Добавить отзыв о банке
(необходима авторизация/регистрация)

избранный отзыв Свет клином не сошёлся плохо (−1)
 зарплата соцпакет коллектив руководство общий комфорт
Отзыв месяца

Отзыв месяца:
июнь 2010 года

Отработав в банке МДМ более 3 лет, я решил написать отзыв. Сначала расскажу о личном опыте, а затем поделюсь своим мнением о банке в целом.

Начинал я свою клерковскую карьеру ещё в докризисном 2007 году в Москве, в АКБ «Московский Деловой Мир» (ОАО); тогда он назывался именно так. Сначала занимался продажей автокредитов физическим лицам на территории автосалонов. Был фиксированный оклад и фиксированная премия за каждый оформленный автокредит – прозрачная и достаточно честная бонусная схема, в отличие от мошеннических схем, в которых величина премии зависит от % выполнения плана, а поскольку план увеличивают ежемесячно, то в итоге сотрудник всё больше работает и всё меньше получает. Кроме того, начальство не требовало выполнения какого-либо плана по продажам. Расчёт был на сознательность каждого сотрудника: чем больше кредитов продал, тем большую премию получил; продал мало – заработал мало. Зачем трепать нервы людям насчёт выполнения плана, требуя от них увеличения объёма продаж, когда каждый сотрудник и так заинтересован в этом и стремится к этому?

В общем, с банковским руководством никаких проблем не было. Нужно было сработаться с сотрудниками автосалонов и банков-конкурентов. Это удалось, так же как удавалось сохранять определённый баланс между интересами банка, клиента и автосалона. Но как ни крути, а разговаривать со многими физлицами достаточно тяжело, многие (но не все) из них несут какую-то ересь. Одни ничего не слушают, не понимают, а потом утверждают, что их пытаются обмануть (в этой категории мне часто попадались бухгалтера с высшим финансовым образованием). Другие требуют выдачи им максимальной суммы кредита в кратчайшие сроки при минимальном наборе документов. Лишь немногие задают вопросы по существу и понимают разъяснения насчёт суммы переплаты по кредиту (такие, кстати, чаще всего попадались среди водителей со школьным образованием).

Очевидно, работа в «полях» является стартовым уровнем, «кузницей кадров», и оставаться на ней более года не стоит. Нужно было двигаться дальше. Тут как раз мне и предложили перейти в центральный офис для работы в андеррайтинге заявок физических лиц. В этом отделе работа заключалась во внимательном рассмотрении документов заявителя, выявлении признаков мошенничества и вынесении решения об одобрении или отказе в выдаче определённой суммы кредита с помощью скоринга. Для меня это было более интересно, чем продажи. Но большим разнообразием такая работа тоже не отличается; через полгода сотрудник знает о ней всё, двигаться дальше в профессиональном плане некуда, а через год его одолевает тоска.

Наступила осень 2008, и тут как раз нас посетил ОН, мировой экономический кризис. В банке началась кадровая эпилепсия, проводились массовые увольнения. Начали с продажников, а потом добрались и до андеррайтеров с верификаторами. Уходить на улицу в разгар кризиса никак не хотелось, а вакансии на тот момент были только во взыскании просроченной задолженности физических лиц. Так я стал коллектором, или телефонным гопником (вещи нужно называть своими именами). Работка, конечно, жесть! Мало того, что многие клиенты ведут себя неадекватно и сотруднику зачастую приходится примерять маску психиатра, так ещё добивало постоянное увеличение количества просроченных кредитов, продолжавшееся вплоть до лета 2009 года. Но нет худа без добра. Работа во взыскании – это череда тренингов по развитию хладнокровия, граничащего с отмороженностью; кроме того, здесь нужно балансировать между напористостью и человечностью. В общем, мне удалось преодолеть очередной барьер и пополнить свою копилку знанием очередной стадии кредитного процесса. А в начале 2010 года полномочия по телефонному взысканию передали в Новосибирск, в результате чего московский коллекторский отдел «оптимизировали», как любят выражаться так называемые «менеджеры». В число «оптимистов» попал и я, и на этот раз у меня уже не было желания переходить в какое-либо другое подразделение МДМ. Спасибо этому дому, пойдём к другому.

Теперь перейду к оценке банка в целом. Я могу себе это позволить, поскольку за 3 с лишним года мне довелось проработать в трёх различных подразделениях, а взаимодействовать приходилось с гораздо большим количеством отделов.

Существует расхожее мнение, согласно которому до декабря 2008 года, то есть до прихода УРСА-Банка, в МДМ-банке было всё нормально, а потом новосибирские медвежата всё УРСАли, вытеснив грамотных менеджеров. Однако это мнение всего лишь миф, и придётся развенчать этот миф, поскольку факт – самая упрямая в мире вещь (тут с господином Воландом не поспоришь). В банковской сфере (да и не только в ней) существует явление, которое я называю оккупационными волнами. Происходит так: акционеры приглашают нового человека на пост Председателя Правления. Тот тянет за собою «шлейф» (лучше сказать «высаживает десант») из своих подчинённых с прежнего места, вытесняя топ-менеджеров предыдущей волны (с последними расстаются, надо полагать, по соглашению сторон с выплатой определённого количества «отступных»). Аналогичный процесс происходит на уровне менеджеров среднего звена, или топлес-менеджеров. Затухают эти волны, как правило, на уровне главных специалистов, поскольку «десантники» претендуют только на руководящие должности (не ниже руководителей секторов, групп, направлений). Почему я называю эти волны оккупационными? Да потому, что «десантники» говорят в следующем ключе: «Мы вас научим работать; раньше вы всё делали неправильно, поскольку предыдущие руководители были некомпетентны; мы профессионалы, потому-то нас и позвали с собой наши начальники; мы успешные, эффективные менеджеры, а вы неудачники». Они устанавливают свои порядки, не считаясь с мнением людей, которые вносили свой вклад в развитие компании до них. Если дословно их фразы звучат несколько мягче, то смысл именно такой. Так вот, многие уцелевшие сотрудники МДМ-банка (с дефисом) расценивают УРСА-менеджеров в качестве оккупантов, считают большинство из них некомпетентными хамами и оплакивают изгнанных руководителей-«профессионалов» старого доброго МДМ. Но они забывают, что ещё в 2006-2007 годах эти «изгои» сами были оккупантами, поскольку 20 апреля 2006 года Председателем Правления МДМ-банка стал Мишель Перирен, возглавлявший до того Райффайзенбанк (символом которого являются 2 конские головы), и первым делом он стал перетаскивать своих подчинённых (многочисленные подтверждения можно найти в открытых источниках информации). К весне 2007 года число «конюшенных десантников» перевалило, судя по всему, за сотню. Вели они себя очень высокомерно. Больше всего впечатляло, когда новоиспечённые «шлейф»-менеджеры втирали специалистам возглавляемых ими подразделений, что те не заслуживают повышения до ведущего специалиста, поскольку работают всего год; хотя сами эти выходцы из Райффайзенбанка нарисовались только месяц назад и сразу получили должности на 2-3, а то и на 5(!) ступеней выше, чем на прежнем месте работы (причём они даже не скрывали этого). Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. Так что не стоит жалеть изгнанных менеджеров: они получают по заслугам. Покушал сам - дай поесть другому. Просто в 2009 году медвежата вытеснили коняшек. Придётся последним игогокать в другом месте. Круговорот менеджеров в банковской природе.

Явление под названием «индексация зарплаты» даже в «тучные» докризисные годы было в МДМ-банке неизвестно; по крайней мере, для главных специалистов и ниже, то есть для абсолютного большинства работающих сотрудников, индексация не была предусмотрена в принципе; увеличение зарплаты было возможно только в случае повышения в должности. Так что кризис, а тем более УРСА здесь ни при чём.

Ещё один бич – кумовство. Оно существует всегда и везде, но не в таких же масштабах! В андеррайтинге некоторые руководители даже открытым текстом могли заявить следующее: «Претензий к твоей работе нет, но ты с нами не дружишь, держишься особняком, не ходишь с нами в кафе и боулинг, поэтому на повышение в должности рассчитывать не можешь». В отделе взыскания вообще бывали кадровые чудеса: подружившийся с начальством специалист мог стать ведущим, а затем и главным специалистом; причём он становился маленьким «начальником»: ему дозволялось не обзванивать клиентов, а контролировать, сколько человек обзвонили его подопечные, которым не удалось поймать за хвост птицу кадрового счастья. А как известно, контроль за работой требует существенно меньших усилий, чем сама работа. Особенно заметен дисбаланс в нагрузке был в первой половине 2009 года. Правда, у некоторых ведущих и главных специалистов была совесть, и они звонили людям, хотя могли этого не делать.

Подводя итог всему написанному, скажу, что мне ничуть не жаль никого из «изгнанных» менеджеров. А если банк обанкротится, как предрекают многие люди, то и его жалеть не стану. На МДМ свет клином не сошёлся. Существовал до него мир – будет существовать и после него. Как говорится, умер Максим – ну и чёрт с ним! Правда, особо рассчитывать на его банкротство не стоит, поскольку известная субстанция всегда остаётся на плаву…

Я понимаю, что все перечисленные недостатки есть в большинстве (если не во всех) российских банках. Но минусы есть минусы. И их гораздо больше, чем плюсов. Поэтому отзыв отрицательный.
Вурдалакбывший сотрудник
19.06.2010 04:04
91 комментарий
Если вы хотите подписаться на комментарии к этому отзыву, вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться
RentGen
09.07.2010 12:27
"Мол новый пред правления скорее всего вернет всю прежнюю команду."
Действительно качели. Только откуда он её возьмет теперь, команду эту...

Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал...
Иных уж нет, а те далече,
Как [ново]Сади некогда сказал.
ariman1
10.07.2010 01:27
Да уж, господа, слов нет. Я ничего против Тимофеева не имею против, но видимо действительно не имеют возможности привлечь тяжеловеса из банковской сферы, пришлось скрести по сусекам и ставить кто есть. Команду уже не вернуть, все работают в других местах, да и даже если и вернуть, то надо денежек платить, а оных, по ходу, не хотят выделять. Поэтому абсолютно без разницы, старый МДМ, новый, или вообще дед Мороз - банк развалился и умер. Приятно повспоминать, красивый бренд был и почетно, но жизнь продолжается
Вурдалак
Автор отзыва
10.07.2010 01:35
Многие "аналитики" забыли про Игоря Кузина, а зря. Совершенно очевидно, что контракт с ним был подписан не на 2 месяца. А в декабре 2008 года через СМИ всем стали втирать, что объединение банков МДМ и УРСА готовили аж с лета 2008 года; про Кузина уже никто ничего не говорил. Так что у Тимофеева большие шансы стать очередным халифом на час с той лишь разницей, что Кузин был призван извне, а Тимофеев изнутри МДМ.
Насчёт надежд, возлагаемых на новых руководителей: "Явились даже опасные мечтатели. Руководимые не столько разумом, сколько движениями благодарного сердца, они утверждали, что при новом градоначальнике процветёт торговля, и что, под наблюдением квартальных надзирателей, возникнут науки и искусства" (Салтыков-Щедрин, "История одного города", глава "Органчик"; программа по литературе 10 класса средней общеобразовательной школы).
Scorpionша
10.07.2010 23:34
Господа, есть ещё новости с фронта - Раимова уволилась или уволили...очень надеюсь, что все же второе!!!
Дон Санчес
11.07.2010 08:49
Вурдалак, после Кима - всё кажется лучше. Поэтому очень сложно налажать больше чем уже сделано. Мы уже "на дне".


budun
12.07.2010 20:51
Вервульф, с отзывом месяца тебя!!!!!
Вурдалак
Автор отзыва
12.07.2010 23:18
Вурдалак благодарит всех, кто поддержал его. Я поговорю с Люцифером, и вам в аду будет гораздо лучше, чем всем остальным. А в ночь на 13 июля служим чёрную мессу!!!!!
budun
13.07.2010 00:32
Зря ты так, Вурдалак, наверно, искренне все написал. После твоего поста Игоря Владимировича провожают, вот и на Раимову ветер подул... Новосад еще до этого ушел, но что-то мне подсказывает, что где-то ты еще след оставил. Надо в и-нете порыться...
Вурдалак
Автор отзыва
13.07.2010 01:45
Budun, ромалэ! Ты проявляешь великодушие к тем, кто этого не заслуживает. Вспомни слова героев бессмертных литературных шедевров:

"Из жалости я должен быть суровым.
Несчастья начались, готовьтесь к новым".

"Бывает человек жесток,
Но есть и в звере жалость.
Во мне же её нет,
И, значит, я не зверь".

Мои соратники из масонских лож и Комитета 300 поручили мне стать закулисным организатором похорон гниющего трупа под названием «МДМ Банк», ибо он давно исчерпал свой ресурс и должен уступить место новым банкам. Вспомни, сколько государств и народов исчезло с лица Земли. Им на смену приходили новые народы и цивилизации. Мир от этого не разрушался, а обновлялся. Здесь же речь идёт о какой-то мелко плавающей конторке. Странно, что многие клерки так её оплакивают. Наверное, ничего лучшего в своей жизни они не видели, потому и выставляют себя на посмешище...

А мысли типа «Мол новый пред правления скорее всего вернет всю прежнюю команду» вызывают только ухмылку. Обращаюсь к тем бывшим сотрудникам, которые разделяют эту мысль. Нельзя в одну реку войти дважды! Не вернётесь вы в МДМ, не бывать тому! Переверните эту страницу своей клерковской жизни и ищите новое место. Хватит нюни распускать!

Budun, дружище! Если ты хочешь узнать ответы на свои вопросы, то для этого придётся тебе порыться не только в Интернете, но и в Чёрной Библии. Удачной тебе охоты, брат!
budun
13.07.2010 02:14
"Да здравствует, кесарь!"
Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Продукты Банки.ру