Курьеры Тинькофф Банка, которые доставляют карточки клиентам, утверждают, что получают примерно вдвое меньше, чем получали до марта, — они объединились в инициативную группу и намерены через суд добиться признания себя штатными сотрудниками. Forbes выяснил, что именно произошло.
Что говорят курьеры
В конце июля один из курьеров Тинькофф Банка — Александр Хасанов рассказал, что с марта нагрузка на курьеров значительно увеличилась. Банк также изменил условия по части выплат, что сократило доход представителей. В апреле, как утверждает курьер, банк не выплатил ему около половины от заработанных им в марте денег. При этом, как утверждал Хасанов, проблемы с выплатами возникли не только у него, но и у многих его коллег — в апреле и в следующие месяцы они получали меньше, чем должны были, согласно договору.
Еще трое представителей рассказали о проблемах с размером и временем выплат Forbes. По словам одного из них, банк стал недосчитывать часть встреч курьеров с клиентами — от количества этих встреч зависит фиксированная часть выплат для представителей банка. Если же банк не учел встречу с клиентом, он не учитывает и проданные ему услуги.
«Представьте: мы в ограниченное время продаем клиентам дополнительные продукты банка, отрабатываем возражения, открыли брокерский или кредитный счет. Но все впустую — наши усилия просто не учли», — рассказывает собеседник издания. Курьер уточняет, что банк стал недоплачивать ему с мая — в прошедшие месяцы он недополучал от 30% до 60% от причитающихся выплат. По словам Хасанова, до марта он зарабатывал 80 тыс. рублей — а в последние месяцы получал 40 тыс. рублей.
В июне Хасанов создал Telegram-чат для курьеров, которые не согласны с подсчетами банка и считают, что недополучили свои заработанные деньги. Один из участников чата рассказал, что не получил аванс за март, апрель и май. Участник другого чата представителей «Тинькофф» написал, что за месяц работы, проведя 203 встречи с клиентами, получил 28 тыс. рублей.
Судебное разбирательство
Спустя полгода после начала проблем с выплатами сотрудники решили объединиться для подачи искового заявления в суд — им помогает частный юрист Евгений Карякин. Основным предметом иска является переквалификация договоров ГПХ в трудовые и взыскание компенсации для тех курьеров, договоры с которыми Тинькофф Банк расторг.
Сколько именно человек присоединилось к иску и о скольких пострадавших известно, Карякин не раскрывает — истцы опасаются, что банк начнет вычислять их и увольнять еще до подачи иска. Подать иск инициативная группа планирует на этой неделе.
Юристы объясняют, что правоотношения, регулируемые не трудовым, а гражданско-правовым договором, для заказчика выгоднее. Перевести отношения с банком в трудовые будет сложно, отмечает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.
«Предполагается, что стороны такого договора (ГПХ) свободны в его заключении, то есть никто не заставляет исполнителя подписывать договор, если он не согласен с условиями. Если он его заключает, то принимает на себя в том числе и риски, связанные с потерей всего или части вознаграждения за выполненную работу, если работа не выполнена в срок, не выполнена в установленном договором объеме или качество работ не соответствует требованиям, установленным договором», — заключает юрист.
Позиция Тинькофф Банка
Накануне Тинькофф Банк уже дал комментарий по поводу сложившейся ситуации. ««Мы находимся в контакте с группой представителей петербургского офиса. В начале лета несколько десятков человек затронула техническая ситуация с переводом выплат на новую систему. Мы ведем диалог с каждым из них; все, кто желает продолжить работу в компании, могут сделать это на комфортных для всех сторон условиях. С большинством представителей вопрос уже решен, с оставшимися мы находимся в режиме диалога», — заявили в пресс-службе.
Комментарии
<p>Грозит потерей работы недовольным. Не сейчас так чуть позже.</p>