Пандемия изменила структуру налоговых доходов регионов, говорится в исследовании рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги». «Положительная динамика НДФЛ одновременно со снижением отчислений по налогу на прибыль наблюдалась практически во всех секторах. Выручить региональные финансы помогли трансферты федерального центра, которые позволили оплатить медицинские и социальные расходы на местах», — отмечают аналитики.

Пандемия коронавируса и сопутствовавший ей экономический кризис привели к сокращению доходной части бюджетов российских регионов в 2020 году, однако темпы снижения налоговых и неналоговых доходов (ННД) были скромными — 2% в номинальном выражении. Самым существенным фактором, сдержавшим падение ННД региональных бюджетов, стало увеличение безвозмездных поступлений из федерального бюджета на 1,3 трлн рублей по сравнению с 2019 годом (плюс 54%). При этом поступления от налога на прибыль в субъектах Федерации уменьшились на 13% на фоне падения ВВП на 3%, но их отрицательное влияние на бюджеты компенсировали поступления от налога на доходы физических лиц и акцизов.

Положительная динамика отчислений НДФЛ в региональные бюджеты наблюдалась в 2020 году практически во всех секторах, что свидетельствовало об увеличении фонда оплаты труда для соответствующих направлений экономической деятельности. Наибольший прирост отчислений НДФЛ в абсолютном выражении был зафиксирован в секторе «государственное управление, обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение» (плюс 58,7 млрд рублей по сравнению с 2019 годом). Таким образом, увеличившиеся расходы на зарплату госаппарата и различных социальных служб (в фонд оплаты труда за год добавили 451 млрд рублей, согласно расчетам НКР на основе данных Федеральной налоговой службы) косвенно стали еще одним фактором поддержки региональных бюджетов. В число лидеров по росту выплат НДФЛ также вошли сектора «финансы» (плюс 44,8 млрд рублей) и «связь» (плюс 31,5 млрд).

Кудрин призвал увеличивать финансовую самостоятельность регионов

«У нас увеличилась централизация доходов в рамках консолидированного бюджета», — сказал Кудрин.

Отчисления НДФЛ от ресторанного и гостиничного бизнеса, сильнее всего пострадавшего от карантинных ограничений, выросли по итогам года меньше остальных секторов — на 1%. За девять месяцев 2020 года рестораторы и отельеры сократили фонд оплаты труда на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, однако снятие значительной части ограничений позволило им наверстать потери в IV квартале. За год фонд оплаты труда вырос на 0,6%.

Этот же сектор продемонстрировал наибольшее сокращение отчислений налога на прибыль в процентном отношении — на 60%, или 7,2 млрд рублей. Поступления от налога на прибыль в региональные бюджеты уменьшились для подавляющего большинства отраслей. «В абсолютном выражении самым значительным было падение в секторе добычи полезных ископаемых (минус 106 млрд рублей, или 15%), что, вероятно, было связано с обвалом рублевых цен на нефть и ограничениями добычи в соответствии со сделкой ОПЕК++», — уточняют в НКР. От карантинных мер и в целом от экономического спада существенно пострадали также транспорт (минус 72 млрд рублей, или 29%) и торговля (минус 64 млрд, или 8%). За три квартала 2020 года, на которые пришелся период наиболее жестких ограничений, поступления по налогу на прибыль организаций сократились на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Однако уже в IV квартале, когда часть ограничений была отменена, показатель вырос на 8%.

Исключениями из общей тенденции падения налога на прибыль стали связь и администрирование. Так, сыграл роль усилившийся спрос на услуги связи в период дистанционной работы. «В секторе административной деятельности зафиксирован максимальный прирост налога на прибыль (плюс 113 млрд рублей), однако большая часть этих поступлений была сконцентрирована на Сахалине и относилась к лизинговой деятельности», — уточняется в обзоре.

Дополнительную поддержку региональным бюджетам оказали доходы от акцизов, на которые приходится около 6% доходов. В 2020 году совокупный прирост составил 6,3% по сравнению с 2019 годом, при этом акцизы на дизельное топливо принесли на 11,5% больше, чем годом ранее, на бензин — на 12,3%.

Аналитики указывают, что масштабное вливание федеральных средств позволило субъектам РФ завершить 2020 год со сравнительно небольшим дефицитом консолидированного бюджета — 5,3% (708 млрд рублей). При сохранении темпов и объемов федеральной поддержки на «доковидном» уровне — с приростом в 10—12% в год, как это было в 2018—2019 годах — дефицит составил бы 14,5% (1,7 трлн рублей).

Эксперты прогнозируют бюджетный кризис в регионах из-за пандемии

Хотя масштабных проблем ждать в этом году не следует, ряд субъектов находится в «красной зоне».

Средства на выплаты социального характера, в частности выплаты на детей, стали самой большой статьей дополнительных перечислений (76%). Дотации, хотя и увеличились на 380 млрд рублей, внесли меньший вклад в прирост финансовой помощи регионам — 29%.

«Наибольший прирост расходов во всех регионах был ожидаемо зафиксирован в здравоохранении и социальной политике: 71% (830 млрд рублей) и 24% (636 млрд рублей) соответственно, — указывают в НКР. — Общая сумма прироста таких расходов приблизительно совпадает с увеличением поступлений из федерального бюджета, который фактически оплатил пандемийные траты регионов».

Уточняется, что по итогам 2020 года 60 регионов зафиксировали суммарный дефицит бюджета в размере 824 млрд рублей, а суммарный положительный результат остальных 25 регионов составил 42 млрд.

«Эксперт РА»: восстановления региональной экономики в 2021 году ожидать не стоит

По оценке агентства, агрегированный дефицит регионов составит в районе 400 млрд рублей.

НКР ожидает дефицита бюджетов субъектов РФ в 2021 году ниже официального прогноза — 7,5% совокупных доходов вместо 12%. Эксперты уточняют, что официальный прогноз дефицита «предполагает обновление исторического максимума: предыдущий рекорд дефицита зафиксирован в 2013 году на уровне 9%». По мнению агентства, региональные бюджеты в 2021 году вряд ли обновят рекорд дефицита: обнародованные планы региональных бюджетов на 2021 год отличаются избыточным консерватизмом в части как расходов, так и налоговых поступлений.

Также в НКР считают, что существенное сокращение социальных трат в регионах в год выборов маловероятно. Вместе с тем расходная часть бюджета может уменьшиться в результате сокращения экстренных расходов на медицину.

Прирост долга регионов в 2021 году не превысит 25%, считают в НКР.

Минфин уточнил правила предоставления регионам бюджетных кредитов

В постановлении правительства закреплены изменения, призванные не допустить закредитованности регионов.

По оценкам аналитиков, рост совокупного регионального долга в 2020 году был умеренным с учетом экономических реалий — 18%, до 2,5 трлн рублей. Основными источниками стали облигационные займы (плюс 31%) и бюджетные кредиты (плюс 24%), в то время как объемы банковского кредитования сократились на 1%. В целом в структуре долга регионов по-прежнему доминируют бюджетные кредиты (44%) и облигации (31%), в то время как доля банковских займов продолжает сокращаться — 24% по сравнению с 27% по итогам 2019 года.

«Субфедеральный долг может увеличиться в 2021 году на 600 млрд рублей, что в 1,5 раза больше, чем годом ранее. При этом заемных средств может потребоваться меньше в случае более быстрого роста налоговых доходов или дополнительных поступлений из федерального центра. Регионам уже удалось сдержать рост коммерческого долга за счет бюджетных кредитов и расходования резервов ликвидности», — отмечается в материале.