Заранее прошу простить за возможные неточности. Отзыв будет про истории, которые происходили не в этом и даже не в прошлом году, а уже достаточно много лет назад. В процессе написания я уже замечал, что некоторые события в памяти сохранились не совсем корректно и после проверки эти моменты приходилось переписыватать. Если есть замечания, то поправляйте.

Последние недели нахлынула ностальгия. Вроде бы давно уже не работаю в банке, но воспоминания о минувших годах снова впечатляют. Я ведь был обычным сотрудником, но успел поработать и в колл-центре, и в Бэк-офисе, и в ИТ. Такое ощущение, что знал половину банка, а также как там работают все важные системы, к которым у меня был доступ. Отслеживал ситуации вокруг и внутри банка, продвигал свои идеи, контролировал коллег. Я тогда тестировал практически все новшества в банке. Если бы мне рассказали о такой работе, когда я первый раз пришёл на собеседование в колл-центр, то я никогда бы не поверил. У меня на тот момент было всего несколько банковских карт и никакого опыта.

Собственно в колл-центре я первый раз узнал как работает банк. Это знакомство произвело на меня неизгладимое впечатление. Пришлось разобраться в многочисленных тарифах, процедурах, системах. Звонки должников сразу наполнили мою скучную жизнь бурей эмоций. Через некоторое время насладился ролью оператора колл-центра сполна и решил уволиться из ТКС.

Захотел отдохнуть после упорного труда. Без работы провёл несколько месяцев и стало скучно. Через некоторое время мне внезапно через ЛС banki.ru предложили вернуться в банк и заняться коммуникациями в Интернете. Условия были довольно жесткие, нужен был сотрудник, “который сможет тратить на это столько же, сколько и я - по 14-16 часов ежедневно. В том числе в выходные”. Звучало страшновато, но всё равно уже стало скучно сидеть дома и я согласился. После небольшого собеседования я снова стал сотрудником. Сначала мы отвечали на электронную почту банка. Это было местами утоминательно и надо было реально вкалывать. Зато после работы по строгому расписанию с фиксированными перерывами любая работа уже казалась раем. Ты не был привязан к телефону и наушникам.

Вскоре после возвращения в банк моя работа снова кардинально изменилась. Артём собрал нас в комнате и сообщил, что мы переходим в новый отдел, который будет заниматься социальными сетями. Мне достались... ответы на форумах banki.ru. Мы поменялись местами. Сначала банк отвечал на мои вопросы, а теперь я отвечаю на вопросы пользователей. Держать уровень общения в исполнении Артёма было почти нереально. Впрочем, он тогда ещё сам иногда отвечал на особо каверзные вопросы. Работа была интересная. Приходилось и в отделения Почты России позвонить, и лимиты снятия наличных в банкоматах на улице проверить.

В это же время в банке происходит судьбоносное событие. Готовится к запуску Интернет-Банк, который был впервые написан силами внутренних разработчиков. Тут то я уже начал проявлять активность в тестировании нового сервиса и выдвигать предложения. В т.ч. тогда обещали рассмотреть возможность добавления MCC-кодов. Это была идея, о которой многие просили на banki.ru.

После запуска Интернет-банка в нём конечно находили ошибки. Я каждый день по каждой ошибке отправлял письма. Т.к. я отвечал на banki.ru, то у я таких писем создавал много. Собственно и я сам находил ошибки в системе. В особых случаях их правили в течение дня. Писем отправлять приходилось много, я тогда стал вроде главного борца с багами. Не только ИБ. Тогда же познакомился со своими будущими коллегами по отделу. Мы с ними работали долгие годы вплоть до моего ухода из банка.

В то время банк менялся и рос с космической скоростью. Артём из бэк-офиса перешёл в новую компанию - Тинькофф страхование. В один прекрасный день Артём прислал мне письмо с предложением перейти в ИТ и помочь коллеге решать запросы по поводу багов в Интернет-Банке и Мобильном приложении. Т.е. решать задачи по письмам, которые я как раз отправлял. Я съездил на собеседование в БЦ “Олимпия Парк”, но всё равно не мог поверить, что меня возьмут в ИТ.

Удивительно, но меня взяли. Я сразу начал разгребать залежи своих и чужих нерешенных запросов, которые коллекционировал мой коллега. За месяц, наверное, разгрёб всё. Новый поворот произошёл довольно быстро, когда мой коллега решил уволиться. Его ругали, что я работаю гораздо лучше. Таким образом я остался один отвечать на все запросы по Интернет-Банку и мобильным приложениям. Причём сервисов становилось больше, а я оставался один. Тут уже реально приходилось работать по полной. Ты ведь отвечаешь за сервисы целого банка.
Причём не успел я обжиться в новой должности, а меня уже звали на должность админа веб-сервисов. Тогда у меня, к сожалению, опыт в этом был крайне ограничен. Ответить на собеседовании я почти ни на что не смог, хотя сейчас некоторые вопросы кажутся слишком простыми. Этого нельзя было не знать.

Через некоторое время мне предложили стать даже разработчиком Интернет-Банка. Опять же решать задачи, которые я ранее создавал. Свободное время у меня было крайне ограничено, я задерживался до позднего вечера, но разработчиком стать так и не успел. Зато удалось наконец протоклнуть свои идеи и поправить некоторые запросы. MCC-коды по операциям я как раз тогда добавил, почему-то никто не хотел это делать раньше. Но т.к. у меня были все права разработчика, то я это реализовал. Оказалось, что если знаешь системы банка, то и код читается легко. Мой уровень работы возврос, я смог искать ошибки уже непосредство в исходном коде. Иногда я и правил сразу эти ошибки. Иногда приходилось коллег заставлять работать. В Интернет-Банке было много мест, которые можно улучшить и многое в результате удалось улучшить.

Тогда у меня были фантастические условия работы. У меня как бы были свой начальник и отдел, но мы сидели в разных сторонах здания и общались редко. Я сидел с разработчиками, с которыми собственно и решали основные вопросы. В итоге я получается сам перед собой отвечал за свою работу. Отвествественность была максимальна.
Однако всё меняется и в один не очень прекрасный день сказка кончилась. Мне сказали, что я перехожу в новый отдел глобальной техподдержки в структуре ИТ. Это означало переезд в старый офис прочь от моих прежних коллег. Однако мне удалось отстоять свои обширные доступы в различные системы банка. Они мне ещё долго помогали находить и исправлять проблемы. Был, правда, инцидент, когда у меня забрали права админа на компьютере по фантастической причине, но это лишь научило правильно настроить систему. Потом доступов стало даже больше. Я начал админить систему JIRA, а затем и ServiceDesk. Т.е. тогда и внутренние системы банка уже немного зависили от меня.

Важная особенность новой работы была в том, что я должен был научить коллег в своём отделе делать мою работу, которой я до этого занимался в одиночку. Это была одна из главных моих задач, с которой я старался справиться и думаю, что справился.

Развязка моей увлекательной истории работы в банке пришла внезапно. Мне предложили поработать для компании, в которую я пытался устроиться более 10 лет. Отказаться было почти невозможно.
Тем более, что я свои задачи в банке выполнил. Идеи реализовал. Администрирование JIRA у меня как раз забрал профильный сотрудник, коллеги поблагодарили за работу. Т.е. мне предложили новую работу именно в тот момент, когда мой уход уже никак не мог повлять на банк.

Впереди меня ждало ещё полно приключений на новой работе. Хорошо, что там как раз было время изучить всё с нуля. В ТКС мне катастрофически не хватало времени. Отвественность на новом месте конечно же совсем не та. Я даже и не отвечаю за основной продукт компании. Хотя это и не избавляет от строгих претензии на недоступность небольшого сайта на несколько минут, которая ещё и была автоматически исправлена. Всё должно работать идеально, каждая ошибка влечеет длительные разбирательства. Даже если проблему не заметил ни один клиент с banki.ru.

Хотелось бы сказать просто огромное спасибо всем коллегам из всех отделов, которые долгое время меня терпели. Сейчас уже с восхищением вспоминаешь ту атмосферу, когда можно было продвигать любые и даже самые безумные идеи. Распутывать самые сложные проблемы. Было реально много ситуаций, когда удавалось решить даже самые странные вопросы. Не всегда всё шло гладко, иногда случались неприятности, но это всё равно был очень полезный опыт. Мне ни в какой должности не мешали заниматься улучшением банка, лезть не в свои дела и прикладывать усилия к решению проблем. Мы сделали техноддержку, которая реально может разбираться в причинах, а не просто писать, что есть проблема и надо её как-то решить через пару месяцев. Причём у банка уже появилось столько сервисов, что один человек никак не мог знать всё обо всём и успевать решить все запросы. Надеюсь, что у нас получилось сделать систему, которая это может.

Спасибо за абсолютно фантастический опыт. Я не представляю любой другой компании, где я мог бы поработать сразу в стольких разных должностях за короткое время. Причём я никуда не стремился и не стукачался. Путешествие по отделам мне обеспечила компания, а я лишь старался быть максимально полезным.