ФСБ, “МВД”, “Центральный банк”. Лучшее, что можно сделать, оказавшись в такой ситуации, это без промедления прервать общение — повесить трубку и заблокировать входящий номер», – рекомендует эксперт проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф» Мария Иваткина.
Фишинговые рассылки
Вам приходит письмо от маркетплейса, где рассказывается о привлекательных акциях на товары. Схема мошенничества:
- Письмо и рекламу сложно отличить от обычной рассылки.
- Вы нажимаете на ссылку и попадаете на фишинговый сайт (поддельный сайт, адрес которого очень похож на настоящий, мошенники побуждают оставить на этом сайте данные банковской карты или личные данные, с их помощью крадут деньги с ваших карт).
- Делаете там покупки и открываете данные своей банковской карты, думая, что оформляете покупку.
Как защититься:
- Проверяйте ссылки из писем на предмет фишинга или вирусов. МВД РФ рекомендует использовать сервис Virustotal.
- Все акции проверяйте на сайте маркетплейса, самостоятельно введя его адрес в браузере или в мобильном приложении.
МПКАрт 2.0
Крупный выигрыш
Вам приходит письмо или сообщение, где говорится, что вы стали победителем в розыгрыше призов от маркетплейса или его партнеров.
Схема мошенничества:
- Мошенники делают рассылки сообщений, куда вшиты ссылки на поддельный сайт маркетплейса или сайт партнера по акции.
- Вы авторизуетесь на этом сайте, раскрывая данные своего личного кабинета на маркетплейсе.
- Мошенники получают доступ к покупкам, которые оплачивают вашими картами, привязанными к кабинету.
- Второй вариант: мошенники получают доступ к вашим личным данным, после чего могут взломать аккаунт на «Госуслугах» или получить данные банковской карты.
Как защититься:
- Не переходите по подозрительным ссылкам из писем или сообщений в мессенджерах.
- Все розыгрыши и акции нужно подтверждать в службе поддержки маркетплейса. Если вы действительно стали победителем розыгрыша — вам сообщат в личном кабинете маркетплейса.
- Связывайтесь со службой поддержки только через сайт или приложение маркетплейса.
Поддельные продавцы
Вы на официальном сайте маркетплейса покупаете и оплачиваете товар, но в ПВЗ вам говорят, что такого заказа не было. Схема мошенничества:
- Преступники взламывают реальные аккаунты продавцов на маркетплейсах.
- Сильно снижают цены, таким образом привлекая покупателей.
- Получают плату за товары и исчезают.
Как защититься:
- В личном кабинете маркетплейса выставьте оплату товаров при получении.
- С подозрением относитесь к товарам со значительно сниженными ценами — никто не станет торговать себе в убыток, к тому же продавцы должны платить комиссию торговой площадке.
- Если возникли подозрения — пишите в поддержку.
Страницы-однодневки
Вы покупаете товар на маркетплейсе, а после заказа продавец просит обсудить детали покупки в мессенджере. После чего вам сообщают, что по каким-то причинам не могут доставить товар, и просят переоформить заказ.
Схема мошенничества:
- Мошенники создают на маркетплейсах страницы-однодневки с привлекательными ценами.
- Злоумышленники переводят покупателей в сторонние мессенджеры и там присылают фейковые ссылки на товар и просят данные для оплаты.
- После получения денег мошенники удаляют переписку.
- В результате жертва не только платит деньги и не получает товар, но и раскрывает данные своей карты.
Как защититься:
- Никогда не переходите в сторонние приложения. Пока вы находитесь на сайте маркетплейса, он защищает ваши операции и в случае чего есть кому предъявлять претензии.
- Если продавец начинает выставлять дополнительные условия, лучше отказаться от покупки.
Взлом аккаунтов покупателей
Вы ничего не делаете, но с вашей карты вдруг начинают списываться деньги за покупки на маркетплейсе.
Схема мошенничества:
- Мошенники взламывают аккаунты покупателей на маркетплейсах, такое возможно, если вы установили слишком простой пароль, который используете на всех сервисах. Или скомпрометировали свои данные, к примеру, пройдя по фишинговой ссылке.
- Злоумышленники заранее создают на маркетплейсе фейковые магазины.
- С банковских карт, привязанных к личным кабинетам пользователей, оплачивают покупки в этих магазинах на максимально доступные без подтверждения суммы.
Как защититься:
- Не привязывайте к личному кабинету банковскую карту, при покупке вводите данные вручную.
- Можно оформить виртуальную карту специально для онлайн-покупок. Ее можно пополнять на сумму покупки. В таком случае похитить крупную сумму у мошенников не получится. Здесь можно подобрать виртуальную карту с бесплатным обслуживанием.
- Если привязки карты не избежать, заблокируйте операции в интернете по ней, открывайте их только при покупках.
- На карту, которую вы привязали к кабинету на маркетплейсе, установите лимиты на онлайн-покупки.
- По возможности оплачивайте товары только при получении.
Срок хранения заказа
В пункте выдачи маркетплейса заказ хранится около двух недель. Мошенники могут позвонить от лица маркетплейса и сообщить об окончании срока бесплатного хранения заказа.
Схема мошенничества:
- Мошенник предлагает покупателю отменить заказ, чтобы избежать платы за хранение. Для этого нужно продиктовать код подтверждения из СМС.
- Если передать код собеседнику, он получит доступ к вашему аккаунту на «Госуслугах».
Как защититься:
- Обращайтесь в службу поддержки маркетплейса самостоятельно на сайте или в приложении. Всю информацию о хранении уточняйте там.
- На называйте никому коды из СМС.
«Помните: сотрудники маркетплейсов не звонят по личным номерам и не связываются в мессенджерах для уточнения информации (полные банковские реквизиты, СНИЛС или ИНН). Они также не будут просить коды, пришедшие в СМС, и пароли из пуш-уведомлений. Уточнение адреса доставки происходит исключительно через личный кабинет или официальное приложение платформы. Если возникли даже малейшие сомнения, немедленно прекратите общение, а все вопросы решайте только через официальную поддержку маркетплейса в чате на сайте или в приложении», — советует эксперт проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф» Мария Иваткина.
Эксперт-аналитик Банки.ру Эряния Бочкина перечислила базовые правила безопасности:
«Если во время разговора у вас возникло ощущение, что звонит мошенник, самым верным действием будет завершить звонок. Лучше не пытаться выяснить, каким образом ваши данные попали к мошенникам, или пытаться “подыгрывать” им: поскольку злоумышленники используют методы социальной инженерии, можно незаметно для себя попасться на их удочку.
Для того, чтобы ограничить поступление таких звонков, можно установить специальное приложение или подключить опцию защиты от спама у оператора связи или в банковском приложении».