Телефон вместо денег
Фото: Youhtc.ru

Сотовый оператор МТС планирует приступить к выпуску SIM-карт с NFC-чипом, привязанных к банковским счетам клиентов. Участники рынка положительно оценили решение, которое появится в России впервые, однако считают, что главный вопрос — в развитии инфраструктуры и увеличении доли карточных платежей.

МТС-Банк (ранее МБРР) вчера представил новую стратегию своего развития под брендом одного из крупнейших в России сотовых операторов. Как сообщил председатель правления банка Андрей Шляховой, банк будет активно развивать розницу и современные технологии, стремясь к тому, чтобы клиенты имели доступ к своим счетам через Интернет и с помощью мобильного телефона. В числе новинок, которые будут выведены на розничный рынок, — SIM-карты сотового оператора МТС с технологией бесконтактных платежей MasterCard PayPass, привязанных к счетам клиентов в этом банке. Оплата при помощи телефона будет осуществляться благодаря встроенному NFC-чипу. Планируется, что такие карты увидят свет во II квартале текущего года. Как отмечают участники банковского рынка, подобных решений в России пока нет.

Представители МТС и МТС-Банка не сообщили, сколько обновленных SIM-карт будет выпущено до конца года. Однако сотовый оператор планирует оснащать инфраструктурой по обслуживанию бесконтактных платежей свои точки продаж. Директор департамента финансовых услуг МТС Дмитрий Панфилов также напомнил, что осенью прошлого года на форуме Rusnanotech 2011 сотовый оператор и международная платежная система MasterCard подписали соглашение о развитии в России бесконтактных платежей на основе NFC. В рамках этого соглашения MasterCard способствует созданию инфраструктуры для того, чтобы благодаря высоким технологиям платить за товары или услуги можно было, просто поднеся к терминалу банковскую карту или мобильный телефон.

Инфраструктура постепенно начинает проявляться. Согласно информации MasterCard, сегодня расплатиться бесконтактно можно в 37 странах мира. Осуществлять подобные платежи стало возможно и кое-где в России — например, в сети аптек «120 на 80», ресторанах Subway, при покупке билетов на аэроэкспресс, в ГУМе, на автозаправках «Сургутнефтегаз» в ряде российских регионов и так далее. В платежной системе говорят, что не собираются останавливаться на достигнутом.

«Мы бы хотели, чтобы каждый клиент МТС имел SIM-карту с NFC, — отметил на пресс-конференции Панфилов. — Будем смотреть: сколько таких карт будет востребовано, столько и выпустим». Согласно материалам сотового оператора, количество действующих абонентов сети на сегодня составляет более 70 млн человек.

До сих пор технология NFC применялась в некоторых моделях мобильных телефонов, количество которых было ограничено, а развитие инфраструктуры в России вообще было под большим вопросом. Теперь же инновация будет использоваться в SIM-картах, которые можно установить в любой сотовый телефон. «С NFC-телефонами не все так просто, — говорит председатель совета Ассоциации электронных денег Виктор Достов. — Не дождавшись NFC-SWP-айфона или иных массовых телефонов, участники рынка стали делать другие решения — модули на SIM-карте, на переходниках к SIM-картам, на картах памяти и так далее. Это размывание модели может дискредитировать саму идею, и мы видим некоторое падение делового интереса к NFC-телефонам и выход крупных интересантов, например PayPal».

Некоторые участники банковского рынка считают сотрудничество с сотовыми операторами в данном направлении взаимовыгодным. «Нам интересны проекты, связанные с NFC, в том числе с выпуском SIM-карт, поскольку это позволит как банку, так и мобильному оператору поработать с клиентскими базами друг друга, — пояснил член правления, руководитель дирекции обслуживания физических лиц Райффайзенбанка Андрей Степаненко. — Совсем не принципиально, чтобы мобильный оператор и банк были аффилированы».

Заместитель руководителя блока «Электронный бизнес» Альфа-Банка Олег Зайцевский отмечает, что Альфа-Банк и «Билайн» проводят ряд пилотных проектов по использованию NFC-технологий. «О промышленном использовании данной технологии говорить пока рано, решение будет приниматься по результатам пилотных проектов», — сообщил он.

Несколько иного мнения придерживаются в ВТБ 24. «Мобильный телефон, возможно, для кого-то действительно окажется более удобной формой для подобных платежей, чем банковская карта, — говорит начальник управления пластиковых карт банка Александр Бородкин. — Но вопрос в инфраструктуре приема. Будет инфраструктура — будет востребованность. Не будет ее — не будет и спроса». Бородкин указывает, что ВТБ 24 готов к внедрению подобных технологий, но считает, что внедрять их целесообразно только в рамках конкретного бизнес-кейса, где будет востребованность такого типа платежей.

Надо отметить, что представители рынка сотовых операторов не единодушны в отношении к идее связать напрямую банковскую карту и «симку». «Мы тестируем разные технологии, в том числе и SIM-карты со встроенным чипом NFC, — рассказали в «Билайне». — Но для популяризации NFC надо опираться на популярные среди населения услуги. Платежи по банковским картам пока таковыми считаться не могут, они вызывают у населения опасения. Проще продвигать и популяризировать технологию бесконтактных платежей при оплате транспорта, а затем можно и банковские карты эмулировать».

По экспертным прогнозам, бум NFC в России случится совсем скоро, в 2013—2014 годах. При этом, как полагают участники рынка, все будет зависеть от внешней конъюнктуры. Бородкин, например, уверен, что развитие или модернизация любой инфраструктуры — это значимые инвестиции. «На 2012 год есть несколько прогнозов, и они очень сильно различаются. Если этот год пройдет примерно так же, как прошлый, — бум рынка, значимый прирост банковских карт и так далее, то вполне возможно, что банки примут решение инвестировать в развитие инфраструктуры, — рассуждает он. — Причем инновационной инфраструктуры, в которой нет быстрого возврата денег. Если же прогноз развития года пойдет по негативному сценарию, тогда никаких «длинных» инвестиций не будет».

Вместе с тем участники банковского рынка не скрывают, что им было бы интересно сотрудничать с крупными сотовыми операторами и в других областях. Так, начальник отдела инноваций и развития работы с клиентскими сегментами Нордеа Банка Максим Чубак считает, что многочисленные точки продаж мобильных сетей могут в перспективе стать площадками для реализации банковских продуктов и услуг для обширной клиентской базы потенциальных потребителей. Банки, в свою очередь, могут предложить операторам связи свои финансовые сервисы: системы интернет-банкинга с возможностью оплаты мобильной связи, банковские карты, кредитные продукты.

«В случае с банковскими картами значительный потенциал имеют кобрендовые проекты с накопительными программами, позволяющими собирать баллы для оплаты связи, или реализованной функцией cash-back, — говорит Чубак. — А в условиях высоких цен на наиболее модные и технологичные гаджеты стабильным спросом могут пользоваться кредитные продукты на малые суммы, позволяющие оперативно оформить совершаемую импульсивно покупку в счет кредита».

Председатель правления банка «Ренессанс Кредит» Алексей Левченко добавляет, что мобильные операторы не только обладают обширной клиентской базой, но и прекрасно понимают профиль своих абонентов. Таким образом, партнерство с мобильным оператором позволит банку использовать эффект синергии в более точном и целенаправленном предложении финансовых сервисов, а также обеспечить широкий доступ к финансовым услугам в любом уголке России. Даже там, где никогда не было и вряд ли будут офисы банков.

«Мы наблюдаем формирование такого тренда, направленного на сотрудничество банков и мобильных операторов, которое пока выражается в создании кобрендовых карт», — подчеркивает Левченко.

Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Татьяна АЛЕШКИНА, Леонид ЧУРИКОВ, Banki.ru