«Мы для себя решили отказаться от любых кобрендов с любыми платежными системами»

«Мы для себя решили отказаться от любых кобрендов с любыми платежными системами»

Юлия Деменюк
старший вице-президент, заместитель руководителя департамента розничных продуктов ВТБ
4089

Сколько карт «Мир» выдаст ВТБ в 2019 году? Какие дополнительные скидки предложит банк своим «мировым» клиентам? Что россияне оплачивают телефонами?

— Согласно рейтингу Банки.ру, ВТБ занимает вторую строчку по количеству эмитированных карт «Мир» в России в 2018 году. За счет чего вы достигли таких результатов и планируете ли развивать это направление в наступившем году?

— ВТБ — один из крупнейших банков страны с обширной клиентской базой. На текущий момент мы выпустили 10 миллионов карт «Мир». Основное «пополнение» нашей эмиссии произошло в прошлом году за счет перевода клиентов из бюджетной сферы на «Мир». На мой взгляд, «Мультикарта» ВТБ на базе «Мира» получилась одной из лучших на рынке с точки зрения наполнения для клиента. В этом году мы планируем выдать еще более миллиона национальных платежных карт. Речь идет как о продуктах для бюджетников, так и о самостоятельно открываемых клиентами картах «Мир». При этом значительная часть будет оформлена в рамках различных муниципальных программ (транспортные и социальные карты), вузов и других образовательных учреждений (например, кампусные карты), а также зарплатных проектов с социальной составляющей.

— В вашей продуктовой линейке национальная карта представлена как «Мир Премиальная», даже если речь идет о зарплатных и пенсионных продуктах. Почему был выбран именно такой формат?

— «Мультикарта» ВТБ действительно является премиальной с точки зрения сервисов и набора предоставляемых услуг. На текущий момент в нашей продуктовой линейке мы оставили только один продукт — «Мультикарту» — с рядом небольших отличий для различных категорий клиентов. Это осознанное решение, оно помогает клиенту не запутаться в продуктовой линейке банка и при этом получить максимум бонусов, выгодных конкретного для него.

— Такой подход помог увеличить трансакционный оборот по картам?

— Разумеется. Сейчас клиент может получать одновременно два бонуса — как при оплате картой, так и при расчете в торгово-сервисных предприятиях, являющихся партнерами банка. Это прямым образом стимулирует клиентов к более регулярным покупкам. Получается, что теперь вместо пяти разных карт, часть из которых вообще не используется, вам нужна только одна — «Мультикарта», трансакционная активность по которой в конце месяца суммируется для начисления максимального количества бонусов.

— Предложите ли вы какие-то новые коммерческие карты на базе «Мира»?

— Нет, ведь мы изначально создавали «Мультикарту» как универсальный продукт с максимально выгодными для клиента опциями. С другой стороны, мы будем модифицировать имеющееся у нас продуктовое предложение на базе «Мира» — добавим бонусы аналогично тем, которые есть на картах международных платежных систем. Сейчас обсуждаем реализацию такой возможности с Национальной системой платежных карт (НСПК — оператор карт «Мир»).

— Что это даст вашим клиентам?

— Прежде всего, дополнительные индивидуальные скидки в ряде торгово-сервисных предприятий, являющихся нашими партнерами. Клиенты смогут дополнительно получить до 7% к своим покупкам на постоянной основе, а разовые бонусы, например, в крупных ретейловых сетях в преддверии праздников могут достигать 25%. Для их получения клиентам необходимо всего лишь совершать свои привычные ежедневные трансакции.

— Планирует ли банк выпуск кредитных и предоплаченных карт «Мир» от ВТБ в обозримой перспективе?

— Пока что, по крайней мере в этом году, запуск кредитного и предоплаченного «Мира» не планируется. Сейчас мы выпускаем именную (эмбосированную) и неэмбосированную карту «Мир». При этом отмечаем тренд, при котором изначально достаточно большое количество клиентов «пробуют» неименную карту и только потом переходят на именную. Сейчас в зависимости от региона так поступают 40—60% держателей «Мира». При этом буквально два года назад 85—90% клиентов сразу оформляли именную карту. Эта тенденция объясняется упрощением процедуры получения неэмбоссированной карты — клиент становится обладателем пластика в течение 15 минут после заключения договора. Более того, использование неэмбоссированной карты ничем не отличается от именной — все трансакции совершаются в обычном режиме. Особенно удобен и функционален неэмбоссированный пластик для тех, кто часто совершает онлайн-покупки.

— А кобрендинговые проекты появятся на картах «Мир» ВТБ?

— Мы для себя решили отказаться от любых кобрендов с любыми платежными системами. По нашей «Мультикарте», в рамках которой предоставляются специальные условия по трансакционным сервисам, можно раз в месяц самостоятельно менять бонусную категорию. Это освобождает от необходимости перевыпуска карты в случае принципиальной смены бонусной категории, что приходится делать клиентам, использующим кобрендовые карты.

— Какие у вас планы на развитие дистанционных каналов обслуживания?

— Мы планируем упрощать не только процессы открытия продуктов в дистанционных каналах, но и последующее обслуживание клиентов. Например, начнем выпуск виртуальной карты: сразу после заказа клиент сможет пользоваться ею в «ВТБ-Онлайн», привязать к сервисам Pay и совершать покупки.

— На ваш взгляд, как повлияет на популярность карт «Мир» запуск оплаты с помощью них через Google Pay и Samsung Pay?

— Привязка карты к электронному кошельку примерно в два раза увеличивает трансакционную активность по ней, хотя сумма трансакции через функцию Pay при этом меньше. А отсутствие до недавнего времени возможности привязать карту «Мир» к электронному кошельку являлось достаточно большим ограничением для значительного числа клиентов, которые привыкли им пользоваться.

Сейчас «Мир» фактически «живет» только на телефонах Samsung, и, как говорят коллеги из НСПК, ведется работа по внедрению в ближайшее время аналогичного сервиса Mir Pay на всех моделях Android. Безусловно, это увеличит шансы «Мира» стать картой, которую клиент берет на постоянной основе с собой и с ее помощью проводит большинство операций.

— Владельцы каких смартфонов чаще расплачиваются электронным кошельком?

— Несмотря на то что в России, как и во всем мире, устройств на базе Android больше, трансакционная активность по ним ниже, чем по iOS-устройствам. Количество совершаемых в день операций и их средняя сумма в Google Pay и Apple Pay разнится в зависимости от региона и средней зарплаты клиента. Однако могу сказать, что сумма минимальной операции, которую клиенты делают через функцию Pay, составляет 25—50 рублей. Это траты на проезд в транспорте, небольшой «перекус» или кофе на вынос. Средний чек по России составляет от 150 рублей за покупку.

— Недавно вы начали выпускать бесконтактные карты «Мир» для бюджетников. Когда стартует эмиссия для всех клиентов?

— Мы планируем это сделать в конце первого квартала 2019 года. Я считаю, что у каждого клиента должна быть возможность пользоваться ими либо электронным кошельком. А банк ВТБ сделает все возможное, чтобы у людей был достойный выбор различных инструментов платежей.

Беседовала Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru