Затухание розничного кредитования повлияло не только на ландшафт банковского сектора, но и на бизнес бюро кредитных историй. Портал Банки.ру выяснял, как БКИ приспосабливаются к новой экономической реальности.
У ведущих бюро кредитных историй – НБКИ, ОКБ и «Эквифакса» за первые восемь месяцев этого года наблюдается заметное снижение динамики запросов заявок от банков на кредитные истории граждан (см. графики). «2014 год не отличается фантастическим ростом запросов в БКИ. Ситуация стабильная от месяца к месяцу в течение всего периода от начала года», – подтверждает генеральный директор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин.
Как показывают графики, в 2013 году рост количества запросов был куда более динамичным. В 2013-м замедлились темпы выдачи, но произошло увеличение количества обращений в бюро кредитных историй – банки стали более тщательно проверять каждую кредитную заявку, по нескольку раз запрашивая кредитную историю заемщика, отмечает Олег Лагуткин. Одна из причин замедления динамики запросов от банков в 2014 году – общий спад на рынке розничного кредитования, признает заместитель генерального директора ОКБ Николай Мясников.
«Снижение количества запросов от банков связано не только с сокращением кредитования, но и с концентрацией на собственных действующих клиентских базах», – говорит управляющий директор по розничным продуктам и сегментам Промсвязьбанка Евгений Лапин. По словам заместителя директора департамента рисков Банка Москвы Ириной Горловой, также свое влияние оказало ужесточение требований к заемщикам. В частности, более строгими стали минимальные требования, такие как уровень дохода, внутренняя кредитная история.
«Снижение числа запросов в бюро за первые восемь месяцев 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года может быть связано с уменьшением количества заявок на кредит, которые получают банки», – говорит начальник управления риск-менеджмента физических лиц Райффайзенбанка Станислав Тывес. Тенденцию к снижению потока заявок отмечают многие кредитные организации.
Косвенно снижение запросов в БКИ можно связать с ужесточением кредитной политики. В результате заявки от части клиентов банки просто перестали принимать, добавляет Станислав Тывес. Причиной может служить и оптимизация затрат банков, выраженная в изменении порядка запросов в БКИ, полагает начальник управления кредитного процесса Нордеа Банка Абдулло Ахадов. Нужно также отметить, что в банки сейчас приходят клиенты с изначально недостаточным уровнем дохода для оформления кредита.
Если рассматривать, как обстоят дела с динамикой запросов в БКИ в отдельно взятых банках, то получается пестрая картина. Многое зависит от проводимых в банках различного рода специальных акций. Так, в Райффайзенбанке за восемь месяцев 2014 года по сравнению с восемью месяцами 2013-го произошло снижение запросов на 16%, в то время как за аналогичный период прошлого года был рост в размере 56%. «Снижение в 2014 году для нашего банка может объясняться тем, что весной прошлого года проводилась маркетинговая кампания по потребительским кредитам, в рамках которой предлагались потребкредиты по сниженной процентной ставке. В текущем году аналогичных акций не было», – сообщил Станислав Тывес из Райффайзенбанка.
В Банке Москвы спада количества заявок нет, есть лишь замедление роста. «За первые восемь месяцев 2013 года количество запросов выросло более чем в два раза, а за первые восемь месяцев 2014 года – в полтора раза по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет», – приводит статистику заместитель директора департамента рисков кредитной организации Ирина Горлова. В Абсолют Банке и в Промсвязьбанке объем запросов в 2014 году по сравнению с 2013-м не изменился.
«Мы понимаем, что рост запросов со стороны кредиторов не будет происходить постоянно и когда-нибудь стабилизируется на определенных значениях, достигнет насыщения», – признает Алексей Волков из Национального бюро кредитных историй. Такая ситуация на рынке влияет и на прибыль БКИ. «В 2013 году чистая прибыль бюро увеличилась более чем в два раза по сравнению с 2012-м, в этом же году мы ожидаем рост доходов примерно на 40% по сравнению с 2013 годом», – говорит Николай Мясников из ОКБ.
Замедление темпов роста розничного кредитования заставляет бюро кредитных историй уделять повышенное внимание диверсификации бизнеса. «Мы фокусируемся не только на продаже кредитных отчетов, но и на разработке комплексных сервисов и решений, которые помогают банкам и МФО более эффективно управлять существующим кредитным портфелем, собирать просроченную задолженность и бороться с мошенничеством», – говорит Мясников.
«Выручка НБКИ в последние годы растет, но прибыль формируется прежде всего за счет создания и дистрибуции сложных аналитических и технологических решений по управлению рисками. Все эти новации востребованы кредитным рынком и формируют все большую долю выручки НБКИ по сравнению с обычным предоставлением кредитных отчетов», – заключает Алексей Волков.
Юлия ТИТОВА, Banki.ru
Комментарии
На первом графике видно, что, например, в январе 2014 года запросов было на 20% больше, чем в январе 2013 года - т.е. рост есть. Только в августе запросов стало меньше, чем в августе 2013 года.
Тогда почему пишете «Снижение числа запросов в бюро за первые восемь месяцев 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года может быть связано с уменьшением количества заявок на кредит, которые получают банки», если по цифрам никакого снижения числа запросов не было, а был рост (ну да, не настолько динамичный, как в прошлом году, но РОСТ!
Таблица 2 - это вообще что? Где название таблицы, где единицы измерения? Как она соотносится с графиком 1?
Увольте своих аналитиков и найдите профессионалов, которые не только цифры умеют рисовать, но и ПРАВИЛЬНО анализировать то, что нарисовали.
Написано под таблицей - "Динамика запросов в НБКИ"
Единицы измерения - проценты. Подозреваю, что расчёт такой же как и в первой таблице - по сравнению с аналогичным периодом год назад.
Скорее всего никак. Первый график это "Динамика запросов в ОКБ", а таблица это "Динамика запросов в НБКИ".