С повышением тарифов на коммунальные услуги потребители стали внимательнее относиться к этим расходам. Люди оспаривают начисления за свет, воду, содержание дома, неоказанные услуги, незаконные тарифы и завышенные пени. И часто добиваются справедливости. Собрали четыре случая спора с коммунальщиками, когда Верховный суд вставал на сторону потребителей.
УК насчитала пеней больше, чем самого долга
В Подольске управляющая компания потребовала от семьи нанимателей по соцнайму погасить 55 тысяч рублей долга за ЖКУ и еще 77 тысяч рублей — за просрочку платежа. То есть сумма пеней оказалась почти в полтора раза больше самой задолженности. Потребители утверждали, что долг уже погашен, что УК запуталась при расчете долга и часть начислений вообще ошибочна.
Верховный суд отменил все решения и указал, что:
- истец несколько раз менял размер долга за один и тот же период;
- расчет пеней необходимо перепроверить, поскольку с 26 марта 2022 года действовало Постановление Правительства РФ № 474, которое вводило особый порядок расчета пеней за просрочку оплаты ЖКУ. Их рассчитывали исходя из минимального значения ключевой ставки ЦБ — между ставкой на 27 февраля 2022 года (9,5%) и ставкой на день фактической оплаты.
Важно! Постановление, которое ограничивало рост пеней сейчас не действует: с 2025 года снова полностью применяются нормы ЖК РФ, по которым пени за просрочку оплаты ЖКУ рассчитываются исходя из ключевой ставки Банка России, действующей на день фактической оплаты. Если требуется быстро закрыть задолженность, выбирайте только прозрачные условия. На Банки.ру можно подобрать займы без скрытых условий.
Подберите предложение МФО без переплат
Нарушение пломбы — не повод для обвинения потребителя в хищении
Собственник дачного участка в Липецкой области заключил договор с сетевой компанией на электроснабжение. Сетевики установили счетчик, но не в доме, а за границей участка на трубостоке. Через два года счетчик проверили, и оказалось, что сработал индикатор антимагнитной пломбы. Сетевики предположили, что потребитель воздействовал на счетчик, поэтому пересчитали ему тариф и применили повышающий коэффициент. В итоге запросили почти 17 тысяч рублей за электричество. Собственник утверждал, что к счетчику доступа не имел, а кроме того, раньше отправлял заявку на бесплатную замену прибора, потому что истек срок.
Верховный суд встал на сторону потребителя и определил, что:
- сработавшая пломба не означает, что потребитель в этом виноват,
- если счетчик стоит на улице, риск случайного воздействия выше и сетевая компания должна доказать, что был умысел со стороны клиента;
- применять повышающий коэффициент после истечения срока замены счетчика нельзя.
Поверка показала, что счетчики исправны, но УК не захотела делать перерасчет
Жительница Санкт-Петербурга несколько лет платила за воду по нормативу, потому что не передавала показания счетчиков. Когда в 2021 году она наконец провела поверку, оказалось, что оба прибора учета исправны, пломбы целы, никаких замен не было. Тогда женщина потребовала от управляющей компании перерасчет за весь период, когда начисления шли по нормативу, ведь исправность счетчиков подтверждена. Но районный суд, а затем апелляция и кассация заявили, что раз межповерочный интервал был якобы просрочен, перерасчет невозможен, и отказали ей во встречном иске.
Верховный суд встал на сторону потребителя и определил, что:
- запрета пересчитать начисления после поверки нет;
- если прибор работал исправно — расчет по нормативу неправомерен.
Важно! Если счетчик оказался исправным при поздней поверке, вы имеете право на перерасчет за весь период начислений по нормативу — даже если поверка была просрочена или показания долго не передавались.
Потребитель отказался платить за консьерж-сервис и ремонты, которых не было, но УК продолжала присылать счета
В Москве управляющая компания требовала от собственника квартиры почти 54 тысячи рублей за содержание и ремонт дома. Мужчина отказался платить и подал встречный иск: тариф, по которому УК делала начисления, был утвержден протоколом общего собрания, который позже признали недействительным. Кроме того, по его словам, часть работ по содержанию дома фактически не выполнялась. Суды поддержали управляющую компанию, ведь она управляла домом, значит, потребители обязаны оплачивать ее услуги.
Верховный суд встал на сторону собственника и указал, что:
- тариф устанавливается в результате голосования на общем собрании. Если голосование не состоялось или итоги собрания признаны недействительными, то нельзя использовать тот тариф для расчета платежей;
- платежка от УК не является доказательством услуг — нужно проверять, действительно ли услуги по содержанию дома оказывались.
Важно! Если управляющая компания начисляет плату, опираясь на недействительное решение общего собрания или не доказывает фактическое оказание услуг, собственник вправе требовать перерасчета.
Главное: как подготовиться к спору с коммунальщиками
Если у вас похожая ситуация, то, исходя из решений Верховного суда, у вас есть шанс оспорить платежи, которые вам выставляют коммунальщики. Описали общий алгоритм действий, который можно адаптировать для конкретной ситуации.
Шаг 1. Собрать документы. Нужны договоры с коммунальной компанией, квитанции оплаты, акты сверки, фото показаний счетчиков, акт поверки.
Шаг 2. Зафиксировать нарушение. Это можно сделать разными способами: составить акт в присутствии представителей УК, сделать фото или видео с указанием даты.
Шаг 3. Направить претензию в коммунальную компанию. Обязательно сошлитесь на практику Верховного суда, это может помочь решить дело без суда.
Шаг 4. Подать в суд. На этом этапе стоит привлечь юриста для грамотного составления иска и представления ваших интересов в суде.
Расскажите, как снижаете расходы на коммунальных услугах
Оформите бесплатную кредитную карту с кэшбэком и грейс-периодом от 100 дней

