Венгерская группа OTP (в РФ «дочка» группы — ОТП Банк) запускает в России новый проект — Touch Bank, который в случае успеха планируется распространить и на другие страны присутствия группы. Это еще одна попытка запустить карточный банк без офисов; в России пока только один подобный проект оказался успешным — Тинькофф Банк, пишет «Коммерсант».

Информацию о запуске проекта Touch Bank газете подтвердили в ОТП Банке. Формально речь идет о новом бренде, а не о новом юрлице: Touch Bank работает на лицензии ОТП Банка. Как пояснил управляющий директор Touch Bank Андрей Козляр, получение отдельной банковской лицензии на текущем пилотном этапе экономически нецелесообразно.

Touch Bank в Москве появится к сентябрю, сейчас пилотный проект запущен в четырех регионах — в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Волгограде. На начальном этапе клиентам доступны дебетовые карты с накопительным счетом под 14% годовых. Карты доставляются клиенту курьером. В ближайших планах банка — запуск кредитования. Touch Bank позиционирует себя как высокотехнологичный банк с удобным интернет-банком и другими дистанционными сервисами.

Цель проекта — диверсифицировать бизнес-модель ОТП Банка, пояснил Козляр. По его словам, цели поменять бизнес-модель ОТП Банка нет, есть задача лишь дополнить ее. «В России это особенно актуально в связи со сложившейся конъюнктурой на рынке потребкредитования», — считает Козляр. Дело в том, что два последних года ЦБ последовательно охлаждал рынок необеспеченного кредитования, борясь с завышенными ставками по кредитам, отмечает издание.

В результате темпы роста рынка сократились с 53% в 2012 году до 8,9% в 2014-м, а банки — лидеры потребкредитования стали убыточными. Убыток ОТП Банка по МСФО за 2014 год составил 2,3 млрд рублей. Единственным прибыльным банком из этого сегмента пока что остается Тинькофф Банк, однако и его прибыль заметно сократилась. «В других странах, на которые планируется распространить новую модель в случае успеха, Touch Bank будет направлен именно на дистанционное привлечение клиентов как более экономичное в сравнении с расходами банка на строительство филиальной сети», — добавляет Козляр. По его мнению, кризис — время возможностей.

На запуск нового проекта OTP Group выделяет 40 млн евро. Эти средства пойдут на развитие IT-инфраструктуры, рекламу и непосредственное фондирование текущей деятельности в ближайшие девять месяцев, рассказал Козляр. После чего предполагается, что фондироваться банк будет преимущественно за счет привлекаемых от клиентов средств, а также при необходимости сможет занимать средства в рамках группы. В планах банка на ближайшие пять лет — привлечение 1 млн новых клиентов сегмента affluent (средний класс и выше), в то время как сам ОТП Банк в России ориентирован на массовый subprime-сегмент. Окупаемость проекта ожидается через 3,5—4 года.