Предложенные Банком России меры по регулированию экосистем могут оказать негативное влияние на рейтинги некоторых крупных российских банков, которые развивают такие экосистемы, считают аналитики агентства Moody's. Об этом говорится в их обзоре, поступившем в РБК.

Предложенная модель регулирования может предоставить небольшим банкам доступ к многомиллионной клиентской базе крупных игроков, что в итоге подорвет их рыночные позиции, объясняют аналитики Moody's. А требование построения открытой модели экосистемы, к которой должен быть обеспечен равный доступ широкого круга сторонних поставщиков услуг, может негативно отразиться на переговорной позиции банков и, как следствие, их прибыльности.

В начале апреля ЦБ опубликовал свои предложения по регулированию деятельности экосистем. Среди крупных банков их строят СберБанк, ВТБ и Тинькофф Банк, среди IT-компаний — «Яндекс», Mail.ru Group, МТС.

Швецов: плюсы от экосистем перевешивают риски

В числе плюсов экосистемной модели для потребителей зампред ЦБ назвал приобретение товаров и услуг в одном месте.

Банк России считает, что необходимо ввести регулирование экосистем для снижения риска создания монополии на этом рынке, а также для того, чтобы население и бизнес могли в полной мере использовать преимущества инновационных технологических решений. Для этого ЦБ предлагает:

  • ввести требование об открытой модели в отношении доминирующих экосистем. Такая модель предполагает доступ к платформе конкурирующих поставщиков товаров и услуг на основе публично раскрываемых ею критериев, а владелец платформы или связанные с ним компании либо не выступают сами в роли поставщиков на такой платформе, либо «играют по общим правилам». Закрытая платформа отличается тем, что товары и услуги предлагает она сама. Согласно анализу бизнес-моделей крупнейших мировых и российских экосистем, проведенному ЦБ, все они функционируют по гибридной модели, сочетая открытые и закрытые сегменты. Финансовые сервисы всех крупнейших экосистем предлагаются преимущественно по закрытой модели либо самой экосистемой (компаниями, входящими в ее группу), либо финансовыми организациями — партнерами;
  • внедрить обязательные открытые программные интерфейсы (Open API) — инструмент для быстрой и безопасной передачи данных между разными компаниями. Эта технология должна позволить потребителям и поставщикам быстро переходить между разными платформами и экосистемами;
  • установить контроль ФАС за долей рынка доминирующей экосистемы и/или ее элементами в отдельных сегментах рынка. Разработать критерии, в соответствии с которыми возможно применение антимонопольных мер по ограничению ее органического роста;
  • уделить отдельное внимание сделкам слияния и поглощения доминирующих экосистем, в том числе в сфере технологических компаний. «Может быть введен запрет на проведение сделок без согласования с ФАС России», — подчеркивается в докладе.

По словам первого зампреда Банка России Сергея Швецова, в результате введения регулирования должна сложиться «идеальная картина мира» и появиться рынок, на котором присутствует несколько конкурирующих национальных экосистем разного размера с умеренной ролью иностранных игроков. При этом ЦБ подчеркнул, что не собирается регулировать структуры экосистем с точки зрения формы собственности. Это может быть как партнерская схема, так и множество юрлиц, принадлежащих одной холдинговой компании.

Центробанк назвал основные риски для российского рынка экосистем

Главным риском в регуляторе считают возможное доминирование на российском рынке иностранных компаний.

«Финансовые услуги крупнейших российских экосистем в основном предоставляются по бизнес-моделям закрытых экосистем, которые подразумевают, что только владелец или связанные с ним компании или партнеры могут быть поставщиками продуктов или услуг для клиентов экосистемы», — напоминает Moody's. Новый формат регулирования «может подорвать эту бизнес-модель, размыть рентабельность крупнейших игроков и замедлить развитие национальных экосистем».