ЦБ опубликовал в среду ежемесячную отчетность российских банков за ноябрь: оборотные ведомости, отчетность по капиталу и нормативам (формы 101, 123 и 135 соответственно). Выяснилось, что из перечня банков, публикующих свою отчетность на сайте регулятора, исчез «Уралсиб». При этом ранее банк раскрывал все перечисленные формы (а также ежеквартальную 102-ю форму — отчет о прибылях и убытках), пишет «Коммерсант».

Перемена в подходе банка к раскрытию этой информации для широкого круга общественности произошла практически сразу после его санации (об оздоровлении «Уралсиба» Владимиром Коганом было объявлено в начале ноября). Еще на 1 ноября банк раскрывал все публичные ежемесячные формы по РСБУ (101, 123 и 135).

Изменение подхода к публикации отчетности в пресс-службе «Уралсиба» изданию пояснили так: «В рамках взаимодействия с регулятором банк отозвал свое согласие на публикацию отчетности. При этом всем контрагентам и клиентам по их запросам мы высылаем отчетность с необходимыми пояснениями». Таким образом, отказ от публикации отчетности был согласован с регулятором. В ЦБ газете пояснили, что «кредитные организации в соответствии с письмами Банка России № 165-Т и № 17-Т дают письменное согласие на раскрытие форм отчетности на сайте ЦБ. При этом они имеют право изменить свое решение и отказаться от размещения такой информации».

Сам по себе отказ публично раскрывать данные отчетности не является нарушением, но подавляющее большинство банков (и в особенности крупные игроки) предпочитают раскрытие — во избежание репутационных рисков из-за недостаточной прозрачности. Впрочем, подобная закрытость не всегда полезна, указывают участники рынка. «Закрытие отчетности затрудняет возможность отслеживать ход санации и действия санатора широкому кругу лиц», — указывает руководитель практики инвестиционного консультирования ФБК Роман Кенигсберг. Тем временем на санацию тратятся огромные средства: в случае с «Уралсибом» оздоровление обошлось государству в 81 млрд рублей.

Участники рынка напоминают и о других возможных причинах чрезмерной закрытости санируемых банков по воле их санаторов. «Банки-санаторы могут использовать регуляторные послабления в отношении санируемых банков для осуществления рискованных инвестиций. Банки, находящиеся в процессе финансового оздоровления, обычно получают разрешение ЦБ не выполнять некоторые требования, в том числе по нормативу достаточности капитала, ликвидности и концентрации на отдельных заемщиках. Это обстоятельство подвергает инвесторов конфликту интересов, поскольку дает возможность для учета высокорисковых и капиталоемких операций на балансе санируемого банка», — отмечало недавно агентство S&P в одном из своих отчетов.